Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей". 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей". 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rps_3_klass_2021-2022.docx | 51.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №5»
«Рассмотрено» Руководитель Кафедры/МО ____________/ ______________/ Протокол МО №____ от «____»___________2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР
__________________/ __________/
«____»___________2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №5» ____________/ Шишкова Г.В. / Приказ №____ от «____»___________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
начального общего образования
«Развитие познавательных способностей» (развивающее занятие)
3 Д класс
Разработчик: Маслова Елена Борисовна, учитель начальных классов
Утверждена на заседании педагогического совета
Протокол № 1
от «30» августа 2021 г.
2021-2022 учебный год
г. о. Зарайск
Пояснительная записка
Рабочая программа «Развитие познавательных способностей» составлена на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Юным умникам и умницам» (модифицированной) с использованием методического пособия О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.
Рабочая программа «Развитие познавательных способностей», составленная на основе авторской программы О.А. Холодовой, реализуется в полном объеме в условиях равномерного распределения учебного времени по модулям. Большее количество часов предусмотрено на работу с детьми в каникулярное время при организации развивающих занятий, конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр.
Целью реализации программы на уровне начального общего образования по курсу «Развитие познавательных способностей» является усвоение содержания «Юным умникам и умницам» и достижение обучающимися следующих результатов: повышение интеллектуального уровня, развитие познавательной активности, творческого мышления, коммуникативных качеств у обучающихся, в соответствии с требованиями основной образовательной программой МБОУ «Лицей №5» на уровне начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по курсу «Развитие познавательных способностей» для учащихся 3 класса рассчитана на 34 часа, что предусмотрено основной образовательной программой и учебным планом внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №5».
Главными задачами реализации курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» являются:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности
- воспитание системы нравственных межличностных отношений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- воспитание позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом
Технологии, используемые при организации занятий: технология развивающего обучения, проектная, учебно-игровой деятельности, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, элементы личностно-ориентированного обучения.
Результат предусматривает: развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков
Учебное пособие:
Рабочие тетради в 2-х частях «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», Холодова О., Москва: РОСТ, 2018 г
для обучающегося:
Рабочие тетради в 2-х частях «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», Холодова О., Москва: РОСТ, 2018 г
для педагога:
Методическое пособие О.А. Холодова «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.
Электронные образовательные ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция ЦОР;
2. https://znanio.ru «Знания без границ»
3. https://infourok.ru «Инфоурок»
Планируемые результаты освоения внеурочного курса «Развитие познавательных способностей»
Планируемые личностные и метапредметные результаты
Планируемые результаты | |
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться |
|
|
Содержание программы внеурочного курса «Развитие познавательных способностей»
3 класс (34 часа)
1.Введение (1 ч)
2.Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
3.Сравнение (4 часа)
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
4.Комбинаторика (2 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
5.Действия предметов (4 часа)
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
6.Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
7.Элементы логики (10 часов)
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
8.Развитие творческого воображения (3 часа)
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
9.Практический материал (5 часов)
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Свойства, признаки и составные части предметов | 3 |
3 | Сравнение | 4 |
4 | Комбинаторика | 2 |
5 | Действия предметов | 4 |
6 | Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями | 2 |
7 | Элементы логики | 10 |
8 | Развитие творческого воображения | 3 |
9 | Практический материал | 5 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
на 2021/22 учебный год
3 класс, 34 часа
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Форма проведения занятия | Применяемый ЭОР, ЦОР (ссылка) | Воспитательный аспект занятия |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 | 06.09-10.09 |
| Тестирование | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass--urok-1-2609861 | Воспитание интереса к курсу «Развитие познавательных способностей» |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций | 1 | 13.09-17.09 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-2-2609873 | Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно |
3 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | 20.09-24.09 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-3-2609879 | Формировать ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира |
4 | Тренировка слуховой памяти | 1 | 27.09-01.10 |
| Игра | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-4-2609882 | Формировать осознанное представление о необходимости личной безопасности |
5 | Тренировка зрительной памяти | 1 | 11.10-15.10 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-5-2609885 | Воспитывать бережное отношение к богатой культуре народа и осознание себя ее наследниками |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей | 1 | 18.10-22.10 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-6-2609886 | Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления | 1 | 25.10-29.10 |
| Игра | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-7-2609888 | Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
8 | Развитие быстроты реакции | 1 | 01.11-05.11 |
| Игра | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-8-2609889 | Способствовать формированию любознательности, сообразительности |
9 | Развитие концентрации внимания. | 1 | 08.11-12.11 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-9-2609890 | Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций | 1 | 22.11-26.11 |
