Разделительный мягкий знак.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок открытия новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным ь знаком.

Цели: организовать наблюдение за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком; создать условия для самостоятельного выведения обучающимися правила употребления разделительного мягкого знака в словах в процессе исследовательской деятельности.

Универсальные учебные действия.

Предметные:

  • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
  • Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;
  • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Личностные: осознание алгоритма своего действия; формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и чужой работе).

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные: целеполагание; прогнозирование уровня усвоения правила написания слов.

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
  • поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с достижения результата.

Познавательные: (общеучебные) выделение познавательной цели;

освоение умения различать в словах мягкий знак разделительный и показатель мягкости согласного звука; .

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия: установление аналогий и причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия; управлять действиями партнёра (оценка, коррекция).

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • участвовать в групповом обсуждении.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие,  проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение,

Ход урока.

I. Организационный этап.
        Психологический настрой.

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
- Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям и мысленно пожелаем удачи.

        Мотивация к учебной деятельности.

- Чему мы учимся на уроках русского языка? ( Познаём тайны родного языка.)

- Для чего мы этому учимся?

 Грамотность – показатель культуры человека. Мы учимся быть грамотными – значит культурными.

И сегодня нас ждут новые интересные открытия.

II. Самоопределение к деятельности

1. Словарная работа.

- Прочитайте слова.   В-р-бьи, за-чьи, м-двежья, об-зьяна, п-льто.   

- Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить?

- Что можете сказать об этих словах? (это словарные слова)

- Спишите  слова в тетрадь, вставив пропущенную орфограмму.

Взаимопроверка. (Работа в паре) 

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по орфографическому словарю.

Оцените её при помощи знаков.

 «!» -Молодец, ты всё написал правильно.

«+» Хорошо, но ещё не много ошибаешься.

 «-» Тебе нужна помощь.

Проверка учителя:  Поднимите руки  кому поставили  +,   -,   !

       2. Определение темы урока.

-  Что можете сказать об этих словах? (во всех словах пишется буква ь)

-  Какое слово лишнее? Почему?    (Лишнее слово пальто, в нем мягкий знак показатель мягкости.)

- Что общего у оставшихся слов?     (разделительный мягкий знак)

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (разделительный Ь)

             слайд 3       

Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели. 

- Что ждёте от урока? - Какие цели поставим перед собой на нашем уроке? (узнать больше о «ь»; выяснить, какую еще роль может выполнять «ь» в слове; вспомним то, что важно для урока, открываем новые знания, применяем новые знания)

−        Давайте, вспомним, что же мы с вами знаем про мягкий знак.

- А что бы нового вы сегодня хотели узнать?

  • Пополнить свои знания о  разделительном мягком знаке.
  • Когда пишется разделительный мягкий знак.

     *  Составить алгоритм написания разделительного ь.

* Какую роль  ещё играет мягкий разделительный  знак в словах.

Ответы детей. (Я научусь. Я сумею. Я узнаю.)

- Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить? (разделить слова на группы)

- На какие две группы их можно разделить? Разделите.

- Сколько звуков и букв в каждом слове? (по 3 чел.)

- Почему в словах 1 столбика звуков меньше, чем букв? (ь звука не обозначает)

- Какую «работу» выполняет ь в этих словах? (он обозначает мягкость предшествующего согласного звука)

- Что заметили о количестве звуков и букв в словах 2 столбика? (количество звуков и букв одинаково)

- Почему так? Ведь в этих словах тоже есть ь! (буквы ё, ю, я  обозначают два звука)

- Какую «работу» выполняет ь в этих словах?

IY. Открытие новых знаний.     Работа по теме урока.

1.- Проведём эксперимент. (Наблюдение за произношением слова и ролью «ь»)

      слайд 4      - Добавь букву «ь».    ЕЛ -            МЕЛ -        

      Проверка по щелчку                  ЕЛ -  ЕЛЬ     МЕЛ – МЕЛЬ

-Что заметили? (согласный звучит мягко, значение слова изменилось)

- Какую «работу» выполняет Ь в этих словах? (он обозначает мягкость предшествующего согласного звука)

      слайд 5                               - Запишите слова  МЕЛ и МЕЛЬ значками звуков.

