Русский язык УМК «Школа 21 века». 1 класс Тема: Правописание ь в словах. Функция ь.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Жубанова Наталия Шукургалиевна

Русский язык УМК «Школа 21 века».             

1 класс  МБОУ СОШ с.Камышки , Александрово-Гайский  район, Саратовская область

Тема: Правописание ь в словах. Функция ь.

Цель :

1)    воспитывать и развивать ребёнка через его самостоятельную  деятельность;

2)    создать условия для закрепления знаний о  мягком знаке, с особенностью этой буквы и её ролью в  словах.

Задачи обучения:

1)    обобщить полученные знания о мягком знаке, применить их на практике;

2)    формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

Развивающие задачи:

1)    учить ребят получать удовольствие от собственных маленьких открытий;

2)    развивать у учащихся желание больше узнать по предмету.

Задачи воспитания:

1)    воспитывать у учащихся радость от процесса творчества;

2)    формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища,  обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).

3)    содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.

4)    Анализировать речевую ситуацию, в которой выбор языковых средств зависит от возраста того, с кем происходит общение.

Оборудование и материалы:

1.     презентация

2.     карточки для групп

3.     сигнальные карточки

4.     смайлики для рефлексии

Методы: поисковый, деятельностный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык УМК «Школа 21 века».        

1 класс  МБОУ СОШ с.Камышки , Александрово-Гайский  район, Саратовская область

Тема: Правописание ь в словах. Функция ь.

Цель :

  1. воспитывать и развивать ребёнка через его самостоятельную  деятельность;
  2. создать условия для закрепления знаний о  мягком знаке, с особенностью этой буквы и её ролью в  словах.

Задачи обучения:

  1. обобщить полученные знания о мягком знаке, применить их на практике;
  2. формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

Развивающие задачи:

  1. учить ребят получать удовольствие от собственных маленьких открытий;
  2. развивать у учащихся желание больше узнать по предмету.

Задачи воспитания:

  1. воспитывать у учащихся радость от процесса творчества;
  2. формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища,  обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).
  3. содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию дружеских отношений.
  4. Анализировать речевую ситуацию, в которой выбор языковых средств зависит от возраста того, с кем происходит общение.

Оборудование и материалы: 

  1. презентация
  2. карточки для групп
  3. сигнальные карточки
  4. смайлики для рефлексии

Методы: поисковый, деятельностный

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Результат:

1.Закрепление функций мягкого знака – показателя мягкости предшествующего согласного и разделительного.

2.Совершенствование  умений  учащихся  работать  в  малых  группах.

3.Совершенствование коммуникативных  умений школьников.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.   Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Включение в деловой ритм урока.

  - Какой чудесный день! Несмотря на пасмурную погоду за окном, как светло в нашем классе! Это, наверное, потому, что с доски нам улыбается прекрасное солнышко! (Слайд 1)  

Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу и нашим гостям. Как хорошо, что мы сегодня  все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня, а через рот выдохните все обиды и огорчения.

Подготовка класса к работе.

Вдох через нос.

Выдох через рот.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    А теперь проверим вашу готовность к

 уроку:

          -Глазки готовы? (массаж век, похлопать ресницами)

-Ручки готовы? (Погладить руки, похлопать)

-А вы готовы? (Развести руки в стороны, обнять себя)

- Тогда в путь!

    - Девизом нашего урока станут слова французского учёного (Слайд 2)

Чтение с доски эпиграфа:

« Мало иметь хороший ум,

Главное – хорошо его применять».

                                                (Р. Декарт).

- Как вы понимаете эти слова?        

- Я надеюсь, что вы сегодня на уроке и всегда будете правильно применять свой ум.

 - Готовы!

 -  Готовы!

-  Готовы!

Объясняют смысл данных слов.

2.      Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Чистописание.

- Откройте свои тетради и приготовьтесь к минутке чистописания ( правила расположения тетради и поза при письме). (Слайд 3)

  1. Красиво записать в тетрадь сегодняшнее число.
  2. Назовите буквы: Е Ё Ю Я И Ь. Какая буква лишняя? Почему?(Слайд4)

3) Вспомним порядок написания мягкого знака. (Слайд 5)

 - Давайте напишем букву мягкий знак в тетрадях,писать будем аккуратно, стараясь.

4)Записать соединения  Ь с оставшимися буквами:  Е Ё Ю Я И.

 

Физминутка для глаз (Слайд 6)

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Лишняя буква – Ь, потому что не обозначает звук.

