рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Хайруллина   Аспет  Кадыровна

рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx52.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

 на ШМО учителей начальных классов

Протокол №___ от

«___»___________ 2018г.

Руководитель ШМО

_________/О.Ш. Газизова /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по УВР МОУ – СОШ с. Ямское

______________/М.А. Гладченко /

«___»___________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

  Директор МОУ – СОШ

 с. Ямское

_____________/Л.П.Мякшева /

Приказ №___ от

«___»___________ 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

в 3 классе

МОУ – СОШ с. Ямское Краснокутского района

Саратовской области

Составил:  учитель начальных классов

Хайруллина  Аспет  Кадыровна

2018– 2019учебный год

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___ от «___» ______ 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс создана на основе: примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования; программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф,  М., «Просвещение», 2013  год;

           В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена  из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год .

I четверть — 41 ч, II четверть — 32 ч, III четверть —36 ч, IV четверть — 29 ч.

Цели  и задачи:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи:

•        развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

•        обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

•        пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

•        формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

•        обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

•        развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

•        развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения предмета “Русский язык” являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса “Русский язык” является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 60 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
  • буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
  • буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;
  • слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
  • писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики сделают первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

Учебно-тематический   план

Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы

1

Речевое общение. Повторяем - узнаём новое.

10

1

2

Язык - главный помощник в общении.

21

1

3

Состав слова.

21

1

4

Части речи.

12

2

5

Повторение изученного за год.

72

1

Итого за год:

136

6

Содержание

Тема “Состав слова” 32 ч.

 предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твёрдого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами.

Тема “Части речи” 64 ч.

даёт возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

В ознакомительном плане третьеклассникам даётся первое представление об имени числительном как части речи.

В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь — врач), навыки правописания родовых окончаний имён существительных (-а, -о, -е), имён прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.

Изучение языковых понятий(62 ч.)

проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.

Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).

Продолжается работа над совершенствованием знаний и умений

(12 ч):

 распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля.

Курс “Русский язык” обладает широкими возможностями для организации внеурочной деятельности младших школьников в следующих формах:

  • кружки, творческие группы по интересам, факультативы, клубы
  • утренники, конкурсы, олимпиады, выставки;
  • подготовка полезной для класса лингвистической информации (оформление уголка русского языка, стенда “Говори и пиши правильно”, рекламных стендов, выпуск классной газеты и классного литературного журнала); проектная деятельность.

Предметом внеурочной деятельности могут стать вопросы культуры общения, культуры речи, речевого этикета, истории жизни слов, происхождение русских имен и фамилий, создание тематических словариков, сочинение сказок, стихов, загадок.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

При работе с первым разделом «Мир общения.  Повторяем — узнаем новое»

- закрепить представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации,

-углубить знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения.

-познакомить с основными правилами ведения диалога,

- продолжать формировать представление детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, уметь поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение,

- наблюдать за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами,

- продолжать работу по формированию орфографической зоркости учащихся,

- систематизировать знания детей об орфографических правилах.

 Раздел «Язык – главный помощник в общении»

-  познакомить детей с особенностями данных языковых единиц,

- показать, что словосочетание, предложение и текст — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру,

-  сопоставить сначала словосочетания, а затем предложения с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме),

-  познакомить с композицией текста, определить, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня,

- продолжить работу со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.

 Раздел  «Состав слова».

       Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.

- учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения),

- при изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое приносит в слово каждая из морфем,

- знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.

- для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).

       В разделе «Части речи»

- углубить и расширить знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном,

- вводится определение местоимения,

- при изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов.

                                Календарно- тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

           дата

план

факт

1-3

Раздел 1.  «Мир  общения. Повторяем – узнаём новое»         (10 часов)

Собеседники. Диалог

3

4-6

Культура устной и письменной речи

3

7-9

Работа над ошибками. Текст.

3

10

Контрольный диктант по теме: "Текст"

1

11

Работа над ошибками.

1

12

Раздел 2.  «Язык – главный помощник в общении» (21 час)Язык - главный помощник в общении.

1

13-

14.

Звуки и буквы. Слог, ударение.

2

15

Девять правил орфографии.

1

16

Прописная буква в именах собственных.

1

17.

