Конспект урока "Буква ь - как показатель мягкости согласных" ("ПНШ", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цели деятельности учителя:
- знакомство учащихся с новой буквой;
- формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова;
- создание условий для развития речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 27 ноября 2018года, вторник Школа: МАОУ СОШ №148 Класс: 1 «Е» Кабинет: 222 Урок: 08:00-08:40 (1 урок) | ФИО учителя: Маркова К.А. ФИ студента: Гурьянова А., 42гр. ФИО методиста: Батуева Л.И. |
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Тема урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласных»
Цели деятельности учителя:
- знакомство учащихся с новой буквой;
- формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова;
- создание условий для развития речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать функцию буквы ь;
- уметь читать слова, высказывания с мягким знаком, находить его в незнакомом тексте;
- уметь правильно ставить ударение и распознавать слова;
- уметь составлять звуковую модель.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: программа«ПНШ»; учебник: Азбука1 класс (1 часть), раздаточный материал, презентация.
№п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Время | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||
1 | Этап самоопределения к деятельности Словесный:слово учителя Практический: выполнение упражнения Артикуляционное упражнение | 2 мин | - Здравствуйте, ребята! - Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Меня зовут Анастасия Сергеевна. - Ребята, настраиваемся на продуктивную работу. - На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка. - Упражнение на постановку дыхания «Свеча» - бесшумный вдох через нос, выдох через рот на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача не погасить свечу, а заставить пламя плавно «танцевать». Выдох через плотно сжатые губы. - Молодцы. | - Здравствуйте. Настраиваются на урок Выполняют упражнение «Свеча». | Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
2 | Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог Практический: чтение учащимися Словесный: учебный диалог Практический: чтение учащихся Словесный: учебный диалог | 5 мин | - Ребята, с какими буквами вы знакомились на прошлом уроке? - Сколько согласных букв вы уже знаете? Назовите - Чем отличаются буквы и звуки? - Чем отличаются гласные звуки от согласных? - Как произносятся гласные звуки, а как согласные? - Какими бывают согласные звуки? - А на какие подгруппы делятся гласные звуки? - Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Прочитайте стихотворение. - Молодцы.Кто хочет прочитать громко чётко это стихотворение всему классу? - О чём идёт речь в стихотворении? - Верно. Посмотрите на еще одно стихотворение. Прочтите его. - Молодцы.Кто хочет прочитать громко чётко стихотворение всему классу? - А о чём говорится в этом стихотворении? - Верно. Молодцы. | - На прошлом уроке мы познакомились с буквами…. Ответ детей. - Буквы – пишем и видим, звуки – слышим произносим. - Произношением. - При произношении гласных звуков воздух в полости рта не встречает на своём пути преград и участвует только голос. - Глухими и звонкими, мягкими и твердыми. - На ударные и безударные. Читают стихотворение Мягкий знак стоит в сторонке, - Здесь говорится о мягком знаке Читают стихотворение Это очень хитрый знак. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Р: целеполагание П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности П: анализ объектов с целью выделения признаков П: анализ объектов с целью выделения признаков К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3 | Постановка учебной задачи Словесный:слово учителя Наглядный: презентация | 2 мин | - Кто сможет сформулировать тему нашего урока? - Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока. - Молодцы, спасибо. | - Тема нашего урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласных». 1. Познакомимся с буквой Ь и узнаем для чего ее использовать в словах. 2. Будем читать слоги и слова с изученной буквой. | Р: планирование К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Р: целеполагание |
4 | Открытие детьми нового знания Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения Наглядный: презентация, учебник. Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог Словесный: слово учителя Физминутка | 6 мин | - Прочитайте записку, которую мальчик оставил маме. - Верно ли он написал её или вы не согласны с написанием каких-то слов? Исправьте. - Откройте свою азбуку на странице 45. - Посмотрите на верх страницы. Что необычного вы заметили? - Да, посмотрите, все известные нам ранее модели звуков зачеркнуты. Как вы думаете почему? - Какой мы с вами можем сделать вывод? - Какие вы молодцы! - Посмотрите на картинки. Что здесь изображено? - Давайте произнесем вместе. Три-четыре. Ели. - Разделим это слово на слоги. Сколько слогов в этом слове? - Теперь посмотрите на доску (я убираю букву и) - Прочитайте что получилось. Совпадает ли с тем словом, которое мы произносили ранее? - А что обозначает это слово? - Посмотрите, что происходит со словом, если упустить мягкий знак? - У нас на рисунке дерево, которое обозначается словом-названием ель, а по буквам, которые остались, получилось слово-название действия ел. - Мягкий знак это буква? Докажите. - Как вы считаете, почему этого помощника назвали мягкий знак? - Буква – помощница, которая сама не разговаривает, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласный произносится мягко. Вот какая замечательная буква! | Работа с запиской - В записке допущено очень много ошибок Работа с учебником - Схема звука зачёркнута - Может быть, потому что мягкий знак не обозначает звука - Буква ь знак не обозначает звука при произношении - На картинках изображены ели - Ели - В слове ели 2 слога. Е-ли - Ел - Получилось слово ел, оно не совпадает со словом ель - Ел – обозначает действие, значит, кушал - Если упустить мягкий знак, меняется значение слова - Мягкий знак – это буква, потому что его можно написать - Я считаю, что его назвали мягкий знак, потому что он указывает на мягкость предшествующего согласного | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их, доказывать К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их К: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5 | Первичное закрепление Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения | 5 мин | - Давайте посмотрим на звуковые схемы этих двух слов. - Прочитай первую звуковую схему. Давайте посчитаем, сколько звуков в этом слове - Теперь посчитайте, сколько букв в этом слове? - Посмотрите, букв и звуков в этом слове одинаковое количество. - Обратите внимание, у всех ли букв есть звук? - Еще раз прочитайте слово ель. Какой последний звук вы слышите?