Пишут в воздухе по образцу.

Пишут в тетрадях.

Пишут соединения букв.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

3.      Постановка учебной задачи

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

Объявление темы урока и постановка целей.

 - Мы писали букву «ь» и весь урок сегодня мы посвятим именно мягкому знаку, вспомним какую работу он выполняет в словах, когда стоит в конце

или середине слов.

Осень, осенью, деньки,              (Слайд 7)                                            

мальчик, окунь, окуньки,

колья, стулья и скамья,        

крылья, братья и семья.

Расскажи, зачем и как

Служит в речи мягкий знак.

- Что необычного заметили в этой записи?

- Что нас просят сделать?

-Сегодня мы должны будем с вами ответить на вопросы:

-Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков?

-Всегда ли можно мягкость согласных обозначить с помощью гласных букв?

-В чём сходство и различие  ь-м. и  ь-р.?

     А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, активно отвечать и ничего не бояться.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Часто встречается мягкий знак.

Вспомнить  зачем и как в речи употребляется мягкий знак.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование

познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.      Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

1.Работа в группах:

-Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группах. (Cлайд 8)

 (У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.

1группа:

Задание: Выполнить звуковой анализ слов:

день                                          деньки

…з., …б.                                    …з., …б.

                                                                                                                                                                                                                                     

 окунь                                       окуньки

…з., …б.                                       …з., …б.                                        

2 группа: 

 Задание: вставь в слова мягкий знак, получи новые слова.

        шест – шест…                                  

  угол – угол…

  полка – пол…ка

3группа:  

Задание: Найди ошибки.  

Пю воду. Лёт дождь. Шумят листя. Чирикают вороби. Купили плате.

Сравним ваши выводы с содержанием рубрики «Вспомни» (учебник стр.129)

Музыкальная пауза «Две руки»

(Слайд 13)        

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

В результате своей работы группа делает вывод, который представляется классу выбранным детьми учеником. Полученные результаты  соотносятся с выводами на слайдах.)

Делаем вывод: Звуков меньше, чем букв. Мягкий знак звук не обозначает. (Слайд 9)

   Делаем вывод: Мягкий знак стоит в конце слова после согласного и в середине между согласными звуками, указывает на мягкость согласного.

Значение слов при этом может меняться. (Слайд 10, 11)

Делаем вывод: Мягкий знак отделяет гласные  е, ё, я, ю, и  от согласных.

(Слайд 12)

Работают по учебнику.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

5.   Закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению знаний.

1.Тест «Выбери верное утверждение».

   (Слайд 14)         

       1. Выбери верное утверждение:

            1) Мягкий знак обозначает звук.

            2) Мягкий знак не обозначает звук.

      2. Выбери верное утверждение:

           1) Разделительный Ь разделяет              

               согласный  и   гласный.

      2) Разделительный Ь разделяет две  

     гласные

       3. Выбери верное утверждение:

           1) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают            

               два  звука   после Ь.

      2)Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают  

       один звук после разделительного Ь.

Вывод: Что мы знаем о мягком знаке? (Слайд 15)

2.  Игра «Засели домики» (Слайд 16)

     В тетрадь записать слова в 2 столбика:

Слова с ь – показателем мягкости.

Слова с разделительным ь.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Дети с помощью сигнальных карточек показывают  номер верного ответа.

Работа в паре.

Взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, осознание качества и уровня усвоения ;

познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

6.  Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

Оценивание:        

Доволен своей работой на уроке -

В работе были затруднения-      

Не доволен своей работой на уроке-

Солнышко довольно вами и продолжает вам улыбаться. ( Слайд 18 )

А мягкий знак благодарит вас за хорошую работу.  ( Слайд 19 )

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия; 

личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"

Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО....

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении зако...

ФГОС. ОС "Школа 2100". Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание слов с одинаковым звучанием типа: «Орёл – орёл».

Урок открытия новых знаний.Основные задачи урока:познавательные /3 ЛР*/: развивать умение различать одинаково звучащие слова в контексте, развивать умения доказательства и обобщения при выделении...

Урок систематизации знаний по русскому языку для учащихся 2 класса Тема: Правописание безударных гласных в корне слова

Урок систематизации знаний по  русскому языку для учащихся 2 классаТема: Правописание безударных гласных в корне словаУчитель начальных классовКрыгина Елена НиколаевнаЦель: совершенствование учеб...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 «Б» классе Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова».

Технологическая карта урока по русскому  языку в 3 «Б» классеТема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»....