Проверка техники чтения в 1-4 классах.
материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Тексты для проверки техники чтения в 1-4 классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок 1
ПОВТОРЯЕМ ФОНЕТИКУ
Цели: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции.
Ход урока
I. Чистописание.
…///…//..иии…
а о // ю ы // э е // е ё // а о //
Линейка, пенал, книга // школа, этаж, окно, стена.
– Ребята, выберите две строчки, над которыми вы бы хотели поработать. Пишите аккуратно, чисто, красиво.
Учащиеся по желанию выбирают две строчки для написания.
II. Повторение изученного материала.
1. Беседа по вопросам:
– Помните ли вы, что изучает фонетика? (Звуковую сторону речи.)
– Что обозначает слово «фонетика»? (Образовано от греческого слова phone, что значит «звук».)
– Что во 2 классе мы изучили из этого раздела?
Учитель пишет на доске ответы учащихся.
Звуки речи, ударение, слог, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные, письменное обозначение звуков речи.
– Что вы помните о количестве гласных звуков и букв? Посмотрите верный ответ, записанный на доске.
На доске записана схема:
Звуки | [à] | [î] | [и] | [ы] | [y] | [э] |
Буквы | а я | о ё | и | ы | у ю | е э |
– Какими буквами может обозначаться [а]?
– Какими буквами может обозначаться [о], [и]?
– Какой звук имеет буква ы (э, у)?
– Какой вывод вы можете сделать о количестве гласных звуков и букв?
– Какой звук может передавать буква -я-? ([a], [й’а].)
– Что вы можете рассказать о согласных звуках? Чего больше в русском языке – согласных букв или согласных звуков? Подтвердите свои ответы, опираясь на таблицу в учебнике (ч. I, упр. 3).
Учитель. В языке всё имеет звуковое выражение. Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям, поэтому не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков.
Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Об этом нам поведают сами звуки речи.
2. Звуки речи – «гости» урока.
Учащиеся инсценируют стихотворение В. Волиной «Звуки речи».
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг,
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… – змеиный слышен свист.
Шшш… – шуршит опавший лист.
Жжж… – шмели в саду жужжат.
Ррр… – моторы тарахтят.
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
Учитель. Вы уже знаете, что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Звуки мы слышим, а буквы пишем. В одних случаях между ними есть полное соответствие, а в других – полная неразбериха. На этом, к сожалению, сложные отношения звуков и букв не заканчиваются. Одна, например, буква «Б» трудится в поте лица и за себя, и за других, обозначая целых четыре звука. Кто покажет, как это происходит?
Учащиеся. Это подтверждают следующие примеры: буря [б], битва [б’], хлеб [п], дробь [п’].
Учитель. Вы уже знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова. Давайте рассмотрим, как это происходит?
3. Сравнение буквенной записи слов с записью слов с помощью транскрипции.
На доске написано слово поля́.
Учитель. Один ученик утверждает, что в этом слове все гласные звуки одинаковые. Как же так? Ведь здесь нет одинаковых букв. Как вы думаете? Приведите примеры слов, где один и тот же звук обозначен разными буквами. (Мяла, пряла.)
На доске записаны слова так, как они звучат в речи, с помощью транскрипции.
[атхот], [атгадат’], [патшутит’]
Учитель. Не правда ли, лучше не писать так, как слышится? Произнесите слова так, как правильно вы бы их записали. (Отход, отгадать, подшутить.)
4. Артикуляционная гимнастика.
Учитель. Произнесите 5–7 раз скороговорку.
Архи́п оси́п, а Óсип охри́п.
Физкультминутка
Ванька, встань-ка!
(Учащиеся встают на носки и возвращаются
в исходное положение.)
Ванька, встань-ка!
(Повторяют это же движение.)
Приседай-ка, приседай-ка!
(Приседают, опять встают на носки, приседают.)
Будь послушен, ишь какой!
(Грозят друг другу пальцем.)
Нам не справиться с тобой.
(Садятся обратно на стулья.)
5. Работа с рубрикой «Давай подумаем».
На доске записаны слова.
Щавель, черёмуха, лось, белка, червяк, йогурт, шиповник, юнга, жук, цапля, щука, шустрый, чудак.
Задание: распределите слова по группам. Проблема!
1) Слова, которые начинаются с твердого непарного согласного звука: лось, цапля.
2) Слова, начинающиеся с мягкого непарного согласного звука: йогурт, юнга, чудак, щука, черемуха, щавель, червяк.
3) Слова, которые не попали ни в одну из этих групп: шиповник, жук, шустрый, белка.