Буква безударных гласных

1

18.

Правила переноса слов.

1

19-20

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

2

21-22

Проверяемые и непроверяемые парные по глухости-звонкости согласные в корне слова

2

23-24

Непроизносимые согласные

2

25.

Разделительный твёрдый и мягкий знаки.

1

26

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

27

Удвоенные согласные

1

28-29.

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН.

2

30.

Проверочная работа «Девять правил орфографии».

1

31

Контрольный диктант за 1 четверть «Прогулка в рощу»

1

32.

Работа над ошибками. Что рассказало слово (продолжение).

Слово и его значение

1

33.

Что рассказало слово (продолжение). Основные функции слова

1

34

Раздел 3.  «Слово в речевом общении»  (21 час)

Что рассказало слово.

1

35-36

Слово и его значение

2

37-38

Слово и его значение.  Синонимы.

2

39

Слово и его значение Антонимы.

1

40

Слово и его значение Омонимы.

1

41

Многозначные слова.

1

42

Слово и его значение

1

43.

Проверка знаний учащихся.

Контрольный диктант«Природа осенью»

1

44

Работа над ошибками.

1

45.

Словосочетание.

1

46

Предложение.

1

47-48

Главные члены предложения

2

49-50

Предложения с однородными членами

2

51.

Контрольный диктант«Идет зима»

1

52

Работа над ошибками.

1

53-54.

Раздел 4. «Состав слова» (12 часов)Состав слова . Корень слова.

2

55

Корневые орфограммы

1

56

Развитие речи.

1

57

58

Приставка.

Предлог.

2

59

Суффикс.

1

60

Окончание и основа.

1

61,62

Контрольный диктант по теме за 2 четверть

1

63

Работа над ошибками. Части речи.

1

64-66

Раздел 5.  «Части речи»   (72 час)Части речи.

2

67

Части речи

1

68

Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем

Работа над ошибками.

1

69

Развитие речи.

1

70

Проверочная работа  по теме: «Части речи»

1

71

Работа над ошибками.

1

72

Имя существительное

1

73

Собственные и нарицательные имена существительные

1

74

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

75

Развитие речи.

1

76

Контрольный диктант по теме:  «Имя существительное»

1

77

Работа над ошибками.

1

78-79

Род имен существительных

2

80

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

81-82

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода

2

83

Контрольный диктант по теме: «Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского»

1

84

Работа над ошибками.

1

85

Изменение имен существительных по падежам

1

86

Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж.

1

87

Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж.

1

88

Изменение имен существительных по падежам. Дательный падеж

1

89

Изменение имен существительных по падежам. Винительный падеж

1

90

Изменение имен существительных по падежам. Творительный падеж.

1

91

Изменение имен существительных по падежам. Предложный падеж.

1

92-93

Изменение имен существительных по падежам (склонение)

2

94

Имя существительное

1

95

Проверочная работа по теме: «Имя существительное»

1

96

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»

1

97

Работа над ошибками.

1

98

Местоимение.

1

99

Глагол как часть речи.

1

100

Изменение глаголов по временам.

1

101

Глаголы настоящего времени.

1

102

Глаголы прошедшего времени.

1

103

Глаголы будущего времени.

1

104-105

Неопределенная форма глагола

2

106

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола

1

107

Изменение глаголов по числам

1

108

Развитие речи. Обучающее  изложение.

1

109

Развитие речи. Сочинение .

1

110-112

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

3

113-114

НЕ с глаголами

2

115

Глагол

1

116

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

1

117

Работа над ошибками.

1

118

Имя прилагательное как часть речи

1

119-121

Имя прилагательное.

.

3

122-123

Изменение имен прилагательных по родам и числам

2

124

Изменение имен прилагательных по родам и числам

1

125-126

Изменение имен прилагательных по числам

2

127

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

1

128

Развитие речи. Сочинение - описание.

1

129-130

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

2

131

Имя прилагательное

1

132

Обучающее изложение по теме: «Имя прилагательное»

2

133

Контрольный   диктант по теме: «Имя прилагательное»

1

134

Работа над ошибками.

1

135-136

Повторение. Слово. Предложение. Текст.

2

литература

  1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч.2015г.
  2. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.2016г
  3. Н.Ю. Васильева, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК “Перспектива”. 3 класс; М: Вако, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...