Образование глаголов прошедшего времени.
план-конспект урока по русскому языку по теме
Познакомить учащихся с глаголами прошедшего времени, с глагольными суффиксами.
Учить изменять глаголы по родам, наблюдать над чередованием согласных в корне.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Образование глаголов прошедшего времени.
Цели: Познакомить учащихся с глаголами прошедшего времени, с глагольными суффиксами.
Совершенствовать умения изменять глаголы по родам. Наблюдать над чередованием согласных в корне.
Развивать орфографическую зоркость, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
- Орг. момент:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять
Интересное узнать.
- Сообщение темы и целей.
- Прочитайте предложение. В окно повеяло весною.
- Как вы думаете, почему слово (повеяло) выделено другим цветом.
- Определите часть речи? Род? Как узнали?
1 сл. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Тема. Сегодня мы будем говорить о глаголах прошедшего времени.
Научимся определять род глаголов.
Узнаем о чередовании согласных.
Назовите характерную особенность глагола прошедшего времени. (Л)
- Чистописание.
Л Лл лЛл ло ле Леонид …. ….. (напишите 2 имени собственного).
В окно повеяло весною. (Выделите л).
- Посмотрите, какие слова записаны на доске?
- Словарная работа: «_бед, уж_н, завтр_к, р_бота, б_седа».
- Назовите безударные гласные.
- Образуйте и запишите от данных существительных глаголы
прошедшего времени. Выделите суффикс.
Обедал, ужинала, завтракал, работал, беседовал.
Проверим слова.
- Послушайте стихотворение.
2 сл. Выглянул подснежник в полутьме лесной,
Маленький разведчик, посланный весной.
На лесной опушке фиалка расцвела.
Выглянуло солнышко весна, весна, весна!
- О чем говорится в стихотворении?
- В какое время года они цветут?
4. Беседа учителя.
Кр. Весной оживает природа после зимнего сна. Все вокруг цветет,
книга зеленеет, радует глаз. Скоро и в Благодарненском районе зацветут
первоцветы. Многие из них занесены в Красную книгу. Рвать их,
собирать в букеты запрещено
Любоваться можно только на лесных полянках.
- Назовите из текста глаголы прошедшего времени и существительные
с ним связанные.
3 сл. Подснежник (что сделал?) выглянул;
Фиалка (что сделала?) расцвел_;
Солнце (Что сделало?) выглянул_;
- Прочитайте внимательно. Что вы заметили?
- Отчего они зависят?
- Определите род существительного.
- Назовите окончания глаголов.
- Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени.
Таблица на доске.
- Игра «Собери пословицу».
Где ласточки ни летали, а к весне опять прибывали.
- Соберите пословицу. Объясните смысл.
- Запишите в тетрадь.
- Назовите глаголы прошедшего времени.
- Определите число. Можно ли определить род.
- Какие окончания у глаголов мн. ч. и - таблица.
Вывод: Глаголы прошедшего времени в ед. ч изменяются по родам и
числам, во мн. ч – по числам.
- Физминутка. (4 сл.)
Закройте глаза, расслабьте тело. От кончиков пальцев вверх идет тепло. Представьте, что вы, на лесной опушке. Над вами плывут облака, поют птички. Воздух свежий и чистый. Вам хорошо. У вас поднимается настроение.
- Закрепление изученного.
- Работа по учебнику. Стр. 71. упр. 41.
- От основы глагола, какой формы образованы глаголы прошедшего
времени м.р., ж. р., с.р.
- При помощи какого суффикса л. (вывод стр. 71).
- Сохраняется ли глагольный суффикс в н.ф. и у глаголов.
- Какие глагольные суффиксы вы знаете?
5 сл. - Посмотрите на слайд. Какой новый суффикс увидели.
- В русском языке встречаются глаголы на чь.
2. Упр. 42 – Назовите глаголы на чь.
3. Вывод хором стр. 72.
4. Упр. 43 – с комментированием.
м.р. ж. р. с.р. мн.ч.
Беречь - берег - берегла - берегло – берегли.
Увлечь - увлек - увлекла - увлекло - увлекли.
– Что произошло с согласными в корне?
5.Прочитаем вывод стр. 73. (хором).
6. Разноуровневые задания.
Вставить глаголы прошедшего времени. Записать глаголы в скобках в
6 сл. Указать род. прошедшем времени.
Весеннее солнце ________ землю. Синее небо (потемнеть)
Последний снег________ таять. (Налететь) первая гроза.
С горы______ маленький ручеек. Землю (полить) весенний
Из-под коры________букашки, жуки. дождь.
Слова (начал, побежал, пригрело, Он (смыть) последний снег.
вылезли).
Вывод: Почему окончания глаголов прошедшего времени называют родовыми?
- Итог урока:
Получили оценки.
- На партах лежат цветочки, смайлики, изображающие настроение. Выберите один из них, соответствующий вашему настроению и прикрепите на полянку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени» с комментариями по формированию УУД.
Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информаци ...
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»
Задачи урока:Øпознакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;Øразвивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написан...
Электронная презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени». УМК "Начальная школа XXI века"...
Урок русского языка в 4-ом классе: "Повторение. Образование глаголов прошедшего времени"
Урок русского языка по программе "Школа России" в 4 классе....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени».
Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания осмысления закрепления новой учебной информации средствами ИКТ. Задачи урока: познакомить учащихся с образованием глагол...
"Образование глаголов прошедшего времени и написание словообразующего суффикса"
Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: Ø создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации Задач...
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Образование глаголов прошедшего времени от глаголов в неопределённой форме"
Конспект урока русского языка 3 класс, технология проблемного обучения...