Урок русского языка "Типы склонений"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Типы склонений" в четвёртом классе с использованием регионального содержания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_skloneniya_zachache.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе 2014-2015 уч. год
Учитель: Галактионова С. А.
Тема: Закрепление по теме «Склонение имён существительных». Игры со
словами краеведческой тематики.
Цель урока: закрепить знания о типах склонения имён существительных.
Формирование учебных действий:
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; обогащение речи младших школьников словами краеведческой тематики.
- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; вести диалог, умение работать в паре.
- Регулятивные УУД: оценивание качества и уровня усвоения материала.
- Личностные УУД: формирование положительной оценки учебной мотивации;
воспитание и уважение к культуре родного края.
Использование современных педагогических технологий: групповая технология (работа в парах), технология критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающая, игровая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
- Организационный момент
- Минутка чистописания
На доске записана пословица.
Наша дочь речистая,
У неё речь чистая.
Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово речистая? (Умеет красиво, правильно говорить).
Объясните, что значит речь чистая? (Грамотная, без лишних слов, красивая, правильная).
Назовите существительные из пословицы и скажите, что в них общего (3скл.)
Проанализируйте выполненную работу и определите задачи урока.
- Обобщение знаний о типах склонения. Работа со словами краеведческой тематики
- Стадия вызова.
- Предложить ученикам вспомнить всё, что они знают про болото и записать в тетрадь.
- Предложить ученикам рассказать по своим записям, что они вспомнили про болото.
2. Осмысление. Получение новой информации.
- работа с текстом (Приложение №1) с пометками карандашом.
Условные обозначения:
√ - знал; + - новое; - - противоречие
Высказывание детей.
3. Работа с текстом.
Задание: первой группе детей выписать из текста 3 существительных 1 склонения, а второй группе детей выписать 3 существительных 2 склонения.
Работа в парах (взаимопроверка)
4. Работа над значением слова
- Как можно назвать людей, занимающихся сбором ягод? (Ягодники)
- Какие значения может иметь слово «ягодник»? (Ягодное место, ягодный пирог).
IV. Физминутка.
- Закрепление.
- Игра «Найди пару» (Приложение №2) Работа с раздаточным материалом.
С каждым словом (название города) составить устно предложение и определить склонение у существительных
- Игра «Угадай»
С буквой м я сладкая,
С буквой к я горькая.
(Малина – калина)
- Отгадай загадку и определи склонение. (Работа с дидактическим пособием - веер)
а) Ягоды - не сладость,
Зато глазу – радость.
И лесам – украшение,
И дроздам – угощение. (Рябина)
б) Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила. (Черника)
в) Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
г) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
д) Кто, скажи, она такая:
Вся дрожит, хоть не пугаю? (Осина)
- Игра «Самый внимательный»
Задание: вспомните и запишите отгадки в тетрадь. Определите тип склонения существительных.
- Рефлексия.
- Какие слова вы хотели бы сказать по сегодняшнему уроку? Напишите.
Используемая литература к уроку:
- Лаптева Л.С. Как работать со словарными словами? // Начальная школа. 2007. №4.
- Михайленко Е.В. Работа над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах: методические рекомендации / Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – 112с.
- Ногина Р.М. Региональное содержание в образовательном процессе начальной школы / Архангельск: АО ИППК РО, 2008
Приложение №1.
Болото.
Большие площади в Архангельской области занимают болота. Какая польза от них человеку? Давайте посмотрим.
Словно на сказочной скатерти лежат по болоту съедобные приманки. Осенью зреет на глади болот целебная клюква. Летом люди собирают здесь золотистую морошку.
В чудесных кладовых лежат ценные тонны съедобных даров. Всегда ли легко дойти до этих кладовых? Ходить по болоту опасно. В зыбком ковре можно увязнуть. Но люди обходят опасные места и собирают дары болот.
Под моховым ковром гниют остатки растений, под ним залегает тёмный пласт ценного торфа.
Приложение №2.
Установи, чем знаменит каждый город, и соедини стрелкой соответствие.
Каргополь космодром
Плесецк строительство атомных подводных лодок
Сольвычегодск крупный ЦБК
Архангельск глиняная игрушка
Северодвинск санаторий
Коряжма областной центр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Склонение имён существительных"в 4 классе
В игровой форме легко можно усвоить эту тему...
Урок русского языка "Склонений - три. А спряжений?"
Второй урок по теме "Спряжене глаголов" + презентация...
Урок русского языка " Склонение имён существительных"
Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....
УМК "Школа России" Урок русского языка."Склонение имён прилагательных женского рода
Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода" 4 класс с использованием регионального компонента...
Урок русского языка "Склонений три. А спряжений?"
Урок русского языка, 4 класс по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка" с использованием материала краеведческой направленности...
Урок русского языка.Склонение имен существительных.
Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....
Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"...