Устный журнал "По страницам Языкознания"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
"По страницам Языкознания"- внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 4 класса в форме устного журнала. "Перелистывая страницы журнала" дети повторяют основные разделы русского языка. На уроке использованы игры, сценки, занимательный материал. Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_gulyaeva.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку
для обучающихся 4 класса.
Учитель: Гуляева Екатерина Фёдоровна.
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ПО СТРАНИЦАМ ЯЗЫКОЗНАНИЯ»
Цель:
1.Повторить разделы русского языка ФОНЕТИКУ, ОРФОГРАФИЮ, ПУНКТУАЦИЮ, МОРФОЛОГИЮ, ЛЕКСИКОЛОГИЮ.
2. Развитие речи, логического мышления, интереса к русскому языку.
3. Воспитание чувства любви к родному языку.
Ход занятия.
І. Организационный момент.
- Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим путешествие « По страницам Языкознания». Итак, главный гость сегодня - его величество русский язык! Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские писатели:
«Русский язык - настоящий сильный, где нужно - строгий, серьёзный, где нужно- страстный, где нужно - бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Иван Андреевич Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».
Алексей Николаевич Толстой утверждал: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...»
СТРАНИЦА 1. ФОНЕТИКА.
Сценка 1.
Показывают заранее подготовленные ученики.
-Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи».
Начинает пищать.
Вбегает мама.
-Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- Я лекарство принял. Здесь написано...
- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел...
Учитель.
- Итак, что же неверно прочел сын?
- А какой раздел русского языка изучает ударение?
- Правильно, молодцы! Мы с вами открываем 1 страницу нашего журнала «Фонетика».
- Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто-нибудь не исказит слово неправильной постановкой ударения - оно тотчас же теряет свой ритмичный пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму.
Задание 1.
- Поставьте знак ударения в выдоенных словах.
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.
Я мою руки. Мою руку взял доктор.
Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм.
Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребёнка.
Солнце село за село. Огородное пугало всех пугало.
- Что может произойти, если неправильно поставить ударение в слове?
Сценка 2.
Показывают заранее подготовленные ученики.
Учительница написала на доске отдельные слова и сказала детям:
- Спишите их. Только - не спешите.
Все пишут, а Коля — нет...
- Почему ты не пишешь, Коля?
- Я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то — «не спишите»...
Учитель.
- Почему Коля растерялся? Как вы думаете, как называется следующая страница в нашем журнале?
- Почему?
СТРАНИЦА 2. ОРФОГРАФИЯ.
Задание 2.
- Вам предлагается расшифровать ребусы, и найти лишнее слово.
Зверь, рысь, коньки, медведь, мель, угольки, коньки, картофель, носорог
Задание 3.
- А сейчас попробуйте найти ошибки в письме, которое написал Вася, отдыхая в деревне своему другу Мише.
Здравствуй, Миша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Папа меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой, Я уже обижал лиса.
- В ответ Вася получил такое письмо от Миши:
Вася, здравствуй!
Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
- Ребята, а вы внимательно читали письмо Васи? Какие еще вопросы мог задать Миша своему другу?
- Что может произойти, если допускать при письме орфографические ошибки?
Сценка 3.
Показывают заранее подготовленные ученики.
Прилагается ли прилагательное...
Госпожа Простакова из комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина хочет показать, как учен у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, он отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
- Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
- Дверь? Котора дверь?
- Вот эта.
- Эта? Прилагательна.
- Почему же?
" Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь шеста неделя стоит, не навешена: так та покамест существительна.
- Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
- И ведомо.
Какой раздел русского языка изучает части речи?
СТРАНИЦА 3. МОРФОЛОГИЯ.
А вы можете ответить на вопрос, что такое имя прилагательное?
Почему его так назвали?
Задание 4.
Придумайте и запишите как можно больше слов прилагательных к слову
КНИГА.
Сценка 4.
Стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской.
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех
Помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей - тире, в остальных- многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в ( ),
Так же частенько и этак и так
Использует он!
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится?
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит,
Порою « », порой:
И не жалел для концов ...
Нетрудно догадаться какую страницу нашего журнала мы сейчас откроем.
СТРАНИЦА 4. ПУНКТУАЦИЯ.
Задание 5.
Раздели текст на предложения, правильно расставив точки.
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
( К.И. Чуковский)
- Что может произойти, если не знать правила пунктуации?
- Открываем последнюю страницу нашего журнала.
СТРАНИЦА 5. ЛЕКСИКОЛОГИЯ.
- Что это за раздел?
- Вам было дано задание выбрать и изобразить один из фразеологизмов. Остальные участники должны отгадать, какой фразеологизм выбрали ребята, объяснить его смысл.
Вертится как белка в колесе.
Водить за нос.
В рубашке родился.
Перемывать косточки.
- А сейчас, мы закрываем наш журнал. Давайте сделаем вывод о важности и необходимости изучения русского языка (ответы детей). Чтобы ваша речь была правильной, точной, богатой и красивой, чтобы люди понимали вас и с удовольствием общались с вами и чтобы вы сами овладели искусством общения и понимания другого человека нужно хорошо знать язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. «По страницам Великой Отечественной войны». (Устный журнал)
Цели : воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отечественной войны ....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ По страницам устного журнала! "Быть с природой - счастье!"
Цель: формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природуЗадачи:• Обобщить знания о живой и неживой природе, их взаимосвязи.•...
Устный журнал «Страницы прошлого листая»...
Устный журнал «Страницы прошлого листая»...
Математика, 3 класс "Приемы устных вычислений» (страница 82), УМК "Школа России"
Математика, 3 класс "Приемы устных вычислений» (страница 82), УМК "Школа России"...
Математика, 3 класс "Приёмы устных вычислений (страница 83)" УМК "Школа России"
Математика, 3 класс "Приёмы устных вычислений (страница 83)" УМК "Школа России"...
Математика, 3 класс "Приёмы устных вычислений (страница 84)" УМК "Школа России"
Математика, 3 класс "Приёмы устных вычислений (страница 84)" УМК "Школа России"...
Математика, 3 класс "Приёмы устных вычислений (страница 84)" УМК "Школа России"
Математика, 3 класс "Приёмы устных вычислений (страница 84)" УМК "Школа России"...