Учащиеся должны знать: • основные сведения о языке, полученные во 2 классе; • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, ситуация речевого общения; • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); • основные единицы языка, их признаки; • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета. Учащиеся должны уметь: 1) аудирование: • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; • выделять основную мысль, структурные части исходного текста; 2) фонетика и графика: • выделять в слове звуки речи, давать их фонетическую характеристику; • различать ударные и безударные слоги; • не смешивать звуки и буквы; • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; • выполнять звукобуквенный разбор слов; 3) орфоэпия: • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова; • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи; • работать с орфоэпическим словарем; 4) лексика: • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; • пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарем; 5) словообразование: • выделять морфемы (корень) на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); • подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; • пользоваться словарем однокоренных слов; 6) морфология: • квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению; • правильно определять грамматические признаки изученных частей речи; • разбирать слово как часть речи; 7) синтаксис: • выделять словосочетания в предложении; • определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения; • выделять главные члены предложения; 8) орфография: • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами; • правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 2 классе; • пользоваться орфографическим словарем; 9) пунктуация: • находить в предложениях места для постановки знаков препинания; • обосновывать выбор знаков препинания; • расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами; 10) связная речь: • определять тему и основную мысль текста, тип текста; • составлять простой план текста; • подробно излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); • писать сочинения повествовательного характера; • совершенствовать содержание речи и ее языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом). Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; • понимания значения родного языка в жизни человека и общества; • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; • увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке; • получения знаний по другим учебным предметам. У учащихся должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия: • принимать и сохранять учебную задачу; • в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, после его оценки с учетом характера сделанных ошибок. Познавательные универсальные учебные действия: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе в Интернете; • осуществлять запись выбранной информации об окружающем мире с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной формах; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • воспринимать стили художественных и познавательных текстов; • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи; • обобщать, делать выводы; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза; • устанавливать аналогии; • осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные универсальные учебные действия: • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения; • формулировать собственное мнение, позицию; • договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы; • контролировать действия партнера; • использовать речь для регуляции своего действия. Личностные универсальные учебные действия. У учащихся будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; • широкая мотивационная основа учебной деятельности; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; • ориентация на понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • этические чувства — стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения; • установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры; • чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.
|