(л’) Какой это звук? - Как вы думаете, почему он мягкий? - Так какую же работу выполняет буква ь знак? Молодцы ребята! | Работа с учебником - В первом слове 3 звука - В этом слове 3 буквы - Нет, ь звука не обозначает - Ель, последний звук [л’] [л’] – согл., звонк., мягк. - Его смягчает мягкий знак - ь смягчает рядом стоящие согласные | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам К: с достаточной полнотой выражать свои мыли Лог: доказательство П: анализ объектов с целью выделения признаков |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Физминутка | 5 мин | - А я предлагаю вам поработать в паре. У вас на столах лежат карточки с небольшими текстами. - Ваша задача - найти ошибки и исправить их. Стоит тёплый летний ден. По небу плывёт болшая туча. Вот ударил силный гром. На землю упали первые капли дождя. Полил дожд. Куда бежат ?Игор и Юля укрылись под навесом. | Работа в парах Находят ошибки и исправляют их Стоит тёплый летний день. По небу плывёт большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли дождя. Полил дождь. Куда бежать ? Игорь и Юля укрылись под навесом. | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
7 | Включение в систему знаний, повторение Словесный: учебный диалог Практический: работа с учебником Наглядный: презентация Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения | 5 мин | - Посмотрите на слова ниже. Давайте по цепочке их прочитаем. - Первая парта начинает. Повторим хором. Три-четыре. - Читаем следующее цепочку. Повторим хором. Три-четыре. Мели – кто знает значение этого слова? - Читаем по цепочке слова. Омуль –кто знает значение этого слова? Молодцы! Идём дальше. - А теперь давайте проверим, как вы усвоили новую тему. - У вас на столах лежат карточки со словами. Вам нужно поставить пропущенный мягкий знак там, где это необходимо, чтобы получилось слово. Лен*, ден*, сон*, тен*, сыр*, лес*, пен*. После того как дети сделают, проверка по слайду. | Работа с учебником Мы – мыло – мыло – мыльный Ме – мел – мель – мели – мели Мель - неглубокое место в реке, озере, море. Ел – ели – ели – ель – у ели Ле – лень – олень – олень – олени – олени Мо – моль, ро – роль, но – ноль, ру – руль Ро – рояль – рояль, ре – ремень – ремень Лу – лунь, му – омуль - омуль Омуль - рыба из сем.лососёвых. Выполняют задание самостоятельно Лень, день, сон, тень, сыр, лес, пень. | Лог: выдвигать гипотезы и обосновывать их К: с достаточной полнотой выражать свои мыли Лог: доказательство К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам Лог: выстраивать гипотезы и обосновывать их |
8 | Рефлексия деятельности Словесный:учебный диалог Практический: выполнение упражнения | 4 мин | - Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. -Над какой темой мы работали? -Что нового вы сегодня узнали? - Для чего же нам нужен мягкий знак? -Ребята, на ваших партах лежат карточки, ваша задача поднять карточку того цвета, какое у вас настроение. - Зеленый цвет – вам все понравилось, у вас хорошее настроение. - Желтый цвет – вы затрудняетесь. - Красный цвет – вам не понравилось, вам было трудно. | - Тема нашего урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласного». - Мягкий знак нам нужен для смягчения согласных, стоящих перед ним | Р: давать оценку П: анализировать способы и условия действия, контролировать и давать оценку процесса и результатов деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мягкий знак стоит в сторонке, Не мешает никому, Но тихонько и легонько Обращаются к нему. Соль зовет, и день, и пень — А помочь ему не лень!
Это очень хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома УГОЛ Превратился сразу в УГОЛЬ, Без пожара, просто так ? Это сделал мягкий знак.
Тема урока
Тема урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласных»
Цели урока: 1. Познакомимся с буквой Ь и узнаем для чего ее использовать в словах. 2. Будем читать слоги и слова с изученной буквой.
Тема урока
Тема урока: «Буква ь - как показатель мягкости согласных»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презетация "Мягкий знак - показатель мягкости согласных" 1 класс
Предназначен для урока чтения в 1 классе ...
Русский язык 2 класс. Тема "Проверка знаний о разделительном ь и ь - показателе мягкости согласных". (конспект урока)
Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме "Проверка знаний о разделительном ь и ь - показателе мягкости согласных"....
План-конспект урока русского языка во 2 классе "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука"
План-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока "Буква Е - показатель мягкости согласных."
Конспект по русскому языку к УМК В.Г. Горецкого "Школа России"1 класс (технологическая карта). Урок 40 (с. 74 - 75)...
Конспект урока буква е – показатель мягкости согласного звука.
Конспект урока буква е - показатель мягкости согласного зв...
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука". УМК "Школа России". 1 класс...
Конспект открытого урока по обучению грамоте в 1 классе по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"
Конспект урока обучения грамоте № 52 по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука». Данный урок обучения грамоте в системе ур...