| Игра | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-10-2609891 | Формировать уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа |
11 | Тренировка слуховой памяти | 1 | 29.11-03.12 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-11-2610355 | Формировать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности |
12 | Тренировка зрительной памяти | 1 | 06.12-10.12 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-12-2610357 | Воспитание чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта |
13 | Поиск закономерностей | 1 | 13.12-17.12 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-13-2610358 | Воспитание умения проявлять инициативу с целью получения новых знаний |
14 | Совершенствование воображения | 1 | 20.12-24.12 |
| Игра | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-14-2610359 | Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
15 | Развитие быстроты реакции | 1 | 27.12-31.12 |
| Игра | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-15-2610360 | Формировать ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира |
16 | Развитие концентрации внимания | 1 | 10.01-14.01 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-16-2610362 | Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку |
17 | Тренировка внимания | 1 | 17.01-21.01
|
| Конкурс эрудитов | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-17-2610363 | Формирование нравственных качеств личности – воли, интереса к познанию, ответственности за принятие решений |
18. | Тренировка слуховой памяти | 1 | 24.01-28.01
|
| Тестирование | https://infourok.ru/vneurochnaya-deyatelnost-3-klass-umniki-i-umnicy-zanyatie-18-4112712.html | Формировать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности |
19-20 | Тренировка зрительной памяти | 2 | 31.01-04.02 07.02-11.02 |
| Конкурс эрудитов | https://infourok.ru/vneurochnaya-deyatelnost-3-klass-umniki-i-umnicy-zanyatie-19-4131856.html | Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики |
21 | Совершенствование воображения | 1 | 14.02-18.02 | Игра | https://infourok.ru/vneurochnaya-deyatelnost-3-klass-umniki-i-umnicy-zanyatie-21-4142464.html | Формировать готовность и способность вести диалог со сверстниками, другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | |
22 | Развитие логического мышления | 1 | 28.02-04.03 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-22-2610374 | Воспитание системы нравственных межличностных отношений |
23 | Тренировка концентрации внимания | 1 | 07.03-11.03
|
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-23-2610375 | Воспитывать настойчивость, целеустремленность, смекалку |
24 | Тренировка внимания | 1 | 14.03- 18.03 |
| Тестирование | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-24-2610377 | Формировать ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира |
25 | Тренировка слуховой памяти | 1 | 21.03-25.03 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-25-2610379 | Формировать ответственное отношение к учению, понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей |
26 | Тренировка зрительной памяти | 1 | 28.03-01.04 |
| Игра | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-26-2610720 | Воспитывать бережное отношение к богатой культуре народа и осознание себя ее наследниками |
27 | Поиск закономерностей | 1 | 11.04-15.04 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-27-2610721 | Формировать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности |
28 | Совершенствование воображения | 1 | 18.04-22.04 |
| Игра | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-28-2610722 | Формирование нравственных качеств личности – воли, интереса к познанию, ответственности за принятие решений |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления | 1 | 25.04-29.04
|
| Конкурс | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-29-2610723 | Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики |
30 | Тренировка концентрации внимания | 1 | 25.04-29.04 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-30-2610724 | Формирование нравственных качеств личности – воли, интереса к познанию, ответственности за принятие решений |
31 | Тренировка внимания | 1 | 16.05-20.05 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-31-2610726 | Формировать ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира |
32 | Тренировка слуховой памяти | 1 | 16.05-20.05 |
| Практическое занятие | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-32-2610729 | Воспитывать настойчивость, целеустремленность, смекалку |
33 | Тренировка зрительной памяти | 1 | 23.05-27.05 |
| Тестирование | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-33-2610731 | Формировать стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | 23.05-27.05 |
| Турнир | https://znanio.ru/media/umniki-i-umnitsy-3-klass-urok-34-2610733 | Формирование нравственных качеств личности – воли, интереса к познанию, ответственности за принятие решений |
Литература
- Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» Методическое пособие, Москва: РОСТ книга, 2013 г.
- Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» Рабочая тетрадь в 2 ч.,Москва: РОСТ книга, 2018 г.
Электронные образовательные ресурсы:
1.http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция ЦОР;
2.https://znanio.ru «Знания без границ»
3.https://infourok.ru «Инфоурок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса развития познавательных способностей «Умники и умники»
В рабочей программе представлены цели и задачи курса. Все задания для развития познавательных способностей можно условно разбить на несколько групп: развитие внимания, памяти, воображения, логич...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Развитие познавательных способностей» «Юным умникам и умницам», 2 класс
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-...
Рабочая программа по развитию познавательных способностей
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...
Рабочая программа курса "Развитие познавательных способностей. Умники и Умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС (общеинтеллектуальное направление)....
Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей»
составлена на основе Программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, / М.: РОСТ — книга, 2011г./, учебно-методического комплекса курса «Развитие познавател...
Рабочая программа ПДОУ "Развитие познавательных способностей" 2 класс
Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) задач и упражнений позволяет успешно решить проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдател...