Падежи имени существительного
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Падежи имени существительного.
Цель: способствовать формированию умения определять падежи имени существительного.
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить учащихся с падежами имён существительных.
- Формировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову.
- Активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов.
Развивающая:
- Способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.
- Развивать навыки грамотного письма.
- Развивать и совершенствовать речь учащихся.
- Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.
- Развивать познавательную активность учащихся на уроке и заинтересованность тайнами языка во внеурочной деятельности.
Воспитательная:
- Прививать любовь к родному языку, к родному городу; воспитывать чувство прекрасного через художественное слово.
- Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:
1). Научатся правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;
2). Научатся выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;
3). Будут отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные:
Познавательные:
1). Научатся извлекать информацию из схем и текстов;
2). Научатся выявлять сущность особенности объектов;
3). Научатся на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные:
1). Научатся понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
2). Научатся прогнозировать предстоящую работу (планирование);
3). Научатся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1). Будут строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
2). Будут оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные:
1).Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2). Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.
3). Воспитание трудолюбия и способности к познанию;
4). Воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
5). Формирование интереса к русскому языку;
Материально- техническое обеспечение: учебник «Русский язык» 4 класс Школа России, словарь Репкина, методическая литература
Обоснование выбора учебника русского языка из вариативных УМК (Школа России):
- мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования;
- постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
3. Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).
4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).
5. Ручка должна составлять одну линию с рукой; рука при этом должна располагаться под линией письма;
6. правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
7. свет при письме падает справа
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
| 1. Приветствие. 2. Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. | Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
| 1. Проверка домашнего задания А) Индивидуальные карточки по предыдущей теме Б) Фронтальная проверка упражнения 2. Чистописание -Написание букв Аа. Обратите внимание, что наклон букв одинаковый. Правильно положите тетрадки, сядьте правильно, а теперь запишите этих буквы до конца строки. -Напишите слово, чтобы в нем присутствовало и заглавная буква А, и строчная. Это может быть имя, город и т.д. -Составьте словосочетание с этим словом. 3. Словарная работа. А) Чтение загадки и отгадывание ее детьми. - Ребята, сейчас я вам прочитаю загадку, а вы должны ее отгадать. Слово, которое вы узнаете мы запишем с вами в словаре. В сентябре у нас алели Все кленовые … (аллеи) -Кто знает, что такое аллея? -Где мы можем с вами ее встретить? -Давайте теперь проговорим с вами это слово. -Произнесите это слово по слогам. -Сколько слогов в данном слове? -На какой слог падает ударение? -Что необычного вы увидели в слове аллея? | Проверяют домашнее задание. Выполняют минутку чистописания. Записывают словарную работу. | Познавательные: осуществление сравнения и классификации по заданным критериям; построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; |
| А)Отгадывание кроссворда. -Посмотрите на доску, давайте с вами отгадаем кроссворд. Кроссворд: 1. Какой знак препинания чаще всего ставится перед союзами 2. Какая самостоятельная часть речи не имеет грамматических значений? 3. Какое значение является постоянным у имени существительного? 4. О какой части слова можно сказать, что она является носителем лексического значения слова? 5. Автор "Словаря русского языка". 6. Слова, противоположные по значению. Ответы: 1. Запятая 2. Наречие 3. Род 4. Корень 5. Ожегов 6. Антонимы -Наверно, самые внимательные заметили, что здесь спряталось одно слово? Кто мне скажет, что это за слово? (падежи) -Падежи. Именно о них мы будем сегодня говорить. - Друг - это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге. - Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах. Запись на доске: кто? друг кого? друга кого? друга кем? другом кому? другу о ком? о друге Проблемный вопрос: - Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова и его окончание? Как называется такое изменение формы имени существительного? Для чего же существительные в тексте изменяют свою падежную форму? -А что еще вы знаете о падежах из прошлых уроков? | Разгадывают кроссворд. Отвечают на вопросы учителя. Находят ответ на проблемный вопрос. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. |
| 1. Выделение существенных признаков. - Какие части речи имеют это грамматическое значение?(существительные, прилагательные, местоимения, числительные) - Какие способы определения падежа существительного мы знаем? (По падежному вопросу, по предлогу, по смыслу). -Есть ли у падежей вспомогательные вопросы? -Какова роль в предложении каждой падежной формы имени существительного? 2. Работа над формулировкой правила. -А теперь подтвердим наши доводы и предположения. Для этого откройте учебник на странице 80-82 и прочитайте информацию о падежах. | Выделяют существенные признаки. Работают над формулировкой правила по учебнику. | Личностные: установка связи между целью и мотивом. |
| Работа у доски. - Кто узнал это слово? - Сколько звуков в нем? Букв? - Почему звуков меньше?(ь) - Прочитайте слова, они стоят в начальной форме, вам нужно построить предложение. - Кому-то может быть, поможет схема. [м'ит'эл'], в, февраль, под, снег, непроглядный, упрятать, тропинка. Проверка. (В феврале непрогладная метель упрятала под снегом тропинки). -Обозначьте орфограммы данного предложения, и определите падежи существительных. - Как понимаете слово «метель»?(сильный ветер со снегом) - Назовите синонимы этого слова (буран - снежная буря, метель в степи; вьюга - снежная буря; пурга - снежная буря, сильная вьюга) - Что сильнее? Метель или буран? Вьюга или пурга? - Как понимаете слово «непроглядная»?(такая темная, что нельзя разглядеть) - Однокоренные слова к слову упрятала?(см. словарь Репкина) -Молодцы, к этому предложению мы еще вернемся, а сейчас устроим соревнование по рядам. -Вернемся к нашему предложению. О чем оно сообщает? Это предложение является началом рассказа. Вам нужно продолжить его, т. е. составить 2-3 предложения. Можно придумать название. (используют словосочетания с предыдущего задания) | Работают у дочки. Работают со схемой слов, выделяют орфограммы, подбирают однокоренные слова. | Коммуникативные: принятие общего решения в совместной деятельности. |
|
Работа по карточке
Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.
-Просклоняйте слово стол, деревня 2) Диктант. Друга ищи, а найдешь- береги. Друзей много, а настоящего друга нет. Медведи у волка не гостят. От волка бежал, да на медведя напал. Для медведя зима- одна ночь. Без кота мышам раздолье. Есть сало, да не для кота. 1 вариант – выпишите слова именительного падежа. 2 вариант – выпишите слова родительного падежа. 3) Выборочный диктант. Лиса – хитрый зверь. (Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.) – Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж. Какие буквы вы вставили в слова? Докажите. Контроль знаний.
| Выполняют задания различные по уровню дифференциации. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и Регулятивные: умение |
| Стр. 83 упражнение 140 -Посмотрите упражнение, что вам непонятно? | Записывают в дневники домашнее задание. | |
| - Что мы делали на уроке? - Какова была цель нашего урока? (повторить и закрепить способы определения падежа существительного) | Подводят итоговую беседу по уроку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.
Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...
Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.
Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...
конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».
laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....
«Падеж имен существительных. Косвенные падежи»
Урок-усвоения новых знаний....