Трое учащихся на доске, а остальные в тетрадях выполняют задание с доказательством.
6. Выполнение упражнения 4 с комментированием (учебник).
Задание: запишите транскрипцию двух пар.
лес – [л’эс] – лез – [л’эс]
грусть – [груст’] – груздь – [груст’]
– Почему у пар слов одинаковые транскрипции? (Правописание согласных в корне слова; эту орфограмму надо проверять.)
III. Итог урока.
– Что изучает фонетика?
– Почему нужно изучать фонетику?
– Что мы повторили сегодня на уроке?
– Сколько гласных звуков и букв в русском языке?
– Сколько согласных звуков и букв в русском языке? Чего больше: согласных звуков или согласных букв?
Домашнее задание: закончить упражнение 4 в учебнике.
Предварительный просмотр:
Урок 1
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ. ПИШЕМ ПИСЬМА
Цели: повторить правила написания писем; развивать умение логично излагать свои мысли.
Ход урока
I. Чистописание.
Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину в семь локтей.
Ахикар из Ассирии
– Как вы понимаете эти строки?
– Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.
II. Повторение изученного материала.
1. Экскурс «По страницам учебника «Русский язык».
– Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык», который разработан авторами С. В. Ивановым, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой. Весь материал в нем представлен блоками. Каждый урок относится к определенному блоку.
– Помните ли вы, как называются тематические блоки в учебнике? («Правописание», «Развитие речи», «Как устроен наш язык».)
– Какие рубрики нам встречались на страницах учебника? («Давай подумаем», «Тайны языка», «Путешествие в прошлое».)
– Объясните назначение этих рубрик.
– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»?
– Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя, путешествуя по страницам учебников русского языка?
– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?
2. Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.
В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, а в минутке чистописания запишете наиболее известные афоризмы из сокровищницы мировой мудрости.
Показать книгу «Мудрость тысячелетий» В. Балязина.
III. Работа по теме урока.
1. Чтение и анализ письма авторов учебника к детям.
– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?
Авторы учебника написали вам письмо. Прочитайте его.
– Что выражено в содержании этого письма?
– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо, которое адресует свое письмо кому-нибудь?
– Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.
– Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой обращаются к вам авторы учебника?
2. Правила написания писем.
– Вспомните правила написания писем.
Создавая письмо, вы должны ориентироваться на своего адресата. Возраст, пол, уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.
– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:
а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;
б) другу (приятелю);
в) официальному лицу?
Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как влияют отношения между автором текста и адресатом на обращение.
– Как вы обратитесь к авторам учебника?
– Как вы подпишете письмо?
– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно и в то же время просто подобраны слова.
– И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с вами знаем, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Уважающий себя и свой труд человек (а написание письма – это тоже труд) никогда не допустит небрежности, неточности, неряшливости в оформлении результатов своего труда. Пишите красиво, разборчиво любое письмо.
Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок (повторов, неблагозвучия и т. д.).
3. Самостоятельная работа.
Напишите письмо авторам учебника, честно и откровенно ответив на поставленные вопросы.
IV. Итог урока.
– Кто из вас хотел бы прочитать свое письмо, адресованное авторам учебника?
– Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще потренироваться в написании писем?
– Как вы думаете, авторам учебника приятно получать письма от ребят?
– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника? По какому адресу направим нашу корреспонденцию?
Ваши письма я обязательно перешлю по этому адресу авторам учебника.
Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и «Словообразование»; подготовить и подписать конверты для отправления писем авторам учебника.
Предварительный просмотр:
Оценивание чтения
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
• навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
• умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. При выставлении отметки по чтению необходимо одновременно учитывать следующее:
• понимание учащимся прочитанного текста;
• способ (целыми словами, по слогам), правильность, беглость, выразительность чтения;
• владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Следует особо подчеркнуть, что «чтение — это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам»*.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам. Немаловажным критерием при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения.
__________________
* Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. — М.: Дрофа, 1999.
Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением , которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.
Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту)
Оценка | Учебные четверти | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Первый класс | ||||
«5» | больше 20 слов | больше 35 слов | больше 40 слов | |
«4» | 16–20 слов | 26–35 слов | 31–40 слов | |
«3» | 10–15 слов | 20–25 слов | 25–30 слов | |
«2» | меньше 10 слов | меньше 20 слов | меньше 25 слов | |
Второй класс | ||||
«5» | больше 45 слов | больше 55 слов | больше 65 слов | больше 70 слов |
«4» | 35–45 слов | 40–55 слов | 50–65 слов | 55–70 слов |
«3» | 25–34 слова | 25–39 слов | 35–49 слов | 40–54 слова |
«2» | меньше 25 слов | меньше 25 слов | меньше 35 слов | меньше 40 слов |
Третий класс | ||||
«5» | больше 70 слов | больше 75 слов | больше 85 слов | больше 90 слов |
«4» | 55–70 слов | 60–75 слов | 70–85 слов | 75–90 слов |
«3» | 40–54 слова | 45–59 слов | 55–69 слов | 60–74 слова |
«2» | меньше 40 слов | меньше 45 слов | меньше 55 слов | меньше 60 слов |
Четвертый класс | ||||
«5» | больше 90 слов | больше 100 слов | больше 110 слов | больше 120 слов |
«4» | 75–90 слов | 85–100 слов | 95–110 слов | 105–120 слов |
«3» | 65–74 слова | 70–84 слова | 80–94 слова | 90–104 слова |
«2» | меньше 65 слов | меньше 70 слов | меньше 80 слов | меньше 90 слов |
Нормы по технике чтения в начальной школе
класс | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 11-15 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 25- 30 слов в минуту. |
2 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 31-35слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 45-50слов в минуту. |
3 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 55-60слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. |
4 | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту. | Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 90-95 слов в минуту. |
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
1-й класс | 2-й класс | 3-й класс | 4-й класс | |
I четверть | 5-10 сл/м | 25-30 сл/м | 50-54 сл/м | 70-75 сл/м |
II четверть | 11-15сл/м | 31 -35 сл/м | 55-60 сл/м | 75-80 сл/м |
III четверть | 16-24 сл/м | 36-44 сл/м | 6 1-69 сл/м | 81-89сл/м |
IV четверть | 25-30 сл/м | 45-50 сл/м | 70-75 сл/м | 90-95 сл/м |
Оценка понимания прочитанного:
высокий уровень - самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста,
средний уровень - выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных,
низкий уровень - правильно отвечает на вопросы,
0 уровень – прочитанное не понимает или улавливает отдельные детали.
Таблица показателей уровня чтения учащихся _______ класса
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Учитель:
Ассистент:
Дата:
№ | Фамилия ученика | способ чтения | кол-во ошибок | темп чтения | уровень поним. прочит. (выс.,сред.,низ.) | отметка |
Техника чтения:
Количество уч-ся в классе | % | |
Количество проверенных учащихся | ||
Читают в пределах нормы | ||
Читают выше нормы | ||
Читают ниже нормы- |
Уровень понимания прочитанного:
Количество уч-ся в классе | % | |
Количество проверенных учащихся | ||
Высокий уровень понимания прочитанного | ||
Средний уровень понимания прочитанного | ||
Низкий уровень понимания прочитанного |
Проверка техники чтения учащихся 2-х классов.
СТАРЫЙ ПЁС
Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.
(В. Сухомлинский) (94 слова)
Вопросы и задания
1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?
Проверка техники чтения учащихся 3-х классов.
КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольные купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
(В. Бианки) (122 слова)
Вопросы и задания
1. Почему охотник влез на дерево?
2. Какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу?
3. Почему медвежата остались очень довольные купанием?
Проверка техники чтения учащихся 4-х классов.
КРАПИВНОЕ СЧАСТЬЕ
Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха у неё нет!
И вдруг слышит Крапива:
– Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это белые ромашки прошептали.
– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.
– Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит.
– Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.
– Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды.
– Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула:
– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
(Н. Сладков ) (158 слов)
Вопросы и задания
1. Отчего смутилась Крапива?
2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни?
3. Объясни причину грусти Крапивы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для проверки техники чтения в 1-4 классах
Эта программа позваляет проверить скорость и технику чтения в 1-4 классах....
Карты по проверка техники чтения в 1 - 2 классах
В 1 - 2 классах для проверки техники чтения использовала карты. Форму 1 листа нашла в одном из журналов "Начальная школа". Тексты подбирала сама: из методических пособий. В классе дети разных спосбнос...
СПРАВКА Об итогах проверки техники чтения обучающихся 2-4 классов
Цели проверки: проверить темп (скорость) чтения обучающихся;выяснить способ чтения: как читают, по слогам или целым словом;определить уровень ошибочности при чтении (искажения слов, неправи...
ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ С 1-4 КЛАСС
пРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ С 1 ПО 4 КЛАСС...
СПРАВКА Об итогах проверки техники чтения обучающихся 2-4 классов
Представлена справка по итогам проверки техники чтения во 2-4 классах....
Cправка по итогам проверки техники чтения в 2-4 классах.
Cправкапо итогам проверкитехники чтения в 2-4 классах....
- Мне нравится (1)