Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени» с комментариями по формированию УУД.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель:
создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информаци средствами ИКТ.
Задачи урока:
познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
формировать универсальные учебные действия: личностhttp://nsportal.ru/node/32069/editные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
воспитывать интерес к предмету.
Основной дидактический метод:
частично – поисковый
Дидактические средства:
учителя – презентация;
учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой
Презентация к уроку
Методическая разработка урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Сценирование урока средствами УМК с комментариями по формированию УУД. Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»
2. Сведения об авторе:
- Яковличева
- Светлана
- Павловна
- МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Балаково
- Учитель начальных классов
3. Основное содержание.
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель:
- создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
- развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
- формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
- работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
- воспитывать интерес к предмету.
Основной дидактический метод:
- частично – поисковый
Дидактические средства:
- учителя – презентация;
- учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой
Оборудование:
- «Русский язык» А. В. Полякова – 4 класс
- «Проверочные работы по русскому языку» Л. Г. Моршнева - 4 класс
- компьютер +проектор
- таблицы
- маркерные доски
План урока.
Этап урока | Формируемые УУД |
| Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
| Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. |
| Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
| Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. |
| Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. |
| Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя и других . Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
| Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |
| Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
Ход урока:
- Организация класса.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?
- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, узнаем о нём много нового.
- В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?
Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.
- Соберём уже известную информацию о глаголе.
Игра «Блиц – опрос»
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)
4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)
5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)
- Прочитайте вопросы, записанные на доске.
1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?
2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?
- Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения? (Имеющихся знаний недостаточно)
- Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.
- Минутка чистописания.
На доске: Ш Ц Ж
Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
- Назовите буквы, записанные в минутке чистописания. Что в них общего? (Заглавные, обозначают твёрдые согласные звуки).
- Какая буква лишняя и почему? ( Варианты: буква «Ц», так как она обозначает непарный звук, буква «Ж», так как она обозначает в сильной позиции звонкий звук)
(Написание букв.)
- Работа с пословицей. Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки.
- Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.
- Чем похожи все глаголы в пословице? (Одинаковые морфологические признаки)
- Перечислите их. (Будущее время, 2 лицо, единственное число)
- Какой глагол лишний, почему? («Найдёшь» – глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные)
- Что называется инфинитивом? На какие вопросы отвечает? Какие суффиксы имеет?
- Измените глаголы с безударными окончаниями в инфинитив.
Запись: угадать, потерять.
- Найдите основу глаголов в неопределённой форме. Как это сделать? (Основу инфинитива можно найти, отделив от глагола в неопределённой форме суффиксы -ть-, -ти-, -чь-)
Слайд 1.
угадать – угадал
потерять - потерял
- Проверьте написанное, сравните с данными глаголами (угадал, потерял). Что заметили интересного? (Основа та же, только суффикс – -ть- поменялся на суффикс -л-). В каком времени стоят эти глаголы? Допишите глаголы в прошедшем времени к соответствующим инфинитивам.
- Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Определим более точно тему урока.
Слайд 2. (Тема урока)
- Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся их образовывать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени, а ещё узнаем о том, что суффиксы могут служить не только для образования новых слов.
- «Открытие» нового знания.
- Проверим вашу догадку, о том, что основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же, выделите её. Как же можно образовать глагол прошедшего времени от глагола в неопределённой форме? (самостоятельное формулирование правила)
-Все ли возможные глаголы прошедшего времени образовали? (Нет, не хватает форм женского, среднего рода и формы множественного числа)
- Чем они будут отличаться от глагола в мужском роде? (Окончанием)
- Как же образовать эти глаголы? (Ученики высказывают версии) Проверим.
-Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.
(Формулировка правила учащимися.)
-Сверим наш вывод с правилом в учебнике стр.85.
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.
ТАБЛИЦА.
- Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».
