Конспект по русскому языку Тема "Ударение" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- Ф.И.О. студента практиканта/учителя базовой школы: Ичетовкина Кристина Николаевна/Александрова Светлана Витальевна
- Класс: 1 «А» МБОУ СОШ №14 г. Кирова.
- Дата: 16.03.2016
- Предмет: русский язык.
- № урока по расписанию:
- Тема урока: Ударение
- Место и роль урока в изучаемой теме: 2
- Дидактическая цель: создать условия для закрепления знаний о понятии ударение
- УУД:
а) предметные: Пр1- научить определять ударные и безударные слоги в словах
Пр2- научить пользоваться орфоэпическим словарем
б) метапредметные:
-познавательные: МП1-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике;
-регулятивные: Р1-осуществлять личностную рефлексию; Р2-определение цели предстоящей работы;
-коммуникативные: К1-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; К2-формулирование собственных мыслей в устной форме;
в) личностные: Л1-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- Оборудование: презентация
- Эскиз доски:
Презентация | Разлиновка для минутки чистописания. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Оргмомент | -Здравствуйте, меня зовут Кристина Николаевна и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Присаживайтесь. Начнем с оформления нашей тетради. Откройте тетрадь. Отступаем … строчек в низ. Запишите число (сегодня шестнадцатое марта), классная работа. -Я приготовила для вас загадку, попробуйте отгадать её. Собака Молчан весь дом стережет. (Замок) -Сейчас мы с вами напишем 1-ый слог этого слова и еще запишем другие сочетания букв За, Зо, Зи, Зв. -Смотрим на доску и прописываем соединения до конца строчки. | Приветствуют | Р2 |
Актуализация опорных знаний. | -Что вы изучали на прошлом уроке? -А что же такое ударение? (Ударение- это выделение в слове голосом одного из слогов.) - Что же мы называем слогом? ( Слог – это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком.) -Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения? (Ударный и безударный.) - Какой слог называют ударным? Приведи пример ударного слога. ( Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе. РаБОта) Постройте схему к этому слову. -Бывают ли слова, в которых нет ударного слога? ( Нет, в словах всегда есть ударный слог.) -В каких словах ударение не ставится? (Ударение не ставится в односложных словах и в словах с буквой ё.) Лес, Ёлка. -Ребята в рус языке существуют слова одинаковые по написанию, но разные по значению. Давайте познакомимся с ними. Для этого откроем учебник на стр 42 упр 7. Прочитаем первое слово в первой рамке. На какой картинке изображен зАмок, что обозначает это слова? -Давайте эти слова запишем в тетрадь в строчку и обязательно обозначим в них ударение. Читаем 2-ое слово 1 и 2-ого столбика, что здесь мы замечаем? Эту пару слов мы тоже записываем в тетрадь и обозначим ударение. И читаем 3-ью строчку 1 и 2-ого столбика. На какой картинке изображены стрЕлки, а на какой стрелкИ С какими словами мы познакомились сейчас? (Со словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.) -Запоминаем правописание и значение этих слов, чтобы в дальнейшем у вас не было ошибок. -Что нам помогает различить такие слова? (ударение) -Верно. Молодцы. -Известный поэт Якоб Козловский написал, (см. упр.6) Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Но… по-разному нас слышат. -О каких словах говорится в стихотворении? Мы о таких словах говорили только что. Приведите примеры таких слов. (зАмок- замОк, Атлас- атлАс, стрЕлки- стрелкИ) -А в каком словаре мы можем найти значение слова? (В толковом) И сейчас мы с вами поработаем с толковым словарем, для этого смотрим упр 8. Прочитайте задание. Значение каких слов нужно найти в словаре? Итак, открываем толковый словарь на стр. 138 и находим значение слова Атлас, потом находим атлАс (1. Собрание карт, таблиц, рисунков и т.п., изданное в виде отдельной книги или набора листов. атла́с -Плотная шелковая или полушелковая ткань с гладкой блестящей лицевой стороной.) А теперь устно составьте предложение с одним из слов. Озвучьте его. Спрашиваю по поднятой руке. -Благодаря чему мы определили значение этих слов? (Благодаря ударению). -Молодцы, а сейчас немного отдохнем. | -Ударение- это выделение в слове голосом одного из слогов. - Слог – это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком. - Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе. (РаБОта) | К1; К2 Пр1 МП1 Пр2 |
Физкульминутка Дружно трудились, Немного устали. Быстро все сразу За партами встали. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. А теперь мы сядем дружно Нам ещё работать нужно. -Вот мы с вами выполняли различные упр на нахождение ударения в слове, узнали, что существуют слова одинаковые по написанию, но разные по значению, но мы так и не назвали для же надо уметь правильно ставить ударение? (Для точной передачи смысла слова.) -Верно. Ударение нам нужно для того, чтобы точно передать смысл слова, чтобы быть грамотным при произношение слов, например, тОрты, позвонИм.) -Ребята, как вы думаете, в рус яз ударение падает только на первый слог? (Нет.-Почему? Да.- Почему? Докажите.) -Давайте посмотрим случаю постановки ударения в упр 9. Вашим заданием будет прочитать в каждом слове сначала ударный слог, а потом всё слово. -Как вы думаете, почему слова разбиты на группы именно так? Ответим на этот вопрос после прочтения этих столбиков.. Прочитай нам … 1-ый столбик, что ты там заметил? Итак, теперь мы знаем, что последний слог в слове тоже может быть ударным. Читаем 2-ой столбик, что там мы замечаем? Читаем 3-ий столбик слов, что о нем мы можем сказать? В этом столбике мы видим, что слог в середине слова тоже может быть ударным. -Выполнив это упр, какой мы можем сделать вывод? (Что ударение бывает разноместным, т.е. не только 1-ый слог может быть ударным, а так же может и последний слог и слог в середине слова. - А теперь мы выполним работу на закрепление в парах. На слайде написаны пары слов, сначала поставьте в них ударение, а потом составьте 2 предложение с одной из пар. Запишите их. Составление предложений с парами слов (кружки – кружки, хлопок – хлопок, полки – полки, замок – замок) -Брат на уроке нарисовал красивый зАмок. Мама купила в магазине замОк для дачи. Я посещаю различные кружкИ. Мы подарили бабушке красивые крУжки. | Л1 | ||
Подведение итогов. Рефлексия. | -А сейчас проверим, как вы усвоили тему. Я вам говорю слово, а вы меняете в нём ударение, чтобы получилось новое слово. Работаем по поднятой руке. Хлопок, полки, плачу, мука, пары, стоит, атлас, ирис. -Открываем дневники и записываем домашнее задание. (На слайде записано) Стр. 43, упр.10. -В этом упр вам нужно указать какие слова в скороговорке написаны одинаково, а различаются ударением и имеют разный смысл, а потом красиво и аккуратно списать эту скороговорку в тетрадь и объяснить, как вы понимаете смысл скороговорки. | Р1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)
На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....
Конспект урока русского языка 3 класс
Урок-смотр знаний по теме "Упражнение в правописании слов с безударными гласными и парными согласными в корне". Тип урока:обобщение и систематизация знаний.организация работы в группах. ...
конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык" УМК "Школа России" по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...