1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Сегодня у нас гости. Давайте им покажем, как мы работаем на уроках русского языка. -Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работою нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех, И каждый из нас ощутит свой успех. - Давайте напомним девиз работы на уроке: Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится. (слайд №2) Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.
Какое сейчас время года? В какие игры вы играете зимой? -Какая зима обходится без катания с горки? -Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной Е. Игра «Горка» (слайд №3,4) ф.враль д.кабрь .нварь кал.ндарь мес.ц пр.красный с.йчас -К названиям месяцев подберите прилагательные, отражающие основные признаки каждого из месяцев. декабрь суровый январь морозный февраль вьюжный - Что такое имя прилагательное? | Настраиваются на доброжелательное отношение.
Запись в тетради
Записывают и проверяют с помощью сигнальных карточек и по эталону.
Дают определение ими прилагательного | Регулятивные УУД: -нацеливать на успешную деятельность. Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и слышать. |
2.Целеполагание
| На доске записаны словосочетания с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание. Необходимо дописать словосочетания. По ……ему солнцу, к ……ому флажку, по …….ому лугу, к …..ему морю. Проблемный вопрос: - В каком падеже должны быть имена прилагательные? - В каком роде? - Докажите. Нацеливание на определение темы и учебной задачи урока. - Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи поставите перед собой, использую слова на слайде . -Да, вы правы! Сегодня мы остановим наше внимание на правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже (слайд №5,6) Возьмите оценочный лист, поставьте +, если знаете ответ, если нет, поставьте -. Работаем в первом столбике Оценочный лист
| Начало урока | Конец урока | Вопрос имен прилагательных мужского и среднего рода в Д.п |
|
| Окончания прилагательных мужского и среднего рода |
|
| Алгоритм определения падежа имен прилагательных |
|
|
| Записывают словосочетания в тетрадь. Отвечают на вопросы. В дательном. В мужском и среднем. Определяют тему урока «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже»
Я хочу: -узнать, что… - узнать, какие… - понять, как … Я хочу научиться: - находить… -составлять… - обозначать… Выполняют оценочное действие в оценочном листе | Регулятивные УУД: -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные УУД: - поставить и решить проблему. Личностные УУД: - развивать познавательные интересы учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции; - слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
|
3.Планирование
| 1.Объяснение нового материала. Работа с электронным приложением - Сравните с правилом. Прослушайте, как оно звучит в электронном приложении. -На какой вопрос отвечают имена прилагательные в дательном падеже.?(Какому?) -Какие окончания имеют имена прилагательные в дательном падеже? (-ому,-ему) -Составьте алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных в дательном падеже. -Поработайте в группах. (Детям выдаётся алгоритм с перепутанными номерами высказываний.) -Проверьте. У кого так же. (Слайд 7) 1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное. 2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. 3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного. 4. Написать окончание. -Вы составили алгоритм правописания безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. 2. Первичное закрепление знаний. Упражнение 40 (с комментированием) – Прочитайте. Назовите сказки. – Спишите, вставляя пропущенные окончания. Над именами прилагательными укажите их род и падеж. – Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных | Анализируют формулировку правила (понятия), данную на диске. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Делают вывод: имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос «какому?» и имеют окончания -ому, -ему Применяют новые знания на языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Списывают, вставляя пропущенные окончания. Указывают род и падеж имен прилагательных. Идут они по дальн (м. р., Д. п.) пути, по широк (ср. р., Д. п.) полю, и захотелось Иванушке пить. По щучь (ср. р., Д. п.) веленью ведра сами пошли в гору. Покатится яблочко по серебрян (ср. р., Д. п.) блюдечку, и предстанет Финист – Ясный сокол. Выполняют морфологический разбор слова. (По) блюдечку – сущ., по чему?, нач. ф. – блюдечко, неодушевленное, нарицательное, ср. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п., дополнение | Познавательные УУД: - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Физминутка | -Я называю прилагательное. Если оно мужского рода, вы приседаете. Если женского – руки в стороны. Если среднего- руки вверх. Деревянный, высокая, прилежный, вкусное, быстрая, толстый, нежное, ласковая, сливочное, волшебная, дешёвый, глубокое, модная, сладкий, красное. | Учащиеся выполняют задания в процессе физминутки.
|
|
4.Самоконтроль, взаимоконтроль
| А) Упражнение 41 (работа в парах) – Прочитайте. Запишите ответ на вопрос, употребляя в нем данные в скобках словосочетания в нужном падеже. – Укажите падеж имен прилагательных, выделите их окончания.
2) Самостоятельная работа. Тест. (карточки на столах у детей) -Вставить окончание, отметить букву правильного ответа. 1. К глубок…. оврагу А)-ему Б)-ому 2 . По син… морю А)-ему Б)-ому 3. К весел… празднику А)-ему Б)-ому 4. По огромн… мосту А)-ему Б)-ому 5. К хорош… другу А)-ему Б)-ому 6. По широк… полю А)-ему Б)-ому Ответы : 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б. (слайд №8) | Записывают ответы на вопросы. Выделяют окончания имен прилагательных. Каждая пара выбирает по 1 вопросу. С ранн (Р. п.) утра до поздн (Р. п.) вечера дятел стучал по дереву. Пчелка летела из пчелин (Р. п.) улья к душист (Д. п.) клеверу. Корабль плыл по син (Д. п.) морю мимо скалист (Р. п.) острова к далек (Д. п.) горизонту. Дети радовались ясн (Д. п.) утру, зимн (Д. п.) солнцу и пушист (Д. п.)снегу.
Тренируются в правописании окончаний прилагательных в дательном падеже. Выполняют самостоятельную работу. Проверка по эталону | Регулятивные УУД: – действовать по инструкции в задании, - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные УУД: – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. |
5.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
| Домашнее задание (слайд №9) - Предлагаю вам задания двух уровней: 1 уровень средней сложности(задания написаны на голубых карточках) 2 уровень повышенной сложности (задания написаны на желтых карточки)
- Вернемся к целям нашего урока. (слайд №10) - Что вы сегодня узнали на уроке? - Чему научились?
- Заполните оценочный лист (второй столбик). Произошли изменения? Исчезли минусы?
-Если минусов нет, то я думаю, что цель, которую вы ставили перед собой на уроке, вы достигли!
- А сейчас послушайте притчу. Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: - Что ты делал целый день? И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: - А ты что делал целый день? И тот ответил: - Я добросовестно выполнял свою работу. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: - А я принимал участие в строительстве храма. -Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные. - А теперь оцените свою деятельность на уроке: Кто работал так, как первый человек – поднимите синий квадратик. Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик. Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – красный квадратик.
- Я благодарю всех присутствующих. Урок окончен. До свидания (слайд №11)
| Учащиеся определяются с объемом и содержанием д/з. 1 уровень Напиши существительные и прилагательные в дательном падеже. Разговаривал по ( городской телефон), приготовил к (новогодний праздник), подошел к (новый дом), поехал к (дальнее озеро), шли по (ветхий мостик), помогал ( лучший друг).
2 уровень Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки. К высокая берегу, по родная селу, горячее киселю, к большая дому, по пушистое снегу, по голубым небу, к открытого окну.
Анализируют свою собственную деятельность.
Знакомятся с притчей, обсуждают.
Обсуждение .Ребята пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой. Оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные УУД: - осознавать качество и уровень усвоения и овладения теми или иными учебными действиями. Личностные УУД: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные УУД: - рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). |