(Дети составляют опору)
ходить – ть + л = ходил
- Ещё раз посмотрите на глаголы в неопределённой форме и в форме прошедшего времени. Как по-вашему, нужно ли включить суффиксы -ть- и -л- в основу? Служат ли они для образования новых слов? (Нет) Что изменяется при подстановке этих суффиксов? (Форма слова). Докажите. (Неопределённая форма глагола изменилась в форму прошедшего времени)
- Узнайте, как называются суффиксы, которые служат для образования слов и как те, которые служат для образования формы.
- Зная значение суффиксов, дайте им названия.
Слайд 3,4.
суффиксы, образующие слово - словообразующие
суффиксы, образующие форму - формоообразующие
- Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? Почему?
- Дадим новое определение основы слова. Проверим правилом в учебнике стр.87
Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса (говор-ит, говори-ть, говори-л)
- Найдите на стр. 86 упражнение 118. Прочтите задание. Выполним его с комментированием. (Учащиеся выходят к доске и, комментируя все этапы, образуют глаголы прошедшего времени.)
-Выделите формообразующие суффиксы во всех глаголах. Подчеркните буквы, стоящие перед ними. Что заметили? (Подчёркнутая буква одинаковая в глаголах прошедшего времени и соответствующих им инфинитивах) Подтвердим правилом.
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме (посеять – посеял)
- Как вы думаете, а когда нам можно использовать знание, которое мы сейчас открыли? (Если ученики затрудняются с ответом, предложить им выполнить следующее задание)
Слайд 5.
Мысл_л, куш_л, закле_л.
- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.
- Почему они вызывают при написании сомнение? (Безударные, стоят в слабой позиции)
- Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило. Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.
ТАБЛИЦА. «Алгоритм»
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.
ТАБЛИЦА. МЫСЛ?Л - МЫСЛИТЬ - МЫСЛИЛ
- Первичное закрепление изученного.
Работа по группам (группы по 7 – 8 человек)
- Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род.
Задание на маркерных досках.
1 группа. 2 группа. 3 группа.
пола_ла - … увид_л - …. брос_ли - …
выдерж_л - … высуш_ла - … вытерп_ла - …
выглад_ли - … замяук_ли - … советов_л - …
плак_ло - … сып_ло - … готов_ло - …
Взаимопроверка: 1группа – у 3 группы, 2 группа – у 1 группы, 3 группа – у 2 группы.
Оценивание работы учащимися.
- Самостоятельная работа.
Тетрадь с печатной основой стр. 26 , 27
I вариант – стр. 26 №2
II вариант – стр. 27 №2
Взаимопроверка, выставление оценки.
- Какие окончания у глаголов прошедшего времени в мужском роде? Какой формообразующий суффикс выделили? А словообразующие?
- Словарно-орфографическая работа.
- Запишите словарные слова в форме прошедшего времени множественного числа. Какую букву написали перед формообразующим суффиксом -л-? Выделите основу глаголов.
Слайд 6
Веять
Сеять
Шествовать
Шефствовать
Строить
Слайд 7
Веяли
Сеяли
Шествовали
Шефствовали
Строили
Самопроверка
- Итог урока.
«Блиц – опрос» (дополните фразу)
Слайд 8.
Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.
Слайд 9.
Суффиксы -л- и -ть- служат для образования ______________________ и называются ___________________.
Слайд 10.
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .
- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.
- Оцените усвоение вами материала, изученного на уроке, по пятибалльной шкале. (Оценивание учащимися с помощью блок-сигналов)
- Домашнее задание: выучить правила, упр.119.
4. Список используемой литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006
3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007
4. Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993
5. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998
6. А.В. Полякова Русский язык: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение- 2008
7. Е. П.Фефилова, О. И. Дмитриева Поурочные разработки к учебному комплекту А. В. Поляковой: 4 кл. М.: Вако, 2007
8. Л. Г. Моршнева Русский язык. 4 класс. Проверочные работы: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2007
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»
Задачи урока:Øпознакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;Øразвивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написан...
Электронная презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени». УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени».
Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания осмысления закрепления новой учебной информации средствами ИКТ. Задачи урока: познакомить учащихся с образованием глагол...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Род глагола в прошедшем времени" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о глаголах в прошедшем времени с суффикс...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные:- знать признаки глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени; ...