Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шулунова Марина Морзевна

Технологическая карта урока русского языка "Непроизносимые согласные", 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс

Русский язык

УМК «Перспектива» Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Тема

Непроизносимые согласные

Цели урока

Сформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.

Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.

Научить использовать приобретенные знания и умения.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Понимать причины появления непроизносимых согласных в словах.

Находить в слове и объяснять орфограмму «Непроизносимые согласные» и способы ее проверки.

Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными.

Активизировать словарный запас при подборе родственных слов.

Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться; испытывать интерес к предметно-поисковой деятельности

Коммуникативные: совершенствование способов взаимодействия с одноклассниками в процессе совместной деятельности; участие в диалоге; умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Метапредметные: сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; анализировать написания слов с непроизносимой согласной, использовать  алгоритм проверки написания непроизносимой согласной.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог, фронтальная, в парах

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. Ч.1, с.125-126.

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. Ч.1 с.60-61

Наглядный материал – карточки со словарными словами , презентация по теме урока

Тип урока

«открытие» нового знания

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Мотивация к учебной деятельности

Организует учащихся на работу.

 - Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке,

Учебник, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»!

-Думаю, что этот урок принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Проводит пальчиковую гимнастику

Осуществляют самооценку готовности к уроку, правильность посадки.

Выполняют пальчиковую гимнастику

Регулятивные:

умение самостоятельно организовать свое рабочее место,

 развитие мотивов учебной деятельности

Регулятивные: волевая саморегуляция

 

Чистописание

-Рассмотрите соединения букв для минутки чистописания (рдц, стн, вст, лнц, здн, ств). Прочитайте их.

Запишите  в тетрадь. Проверьте

Прочитайте слова (сердце, лестница, солнце, праздник)

Запишите. Проверьте

Соотносят выполненное задания с образцом, предложенным учителем

Личностные: сопоставление с эталоном, развитие каллиграфического навыка письма

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации

Формулирование темы урока

- Прочитайте слова, как они пишутся

-Прочитайте слова, как они произносятся

- Что вас удивило, что интересного заметили?

-Сосчитайте звуки и буквы в этих словах.

-Что заметили?

-Какая буква обозначает звук, который не произносится?

-Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке

-А почему эту букву надо писать?

-Какой же у нас возникает вопрос?

-Сформулируйте тему нашего урока.

-Какова цель нашего урока?

(-Научиться писать слова с непроизносимыми согласными)

Чтение сообщения профессора Самоварова (учебник, с. 125)

-Сочетание 3 и более согласных нетипично для русского языка, поэтому при появлении таких сочетаний букв человек просто одну из букв не передает при произнесении никаким звуком. Возникает противоречие между звучанием и написанием слова. Буквы, обозначающие звук, который не произносится в слове, называются непроизносимыми согласными

Читают, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации), буквы пишутся, но не все звуки произносятся (осознание противоречия)

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют тему и цель урока самостоятельно или с помощью учителя

Читают текст учебника про себя и вслух

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Познавательные:

Умение отвечать на простые и сложные вопросы

Коммуникативные: 

умение выражать мысли

Регулятивные: 

умение определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя

Познавательные: 

умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике и в сообщении учителя

Основной этап урока

1.Наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые согласные.

-Таких слов в русском языке достаточно много. Их лучше всего запомнить, как словарные

(на доске карточки с напечатанными словами с непроизносимыми согласными)

2.Выделение сочетаний, в которых они бывают

- В каких сочетаниях встретились непроизносимые согласные?

Нахождение непроизносимых согласных в словах из упр. 190 учебника

-Почему упражнение сопровождается условным обозначением «сравниваем»?

-Какие проверочные слова надо подбирать для слов с непроизносимыми согласными?

3.Составление правила проверки (самостоятельно)

Физкультминутка

4.Уточнение вывода учащихся при чтении сообщения профессора Самоварова (учебник, с.126)

Алгоритм проверки:

1.Есть ли [cн], [зн] в слове?

2.а) Если нет – в слове нет непроизносимого согласного, проверять нечего

б) Если есть – подобрать однокоренные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова и слышатся отчетливо

3. Сравнить проверяемое и проверочное слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное

5. Введение случаев « ложных сочетаний»

-Как вы думаете, обязательно ли в слове при сочетании нескольких согласных появляется непроизносимый согласный?

Показывает образец проверки слов:

Опасный (каков?)

 опасен,

вкусный (каков?) вкусен

6. Тренировка – проверка вариантов написания слов, связанных с изученным правилом. Упр. 191

Словарная работа

-Какие словарные слова содержат изученную на уроке орфограмму?

(Слова в рубрике «Твой словарик» здравствуй, праздник, лестница)

-Можно ли проверить эти слова? Где?

-Запишите эти слова в свои словарики, выделите орфограмму, запомните.

-Проверьте работу у соседа по парте  

-Составьте с новыми словарными словами предложения

Самостоятельная работа

Деление на слоги для переноса. Упр.189

-Проверьте правильность выполнения задания (образец на доске)

Работа в парах. Сравнивают произношение и написание слов с непроизносимыми согласными (первая группа слов); находят проверочные слова (из второй группы) и записывают слова-родственники парами.

Выводят самостоятельно правило проверки слов с непроизносимыми согласными

Сравнивают свои предположения с текстом учебника

Проговаривают в громкой речи, активизируют словарный запас, вводят новые слова в активный словарь

Самостоятельно подбирают проверочные слова к словам опас.ный, вкус.ный

Записывают слова с комментариями

Записывают проверочные слова и для слов с непроизносимыми согласными, и для слов, где непроизносимых согласных нет

Находят слова в рубрике «Твой словарик»

Работают с Толковым словарем

записывают в словарики, выделяют зеленым цветом непроизносимые согласные

Проверяют работу в паре друг у друга

Составляют предложения с изученными словами

Упражняются в делении слов с непроизносимыми согласными для переноса

Проверяют работу по образцу

Регулятивные:

развитие мотивов учебной деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Познавательные: 

умение сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности

Коммуникативные: 

умение выражать мысли, сотрудничество, разрешение конфликтов

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция

Познавательные: 

умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Метапредметные: 

умение находить ответ на заданный вопрос в материалах учебника

Коммуникативные: 

умение выражать мысли

Регулятивные: прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблем

Познавательные: 

умение находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях

Коммуникативные:

сотрудничество

Регулятивные:

Контроль, оценка и коррекция

Коммуникативные:

умение выражать мысли, строить свое высказывание

Познавательные:

умение применить полученные знания

Регулятивные:

контроль и оценка

Итог урока

-Как вы объясните, почему изученная на уроке орфограмма называется «Непроизносимые согласные»?

Аргументируют свое мнение

Комуникативные: 

умение выражать свои мысли

Домашнее задание

РТ  упр.107

или подобрать 4 слова с непроизносимыми согласными и записать с ними предложения

Выбирают  понравившееся задание для домашней работы

Личностные:

умение осуществлять выбор

Рефлексия деятельности

Проводится с опорой на слайды:

Сегодня на уроке:

 я научился…

 я понял…

 было интересно…

 было трудно…

Используют метод незаконченных предложений

Регулятивные: 

оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...