Русский язык.Тема урока: «Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Играева Инна Александровна

Данный урок строился в соответствии со следующей схемой: мотивация учащихся к уроку – актуализация субъективного опыта – восприятие и осмысление учащимися нового материала – организация первичного закрепления – организация самостоятельного применения знаний и способов деятельности – рефлексия.

В ходе урока можно выделить следующие этапы:

1.Психологический настрой.

2.Создание ситуации успеха.

3.Ситуация затруднения.

4.Рефлексия.

5.Итог урока:

Для достижения целей урока использовались такие методы как словесный, наглядно-иллюстративный, проблемно-поисковый и формы работы: фронтальная, парная, самостоятельная.

Для достижения обучающих задач использовались следующие приемы:

  1. фиксация результатов деятельности в рабочих тетрадях;
  2. совместное определение теоретических основ, т.е. формулировка определений;
  3. тренировочные упражнения.

Развитие коммуникативных способностей учащихся осуществлялось через:

  1. фиксацию результатов деятельности в рабочих тетрадях, что способствовало формированию культуры письменной речи;
  2. формулировку определений;
  3. диалоговую форму работы;
  4. использование элементов эвристической беседы.

На всех этапах урока использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Мечетинская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района

Русский язык

2 класс

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова»

Тема урока:

«Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций»

                                          Учитель начальных классов

                                                           высшей квалификационной категории

                                             Играева Инна Александровна

   Русский язык. 2 класс. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

   Тема урока: «Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций»

   Цели урока:

- отрабатывать письмо с пропуском орфограмм слабых позиций;

- формировать коллективный диалог при фронтальной работе;

- учить излагать свои мысли правильно и грамотно;

- способствовать дальнейшему формированию познавательной

  активности и познавательного интереса обучающихся.

Этап акта учебной деятельности: этап решения частных задач

Тип урока: конкретизация понятия.

Результат: умение использовать обобщённый способ действия при решении

частных задач.

                                               ХОД УРОКА

1.Психологический настрой.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло?
(Да!)
– Прозвенел уже звонок?
(Да!)
– Уже закончился урок?
 (Нет!)
– Только начался урок?
(Да!)
– Хотите учиться?
(Да!)
– Значит можно всем садиться!

2.Создание ситуации успеха.

- Начнем нашу работу с чистописания "В" и "в".

 - Как называется буква?
- Какой звук обозначает?
-Дайте мне характеристику звука
( согл, парный звонкий, может быть твердым и мягким.)

-К нам в класс вернулось письмо, которое мы отправляли карлсону

[ пр’ив’эт карлсан]!

[ ты был ф гас’т’ах у п’ирваклашик ].

[ пр’ихад’и к нам, оч’ин’ прос’им]!

[фтараклашк’и].

-Ребята, это мы его писали?

У: - Да, наше!

 - А почему запись какая-то странная?

У: - Это транскрипция.

 - А что такое транскрипция?

У: - Это звуковая запись.

 - А вы что не умеете писать буквами?

У: - Умеем!

3.Ситуация затруднения.

 - Запишите, только расскажите, как вы это будете делать?

У: - Сначала мы поставим ударение, затем определим позиции звуков.

 - А для чего вы определяете позиции звуков?

У: - Чтобы на месте слабых позиций сделать пропуск.

 - Расскажите подробнее о слабых позициях, а то я что-то ничего не понимаю.

У: - В слабой позиции могут стоять гласные и согласные звуки. Для гласного слабая позиция, когда на него не падает ударение.

-Где в вашем письме слабые позиции?

У: - В слове [пр’ив’эт] ударение падает на звук [э], звук [и] стоит в слабой позиции, потому что на него не падает ударение, звук [т] стоит в слабой позиции, потому что он в конце слова.

(Во время объяснения учащиеся выходят к доске ставят ударение и подчёркивают звуки в слабых позициях, так разбирается каждое слово письма).

-  А зачем вам нужно письмо с пропусками?

У: - Чтобы у нас не было ошибок при письме, мы не знаем какую точно букву надо писать на месте звука, который стоит в слабой позиции.

 - Ну теперь то вы можете заменить звуковую запись на буквенную?

У: - Да!

 - Вы запишите, а я пройду и посмотрю. Только вы тетрадь положите правильно, спинки выпрямите, записывайте аккуратно.

4.Релаксация

1-подняться,потянуться,

2-нагнуться,разогнуться,

3-в ладоши 3 хлопка,

Головою 2 кивка

На 4-руки шире

5-руками помахать,

6-за парту тихо сесть.

5.Проверка орфограмм.

- Ребята, а что очень любил карлсон?

У: - Варенье, конфеты, печенье и т.д.

- Правильно, записывайте!

(Дети записывают самостоятельно, затем все вместе проверяют, записывая на доске)

-Кто это там пришел к нам?

(Щенок)

- Малыш просит проверить задание, которое выполнил сам.

Поможете ему, ребята?

У: - Конечно.

М_л_шы, ко_тачк_,  хле_ , д_у_б_ ,  м_лыш              

У: - В слове малыши орфограмма сильной позиции жи-ши.

В слове косточка на месте буквы А должен быть пропуск, потому что это слабая позиция и т.д.

К: - Есть ли среди этих слов изменение одного и того же слова?

У: - Малыш и малыши - это изменения одного и того же слова.

-Откройте учебники на странице 48 и выполним упражнение №45

6.Пальчиковая физминутка

Игра «Наши пальцы»

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.        

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

7.Итог урока:

- Наш урок подошёл к концу, оцените по шкале вашу работу.

-Запишите в дневник домашнее задание упражнение №46.

Не беда, что мы всегда

Чего-нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

Кто пыжится, чтоб умным стать

И скрыть прорехи в знании,

Тому весь век невеждой быть-

Могу сказать заранее.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,-

Тогда добьёшься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

-Мы обязательно научимся проверять разные орфограммы - у нас впереди ещё столько открытий!

-Спасибо за урок, ребята! Мне было интересно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций

Урок по системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова «Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных» проводится во втором классе. На уроке дети отрабатывают умения писать с пропуском букв «...

Конспект урока "Алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций" (Эльконин-Давыдов, 2 класс)

Цели деятельности учителя:Формирование умения находить в словах орфограммы слабых позиций;развитие навыка использования алгоритма пропуска орфограмм слабых позиций....

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Развитие речи. Письмо другу».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Развитие речи. Составление письма» Тип урока: развивающий контрольЦель урока: формирование способности излагать свои мысли письменно через построение предложений. Ди...

Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов по закону письма

Конспект урока по теме: "Проверка безударных личных окончаний глагола"....