      Проверка по щелчку         - Сколько звуков и букв в каждом слове?      

                                                       МЕЛ    [м’эл]   3б., 3зв.

                                                       МЕЛЬ  [м’эл’]  4б., 3зв.

- Почему? (ь звука не обозначает)

Вывод.(«ь» в этих словах – показатель мягкости предшествующего согласного)

слайд 6       - Добавь букву «ь»   ПОЛЮ -           СОЛЮ -

  Проверка по щелчку                  полю (грядки) -  полью (грядки)

                                                        солю -                  солью

-Что заметили? (согласный звучит также мягко, но слова звучат по-разному)

         -Можно сказать, что «ь» показывает мягкость согласного? (нет)

               -Почему? (     слог-слияние  ---  согласный и гласный звуки произносятся раздельно)

-Какую же работу выполняет Ь в этих словах? (разделяет согласный и гласный звуки)

               - Что показывает разделительный мягкий знак? (что согласные и гласные звуки при  произношении не сливаются)

Вывод.(«ь» может быть в слове разделительным

2.  - Сейчас мы проведем с вами исследование на тему Правописание слов с разделительным  мягким знаком ” и попытаемся ответить на ваши вопросы.

    «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

- Давайте  исследуем слова и попытаемся определить когда же пишется разделительный Ь.

            Веселье, ружьё, ручьи, ночью, деревья.

     а) прочитайте  слова и запишите  их в тетрадь;

     б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией; 

     в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;

     г) сделай вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах?

- Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно, делает свой вывод.

    ( у доски работает один ученик)  

        Вывод по исследовательской работе: - Где пишется разделительный ь знак?

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л
  • сомневаюсь при выполнении-С
  • затрудняюсь при выполнении-Т

4. .Составление алгоритма написания разделительного «ь»

- Попробуем составить алгоритм написания разделительного Ь. (Работа в паре.)                      (используем условные знаки согласного звука и гласного: зеленый и красный квадраты, буквы Е,Ё,Я,И,Ю и Ь) На парте листочки и фломастеры.

-Сравним свой алгоритм с авторским. (слайд 7 - 8)

-Обобщение. Проговаривают алгоритм: После согл. - Разделительный ь - Перед глас. е, ё, и, ю, я

Чтение рубрики «Сведения о языке» (с.32)

         – Какие звуки обозначает гласная буква?

Послушайте стихотворение. (слайд)

Слева от меня- согласный,

Справа- е,ё,и,ю,я,

Чтобы не было слиянья,

Разделил их ловко я.

5.   Продолжаем исследование  дальше.

-Определим, всегда ли надо писать «ь» перед гласными  буквами  е,ё,и,ю,я.

Упр.51

слайд 9  –Вернёмся к словам:   ПОЛЮ - ПОЛЬЮ.

– Чем они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.)

            – Запишите слова первой пары значками звуков:  

Проверка по щелчку                  Полю - [пал'у] полью [пал'й'у]

                              - Сколько звуков и букв в каждом слове? Почему?

         – Сравните написание и произношение.                 Выполните эту же работу с другими словами.

                         Какой звук вы слышите после звука [л'] в каждом слове?

       - Что заметили?

(Сделайте вывод: - Когда в словах пишется разделительный ь?) (Если после согласного слышим звук [Й], а потом идёт гласный звук)

- Проверим свои предположения (Прочитать по учебнику стр.31 рубрика «Обрати внимание»)

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л
  • сомневаюсь при выполнении-С
  • затрудняюсь при выполнении-Т

V. Развитие умений – применение знания.

Постановка цели этапа урока

-Определив роль «ь» и правило его написания, какова же дальнейшая цель нашего урока? (учиться распознавать и правильно писать слова с разделительным Ь)

1. Игра «Камень- Вата».

(1 команда «Камень», 2 – «Вата».Учитель произносит слова, если в слове есть раздел Ь, то встает команда «Камень» , если звучит слово с Ь- показателем мягкости –команда «Вата»)

Деньки, мальчик, обезьяна, льдинка, здоровье, печенье, друзья, пеньки, варенье, большой.

