Образование глаголов прошедшего времени.
план-конспект урока по русскому языку по теме

Булгакова Светлана Петровна

Познакомить учащихся с глаголами прошедшего времени, с   глагольными суффиксами.

Учить изменять глаголы по родам, наблюдать над чередованием согласных в корне.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, память.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образование глаголов прошедшего времени.

Цели:   Познакомить учащихся с глаголами прошедшего времени, с   глагольными суффиксами.

Совершенствовать умения изменять глаголы по родам. Наблюдать над чередованием согласных в корне.

Развивать орфографическую зоркость, внимание, память.

Воспитывать бережное отношение к природе.

                                 Ход урока.

  1. Орг. момент:

                                 Начинается урок,

                                 Он пойдет ребятам впрок

                                 Постарайтесь все понять

                                 Интересное узнать.

  1. Сообщение темы и целей.

      - Прочитайте предложение. В окно повеяло весною.

      - Как вы думаете, почему слово (повеяло) выделено другим цветом.

      - Определите часть речи? Род? Как узнали?

1 сл.    Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Тема.   Сегодня мы будем говорить о глаголах прошедшего времени.                            

             Научимся определять род глаголов.

             Узнаем о чередовании согласных.

             Назовите характерную особенность глагола прошедшего времени. (Л)

  1. Чистописание.

Л  Лл  лЛл  ло ле Леонид …. ….. (напишите 2 имени собственного).

В окно повеяло весною.                (Выделите л).

           - Посмотрите, какие слова записаны на доске?

         

  1. Словарная работа: «_бед, уж_н, завтр_к, р_бота, б_седа».

          - Назовите безударные гласные.

          - Образуйте и запишите от данных существительных глаголы  

             прошедшего времени. Выделите суффикс.

                 Обедал, ужинала, завтракал, работал, беседовал.

                Проверим слова.

  1. Послушайте стихотворение.

2 сл.                   Выглянул подснежник в полутьме лесной,

                           Маленький разведчик, посланный весной.

                           На лесной опушке фиалка расцвела.

                           Выглянуло солнышко весна, весна, весна!

            - О чем говорится в стихотворении?

            - В какое время года они цветут?

         4.  Беседа учителя.

 Кр.        Весной оживает природа после зимнего сна. Все вокруг цветет,

книга     зеленеет, радует глаз. Скоро и в Благодарненском районе зацветут

               первоцветы. Многие из них занесены в Красную книгу. Рвать их,  

             собирать в букеты запрещено  

            Любоваться можно только на лесных полянках.

          - Назовите из текста глаголы прошедшего времени и существительные

             с ним связанные.

3 сл.      Подснежник (что сделал?) выглянул;

              Фиалка (что сделала?) расцвел_;

               Солнце (Что сделало?) выглянул_;

           - Прочитайте внимательно. Что вы заметили?

           - Отчего они зависят?

           - Определите род существительного.

           - Назовите окончания глаголов.

           - Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени.

                               Таблица на доске.

     

  1. Игра «Собери пословицу».

               Где ласточки ни летали, а к весне опять прибывали.

           - Соберите пословицу. Объясните смысл.

           - Запишите в тетрадь.

           - Назовите глаголы прошедшего времени.

           - Определите число. Можно ли определить род.

           - Какие окончания у глаголов мн. ч. и  - таблица.

        Вывод: Глаголы прошедшего времени в ед. ч изменяются по родам и  

          числам, во мн. ч – по числам.

  1. Физминутка. (4 сл.)

Закройте глаза, расслабьте тело. От кончиков пальцев вверх идет тепло. Представьте, что вы, на лесной опушке. Над вами плывут облака, поют птички. Воздух свежий и чистый. Вам хорошо. У вас поднимается настроение.

  1. Закрепление изученного.
  1. Работа по учебнику. Стр. 71. упр. 41.

             - От основы глагола, какой формы образованы глаголы прошедшего

               времени м.р., ж. р., с.р.

              - При помощи какого суффикса л. (вывод стр. 71).

              - Сохраняется ли глагольный суффикс в н.ф. и у глаголов.

              - Какие глагольные суффиксы вы знаете?

5 сл.      -  Посмотрите на слайд. Какой новый суффикс увидели.

              - В русском языке встречаются глаголы на чь.

               2. Упр. 42 – Назовите глаголы на чь.

               3. Вывод хором стр. 72.  

               4. Упр. 43 – с комментированием.

                          м.р.             ж. р.          с.р.        мн.ч.

       Беречь -  берег  - берегла -  берегло – берегли.

       Увлечь - увлек   -  увлекла - увлекло - увлекли.

  – Что произошло с согласными в корне?

5.Прочитаем вывод стр. 73. (хором).

6. Разноуровневые задания.    

Вставить глаголы прошедшего времени.     Записать глаголы в скобках в  

        6 сл.         Указать род.                                прошедшем времени.

Весеннее солнце ________ землю.                Синее небо (потемнеть)  

Последний снег________ таять.                    (Налететь) первая гроза.

С горы______ маленький ручеек.                 Землю (полить) весенний

Из-под коры________букашки, жуки.           дождь.

Слова (начал, побежал, пригрело,                 Он (смыть) последний снег.

вылезли).    

  Вывод: Почему окончания глаголов прошедшего времени называют родовыми?

  1. Итог урока:

Получили оценки.

   - На партах лежат цветочки, смайлики, изображающие настроение. Выберите один из них, соответствующий вашему настроению и прикрепите на полянку.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени» с комментариями по формированию УУД.

    Тип урока: комбинированный    Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информаци ...

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

Задачи урока:Øпознакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;Øразвивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написан...

Электронная презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

Презентация  к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени». УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка в 4-ом классе: "Повторение. Образование глаголов прошедшего времени"

Урок русского языка по программе "Школа России" в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени».

Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания осмысления закрепления новой учебной информации средствами ИКТ. Задачи урока: познакомить учащихся с образованием  глагол...

"Образование глаголов прошедшего времени и написание словообразующего суффикса"

Тип урока: комбинированный    Дидактическая цель: Ø создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации     Задач...