Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Задачи урока:
Øпознакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
Øразвивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
Øформировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
Øработать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
Øвоспитывать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель:
- создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
- развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
- формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
- работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
- воспитывать интерес к предмету.
Основной дидактический метод:
- частично – поисковый
Дидактические средства:
- учителя – презентация;
- учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой
Ход урока:
- Организация класса.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?
- Верно, сегодня мы продолжим разговор о глаголе, узнаем о нём много нового.
- В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?
Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.
- Соберём уже известную информацию о глаголе.
Игра «Блиц – опрос»
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)
4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)
5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
10. От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?
11. Какие окончания имеет глагол прошедшего времени?
- Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения? (Имеющихся знаний недостаточно)
- Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.
- Словарная работа
«Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озер» Паустовский
Найдите в этом предложении глаголы?
Охарактеризуйте эти слова по образцу:
ВИД, НАКЛОНЕНИЕ, ВРЕМЯ, ЧИСЛО, РОД
несов.вид, изъявительное наклонение (в предложении говорится о действии так, как будто оно происходит на самом деле) прошедшее время, ед.чис., женский род
Какая орфограмма в слове сверкать?
Подберите проверочное слово.(Это словарное слово)
В словаре Ожегова дается объяснение слова так:
«Ярко блестеть, сияя переливчатым светом»
- Подберите синонимы к слову сверкать.
(Светить, сиять, блестеть, искриться)
- «Открытие» нового знания.
На доске записаны предложения со словом «сверкать». Нужно исправить
ошибки.
В небе сверкало молния.
Кольцо сверкал на солнце.
Сверкала луч солнца.
- Исправьте ошибки и выпишите основу предложений.
Что такое основа предложения?
- В каком времени стоят эти глаголы?
- От чего зависит выбор окончания глаголов прошедшего времени ?
(от рода существительного, с которым оно связано)
Стр. 18 урок 73
Прочитайте предложения. Подчеркните в каждом предложении слово, которое помогло сделать правильный выбор окончания.
Висела лампа
Висело зеркало
Висел свитильник
Висели игрушки
Работа в парах
Какую взаимосвязью между родом и окончанием глагола вы заметили?
(После выполнения этого задания Аня сказала, что выбор формы рода и числа глагола зависит от рода и числа слова, с которым связан данный глагол. Права ли она?)
Дети выводят право:
Ж.Р. - А
СР.Р - О
М.Р. –
Мн.ч. – И
- Первичное закрепление изученного.
Найдите на стр. 19 упражнение 1. Прочтите задание. Выполним его с комментированием.
Как вы понимаете значение слова кожушок?
кожушок – верхняя одежда ( полушубок; дублёнка; тулупчик; шубка)
- Самостоятельная работа с. 19 №2
I вариант – шуметь, стоять
II вариант – убежать, отвечать
- Какие окончания у глаголов прошедшего времени? Какой формообразующий суффикс выделили?
- Словарно-орфографическая работа в группах.
От глаголов неопределенной формы образовать глаголы прошедшего времени.
Неопределенная форма | Единственное число | Множественное число | ||
Женский род | Средний род | Мужской род | ||
Веять | ||||
Таять | ||||
Строить |
- Какую букву написали перед формообразующим суффиксом -л-? Какое окончание использовали? Выделите основу глаголов.
-Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.
(Формулировка правила учащимися.)
Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.
ТАБЛИЦА.
- Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».
(Дети составляют опору)
ходить – ть + л + = ходила
- Ещё раз посмотрите на глаголы в неопределённой форме и в форме прошедшего времени.
Как по-вашему, нужно ли включить суффиксы -ть- и -л- в основу?
Служат ли они для образования новых слов? (Нет)
Что изменяется при подстановке этих суффиксов? (Форма слова).
Докажите. (Неопределённая форма глагола изменилась в форму прошедшего времени)
- Как называются суффиксы, которые служат для образования слов и как те, которые служат для образования формы.
суффиксы, образующие слово - словообразующие
суффиксы, образующие форму - формоообразующие
- Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? Почему?
- Письмо по памяти
Упр.3. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь к письму по памяти.
Закройте учебник. Запишите четверостишье.
Кто автор этих строк? Какие окончания имеют глаголы? Выделите окончания, сверху напишите род.
Взаимопроверка
- Итог урока.
«Блиц – опрос» (дополните фразу)
Слайд 8.
Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.
Слайд 9.
Суффиксы -л- и -ть- служат для образования ______________________ и называются ___________________.
Слайд 10.
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .
- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.
От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?
Выбор окончания глагола в прошедшем времени зависит от рода и числа слова, с которым связан данный глагол
Какие окончания имеет глагол прошедшего времени?
Ж.Р. - А
СР.Р - О
М.Р. –
Мн.ч. – И
- Оцените усвоение вами материала, изученного на уроке, при помощи столбика- оценки
Домашнее задание: выучить памятки.
Упр.6 , запомнить написание словарных слов, подготовиться к словарному диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени» с комментариями по формированию УУД.
Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информаци ...
Электронная презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени». УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени».
Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания осмысления закрепления новой учебной информации средствами ИКТ. Задачи урока: познакомить учащихся с образованием глагол...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Род глагола в прошедшем времени" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о глаголах в прошедшем времени с суффикс...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные:- знать признаки глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени; ...