Конспект урока русского языка"Сложные слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Конспект урока в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_slova.rar928.17 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 3 класс. Тема: Сложные слова

Цель урока: знакомство учащихся с понятием "сложные слова"

Задачи урока:

  • дать определение понятию "сложные слова";
  • формировать умение составлять сложные слова;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся,
  • продолжить формирование навыка графически обозначать изученные орфограммы;
  • развивать творческую активность.

Ход урока

I. Организационный момент

 II. Минутка чистописания

-  В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась! (о)  

Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене 
Он рисует букву ... (е)

 - Почему сегодня на минутке чистописания мы работали именно с этими буквами, надеюсь вы мнет сможете ответить в конце урока.

 

III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

1) Фронтальная работа

- Найдите в словах ошибки, объясните какую букву надо писать и почему?

Слидит, (в данном случае в слове только одна безударная гласная, проверяемая ударением, а бывают ли случаи, когда их больше?) (а бывают ли случаи, когда в корне слова безударная, которою невозможнол проверить?) доблесный, улыпка,  басейн, звиздопат.

(Ученики на доске исправляют букву, анализируют орфограмму, выделяют корень, где надо ставят ударение, устно подбирают проверочные слова, слово ЗВЕЗДОПАД учитель даёт для самостоятельной работы)

2) Постановка проблемного вопроса.

- Какие проверочные слова вы подбирали?

- Я увидела, что вы по-разному определили корень в слове ЗВЕЗДОПАД.

открывает запись  

- Возникает вопрос, сколько корней в слове ЗВЕЗДОПАД.

3) Решение проблемы.

- Когда так говорят - Начался звездопад? (Когда яркие вспышки на небе, кажется, что падает звезда. Но это падают не звёзды, а метеоры -  обломки комет)

Запись на доске: звезда, падать,

- Какой корень в слове звезда? Подберите однокоренные слова.

- Какой корень в слове ПАДАЕТ? Подберите однокоренные слова.

- Есть ли корни -звезд- и -пад- в слове звездопад?

- Так сколько корней в слове ЗВЕЗДОПАД? (В этом слове 2 корня)

Знаете ли вы ещё слова с двумя корнями?

- Как можно назвать эти слова? (Предположения детей)

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Прочитайте название этих слов на с. 104. Наши предположения были верные или нет?

- Почему их так назвали: сложные? (Сложили два корня)

- Упр. 122

Альтаир (альфа Орла) белая звезда. Звезда Альтаир находится в созвездии Орла, горло Орла.

Звезда Альтаир символизирует победу, гордость, а также восхождение в жизни, взлёт, но все достижения будут заслугой самого человека.  

Совет звезды Альтаир в том, чтобы направлять свои лучшие качества в правильное русло – решимость, целеустремлённость, отвагу, бесстрашие. Тогда человек сможет взлететь очень высоко и достичь всего, чего желает.

V. Изложение нового материала.

Упр.123

Упр.124.

Волнорез — гидротехническое сооружение.

Волнорез (судно) — судно, имеющее тонкие и острые очертания корпуса, с пониженным лобовым сопротивлением

VI. Первичное закрепление. Наблюдение над соединительной гласной

1) Какими словами можно заменить эти предложения?  Записать, выделить корни. От каких слов они образованы?

Аппарат, которой сам летает по воздуху. (самолёт)

Поток воды, который падает с большой высоты. (водопад)

Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня. (бронежилет)

Человек, передвигающийся пешком.(пешеход)

Карточки со словами учитель вывешивает на доске.

 Какая буква в середине сложного слова не входит не в один из корней? Для чего она нужна? (для соединения слов).

По этому принципу разделим слова на 2 группы. (с соединительной о,  е)

Теперь понятно, почему на минутке чистописания мы работали с этими буквами? А вот в каких случаях пишется о, в каких случаях пишется е и только ли с помощью данных букв соединяются сложные слова вы узнаете на следующих уроках.

VII. Итог урока

- О каких словах мы сегодня узнали?

- Какие слова называются сложными? (Слова, в которых два корня, называются сложными.)

- Сравните свой вывод с авторским  - стр.106 рамка

- Посмотрите на доску. Как вы думаете, какая из схем показывает сложные слова?

http://festival.1september.ru/articles/531794/img2.gif

 

VIII. Домашнее задание.

Упр. 85 (Дидактический материал). Сочинить сказку о сложных словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку "Сложные слова", 2 класс, по УМК "Перспективная начальная школа"

Аннотация. 1. Автор: Сухова Галина Викторовна , учитель начальных классов МОУ « Оршинская СОШ ». 2. Раздел:  гуманитарный цикл. 3. Название работы: « Сложные слова». Урок по ...

Урок русского языка "Сложные слова"

Конспект урока русского языка "Сложные слова", 3 класс, система Л.В.Занкова...

Конспект урока русского языка "Сложные слова"

Конспект урока русского языка "Сложные слова", 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...

Конспект урока русского языка " Сложные слова" 3 класс УМК " Школа 2100"

Урок, реализуемый методом проектовТема: Знакомство с понятием «сложные слова»Цель:  1. Познакомить с понятием «сложные слова»,  образованием сложных слов; повторить п...

Конспект урока русского языка "Сложные слова" + презентация (2 класс, Перспективная начальная школа)

Конспект урока русского языкаТема: Сложные словаЦели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся по теме «Сложные слова», их расширение, развитие и закрепление.Планируемые резу...

Конспект урока русского языка «Сложные слова» (УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о сложных словах, находить сложные слова, развитие речи и мышления.           Планируемые результаты:Предметные: Знать:что ...