Что такое имя прилагательное?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Иванюта Кристина Валерьевна

Данный материал поможет педагогу эффективно построить урок по теме "Прилагательное".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Иванюта К.В.

Класс: 2

Учебный предмет: русский язык

УМК: Школа России

Тема урока: Что такое имя прилагательное?

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: Создать  условия  для формирования представлений о прилагательном как части речи.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

  • научатся находить прилагательные в тексте;
  • ставить вопросы от существительных к прилагательным,
  • устанавливать связь между прилагательными и существительными,
  • подбирать примеры имён прилагательных.

Личностные:

• формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

• умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную
  • умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными  задачами);

Коммуникативные УУД: 

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
  • выполнять практические упражнения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

  • определение цели своего обучения;
  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
  • анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

 чтение текста, выполнение  задания , ответы на вопросы.

Этапыурока,

цель

Деятельностьучителя

Деятельностьучащихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Вот и прозвенел звонок – начинается урок!

Друзья, я так рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Разминка для пальчиков.

Чтобы ваши пальчики писали красиво и не уставали, мы сейчас их разомнем:

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой его другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям.

А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

Запишите в тетрадях число.

Классная работа.

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

Подготавливают пальчики к письму.

Ученикизаписывают в тетрадь.

Личностные:самооценка готовности к уроку.

Метапредметные: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель:

1) актуализировать знания об изученных орфограммах;  изученных частях речи;

2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.

Когда это бывает? (весной)

Назовите первую букву с слове весна.

Чистописание.

Напишем заглавную и строчную букву  «Вв»

Какие звуки обозначаются буквой «в»?

 -Дайте характеристику первому звуку в слове

« весна».

Продолжим разбор.

Фонетический разбор слова «весна»

-Что обозначает слово весна?

- Прочитайте  слова: март, апрель, май.

- Назовите одним словом.

-Какие?

-На  карточках слова: весна, март, апрель, май, весенние.

-Какое слово лишнее?

-Почему?

Докажите.

Дети отгадывают загадку.

Ученики  называют букву «в».

Дети аккуратно пишу буквы в тетрадь.

Называют звуки

Дают характеристику первому звуку.

Выполняют фонетический разбор слова в тетради.

-время года

-месяцы

-весенние

- весенние

- весна, март, апрель, май – существительные, а слово весенние это не существительное.

Познавательные УУД:

ориентироваться  в своей системе знаний;

Коммуникативные УУД:

умение  оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные УУД:

Быть толетарнымкчужим ошибками другому мнению;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи

III. Формулирование проблемы,

планирование деятельности

Цель: 

правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи.

-Если это не имя существительное, то к какой  части речи оно относится?

 Какова задача  нашего урока?

Какие поставим перед собой задачи?

-Это мы ещё не знаем.

- Познакомиться с новой частью речи.

Определяют задачи.

Регулятивные УУД:

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные УУД:

 осознавать необходимость нового знания

IV.Открытие нового материала

(Построение проекта выхода из затруднения)

Цель: 

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

V. Физкультминутка

Цель:

предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук.

Ребята у вас  на парте конверт прочитайте предложение, записанное на нём.

У меня уши, хвост, шерсть.

-   О каком животном идёт речь в этом предложении?

-Ребята мнения ваши разошлись.

- Посмотрите в конверт, там есть  картинка. Кто это?

-Вы должны, вставить пропущенные слова, чтобы было понятно, что речь идёт о лисе.

-Слова помощники у вас записаны внизу под картинкой.(чуткие, пушистый, рыжая).

-Прочитайте, что у вас получилось?

-На какие вопросы отвечают вставленные слова?

- А что они означают?

- Какой частью речи они являются?

-   Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Сравним свой вывод с выводом из учебника.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Индивидуальная работа

-ученики высказывают свои мнения (заяц, кошка, лиса  и т.д.)

- из конверта достают картинку

Ученики вставляют пропущенные слова

(работа в парах)

Дети читают свои предложения.

- какие? какой? какая?

- признак предмета

-прилагательное

Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

Читаютвывод в учебнике.

Выполняют движения под диктовку.

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение

Познавательные УУД:

добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.

Личностные:

умения сотрудничества со сверстниками работая в паре.

Регулятивные УУД:

выполнять последовательность действий.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.

Работа по учебнику упр.149 с.86.

Прочитайте упражнение

-Какой по мнению автора русский язык?

-С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка..

 Прочитайте задание к упражнению про себя.

Чтонужновыполнить?

-дети читают упражнение

-яркий, меткий, певучий, задушевный.

-яркий как радуга;  меткий как стрелы;

певучий, задушевный как песнь над колыбелью.

Выполняют задание к упражнению с комментированием с места.

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий  при выполнении заданий

Коммуникативные УУД:

ясно формулировать ответы на вопросы педагога;

вносить вклад в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

VII.Самостоятельная работа с проверкой.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их втексте.

Работа по карточкам

Задание на карточке:

Подобрать к прилагательным

Подходящие по смыслу имена существительные.

Зелёный, сладкий, сахарный …..

Весеннее, яркое, лучистое ….

Спелая, сладкая, душистое …

Грузовая, легковая, спортивная ….

-Давайте проверим, что же у вас получилось?

-  Так слова,  какой части речи уточняют имена прилагательные?

Используя алгоритм самооценки, оцените свою работу  в группе.

Алгоритм оценивания (на слайде):

1.Какое было задание?

2. Удалось ли выполнить задание?

3.Задание выполнено, верно, или с ошибками?

4.Какое умение развивали при выполнении задания?

Работа в парах

Ученики подбирают имена существительные

Дети читают  свои записи на карточках

- имена существительные

Коммуникативные УУД:

умение  слушать и понимать других

Регулятивные УУД:

определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев

Личностные УУД:

Быть толетарнымкчужим ошибками другому мнению уметь признавать свои ошибки

VIII. Рефлексия деятельности

Цель:

1) осознавание цели учения, его необходимость,

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

3) наметить направления будущей учебной деятельности;

– Вот и подходит наш урок к концу.

- Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее?

Расскажите по схеме, чему научились( на доске)

Я знаю …..

Я запомнил….

Я смог …

Что на уроке хорошо получилось?

Над чем надо ещё поработать?

-да

Несколько  учеников оценивают свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний

Регулятивные УУД:

Соотносить результат своей деятельности с целью оценки

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи

IX. Домашнее задание

Цель:

закрепление и углубление знаний учащихся.

 Рабочая тетрадь  упр.91 с.42 инструктаж по выполнению задания

Слушают инструктаж

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других

Список использованной литературы:

  1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.: ил. – (Школа России).
  2. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс: Рабочая тетрадь.  В 2 ч. Ч 2
  3. Канакина В. П. Сборник диктантов и творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....