1. Игра «Чуткий слух». (В слове есть разделительный ь, хлопаем в ладоши.)

Деревья, пень, ручьи, пьёт, деньки, муравьи, птичьи, вьют, воробьи, счастье.

2.  Тренировочные упражнения.

Самостоятельная работа.

     -Проверим, как вы научились не только распознавать слова с разделительным мягким знаком, но и правильно их писать.

Слайд 10. – Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

                    - Запишите пары слов.

Проверка по щелчку

     

            Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л
  • сомневаюсь при выполнении-С
  • затрудняюсь при выполнении-Т

 

  Работа в группах.

– Сейчас вы будете работать группах. Будьте дружны, помогая друг другу. (задание на карточках)

Замените словосочетания на каждой строке одним словом с разделительным Ь.

  • Снежная буря – вьюга
  • Домики для пчёл – ульи
  • Мама, папа, дети вместе – семья
  • Животное, умеющее ловко лазать по деревьям - обезьяна
  • Ягоды, сваренные в сахаре – варенье

 (проверка слайд 11)        

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л
  • сомневаюсь при выполнении-С
  • затрудняюсь при выполнении-Т

–  Выступает от группы спикер.

– Докажите, что правы вы. Где же пишется разделительный Ь?

Перед е, ё, ю, и, я

Я в корнях стою, друзья.

После согласного

Перед хитрой гласной.

– А вы почувствовали в работе плечо друга?

VΙ. Рефлексия урока. 

слайд 14 - ?

   −        Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о разделительном Ь. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на свои вопросы сами?

- Какое  новое знание открыли?  (алгоритм написания разделительного Ь)

Где же пишется разделительный Ь?

  • Что удалось на уроке?
  • Что больше всего понравилось?
  • Чьим успехам смогли порадоваться?
  • За что можете себя похвалить?
  • Что было самым трудным?

  • Какое настроение у вас создал урок? (указать смайликом веселым или грустным)

– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что помогало вам в работе?

VII. Домашнее задание. ТПО стр.19 упр.38 (2 столбик)

РЕЗЕРВ (разноуровневые задания) – на карточках

слайд 12

проверка слайд 13

Оцените себя при помощи «светофора»

  • (Красный обозначает – я  не уверен в своих знаниях.
  • Зелёный – я  уверен в своих силах.
  • Жёлтый- я сомневаюсь, надо еще поработать.

– Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. (На доске появляется новая табличка- Я рада за вас.)

VΙΙ. Тест.

У учащихся на столах заранее приготовленные карточки с текстом теста.

Тест проверяется после урока, анализируются ошибки, и планируется работа над ошибками в течение следующих уроков.

                                                  Тест

1) Разделительный знак (ь) пишется….

                а) после согласных               б) после гласных

2) Разделительный знак (ь) пишется….

                а) перед согласными            б) перед гласными

3) Разделительный знак (ь)…

               а) является показателем мягкости

               б) показывает, что согласный не сливается с гласной

4) Подчеркни слова с разделительным мягким знаком

              а) соловьи          б) огоньки           в) Дарья

              г) стулья           д) колокольчики

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л
  • сомневаюсь при выполнении-С
  • затрудняюсь при выполнении-Т

- Продолжи предложения:

Я узнал … .

Я научился … .

VI. Домашнее задание. ТПО стр.19 упр.38 (2 столбик)

Прочитайте слова : Лист-я, мурав-и, яблон-я, в-юга, Кат-я, врем-я.( на доске)

[й’а] [й’и] [а] [й’у] [а] [а]

– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать.)

Задание:    Запишите слова по вариантам.      В два столбика

1 в. – с разделительным мягким знаком.

2 в.– слова без мягкого знака.

Рядом со словом напишите, какие звуки обозначает гласная буква.

- Проверка по вариантам. Какие слова вы выписали? (слайд) - Докажите.

Оцените себя при помощи условных знаков на полях тетради:

  • легкое задание- Л
  • сомневаюсь при выполнении-С
  • затрудняюсь при выполнении-Т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...