Устный журнал «Страницы прошлого листая»...
классный час (3 класс) на тему
Устный журнал «Страницы прошлого листая»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stranitsy_proshlogo_listaya.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал
«Страницы прошлого листая»
Цели и задачи:
- развитие интереса к историческому прошлому нашей страны;
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
- воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения;
- воспитывать непримиримое отношение к врагам мира и свободы народов;
- вызывать у детей стремление быть достойными преемниками лучших традиций своего народа;
- способствовать стремлению к пополнению знаний об истории нашей Родины.
Страницы прошлого листая,
Мы в глубь веков находим нить,
Историю родного края
Должны все помнить и хранить.
А.М. Комаров
Война... Какое маленькое слово! А сколько крови, боли, слез связано с ним! Но мы не вправе забывать те дни, когда фашисты без объявления войны напали на нашу страну. Родину шли защищать все - от мала до велика. Вот уже 70 лет страну озаряет свет победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она.
Страница 1. «…И началась война»
(на фоне музыки)
Июнь. Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался громкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Танец (под музыку «Довоенный вальс»)
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Танец (под музыку Свиридов «Метелица»)
Чтец. Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
Чтец: А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось! (С. Щипачев)
Звучит песня «Священная война» (первый куплет и убавить )
1-й Ведущий.
«Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены, и сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом. «Война!» — крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени» (Б. Васильев).
Песня «Землянка»
Ведущий: перед сценкой
Они мечтали совсем о другом: купаться в чистой речной воде, бегать босиком по молодой зеленой травке, спокойно спать под мирным небом, веселиться и играть, но жизнь распорядилась по-другому.
На сцене трое учащихся (сценка).
Дети исполняют сценку.
У костра ребята, они одеты в одежду того времени, ведут разговор.
1: Что теперь будем делать? Как жить?
2: Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.
3: Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь - и нет полка!
1: Так уж сразу и полка!
3: Ну, может быть, и не полка, но многих гадов уничтожу.
4: А я буду сержантом, как мой отец.
2: А на каком он фронте?
4: Погиб под Смоленском.
Чтец. Война!...Война!
В ушах гремели взрывы.
Полнеба дым пожарищ закрывал.
И в полный рост, строги и молчаливы,
Все встали на борьбу – и стар, и мал.
"Война" - жестче нет слова.
"Война" - печальнее нет слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть, и нет.
«Всё для фронта, всё для победы» - повсюду звучал призыв. В тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. Мальчишки, оставшиеся дома, заменяли мужчин, выполняли всю мужскую работу за своих отцов.
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом.
Распевали песенку "Катюша"
Под Ростовом, Курском и Орлом.
Дух солдат советских поднимала,
Пела марш победный, боевой.
И врагов в могилу зарывала
Под великой Курскою дугой.
Не сломила сердце, не сгубила
Душу не растлила им война.
Видать, нечеловеческая сила
Ему, солдату русскому, дана.
В годы Великой Отечественной войны погибли более 26 миллионов советских людей.
Путь к победе был долог – 1418 дней и ночей войны.
Миллионы людей томились и погибли в лагерях смерти, погибли непокоренными, с твердой уверенностью в победу своей матери-Родины.
Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года, 1418 дней.
Миллионы людей погибли, чтобы на Земле был мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь сообщение о войнах.
Ученица. Давным-давно прошла война,
Но боль взывает к людям…
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Страница « Храните в памяти своей»
Песня «Нам нельзя позабыть»
Идут годы... Уходят из жизни те, кто стал свидетелем кровопролитных боев. Нам, правнукам героев войны, остается только узнавать все это из учебников истории, художественной литературы, рассказов старших .
-Мама, мама! Сегодня в нашей школе состоялось открытие зала Боевой Славы. На мероприятие были приглашены ветераны. Меня очень тронула история Ивана Ерофеевича Петренко.
Война застала его на Украине, ему было всего 18 лет. Это было страшное время для нашего народа. Тяжелее всего стало на душе, когда ветеран заплакал. Ведь только через 70 лет награда нашла его. Ему присвоили звание партизана-подпольщика. А сколько таких ветеранов, которых не нашла награда?
-Мамочка, если бы был жив мой дедушка. Так хочется его услышать, поговорить.
-Давай напишем ему письмо.
Здравствуй, мой любимый прадедушка Алеша!
Пишет тебе твоя внучка Даночка. Я стала совсем взрослая. Мне девять лет и я учусь в четвертом классе. Я очень давно тебя не видела, а так хочется многое рассказать.
Если бы ты сейчас пришел в мою школу, я с гордостью взяла бы тебя за руку, и мы бы прошли по коридору. Я шла с высоко поднятой головой, ведь мой дедушка - герой. Я всем рассказывала, какой ты у меня смелый и мужественный, какой огромный вклад ты внес в победу над фашизмом.
В нашем мире и сейчас не всё тихо и спокойно. На Украине, в Сирии идет война, гибнут мирные люди. Страшно смотреть новости, когда показывают разрушенные снарядами дома, детей, которые остались без родителей. А ведь ты, прадедушка, тоже был молодым и прошел через эти страшные испытания.
Огромное спасибо тебе за мирное голубое небо над нашими головами.
Заканчиваю свое письмо, а так не хочется…
На День Победы вместе с мамой
В полку бессмертном я шагала.
И твой портрет в руках, дедуля,
Я крепко с гордостью держала.
Мы вас, великие герои,
Любить и помнить вечно будем!
И подвиг ваш во имя жизни –
Мы никогда не позабудем!
Ведущий: Есть герои, ставшие известными всей стране. И есть земляки, чей подвиг не был так широко известен, но все равно это подвиг, ведь каждый иэ них мужественно выполнил свой солдатский долг.
« Со старой, черно-белой фотографии,
Мой дед, всегда ты смотришь на меня.
Мне о твоей солдатской биографии
Рассказывали мама и родня.
Мне снится твоя молодость глазастая,
На новенькой пилоточке - звезда.
Тебя на снимках вижу очень часто я,
А вот живым не видел никогда…»
Смотрю на пожелтевшее от времени черно-белую фотографию. Со снимка смотрит на меня молодой офицер - мой прадед Клиндухов Александр Васильевич.
Когда началась война, прадедушка окончил курсы офицеров и был призван на фронт. Начало войны было очень тяжелым. Наши войска отступали, сдавая города и деревни немцам. Мой прадед сражался в составе 13-ой армии.
Однажды они попали в окружение и были взяты в плен. Но прадед не смирился и сумел сбежать. Он вернулся на Родину, в поселок Хомутовка, где жила его семья. Курская область тогда была занята фашистами. Прадед вступил в партизанский отряд имени Боженко, который действовал в тылу врага.
Прадедушка выполнял многие задания. Одно из самых важных - освобождение военнопленных. Однажды после задания, это было совсем недалеко от родного поселка и дома, он с товарищами возвращался в отряд. Неожиданно появились немцы. Прадедушка был на коне, но лошадь заупрямилась и остановилась. Тогда мой прадед слез с коня, взял его под уздцы и повел к лесу. Местные жители кричали, что спрячут его, но он только махнул рукой и пошел дальше. Не дошел он 200 метров до леса. Немецкая пуля настигла и убила его, а его товарищи спрятались и выжили.
Так погиб мой прадед, летом 1942 года, ему было только 32. Может ничего героического он не совершил, но для меня он герой.
Война… Она постучалась в каждый дом и принесла беду. Об этой страшной войне я впервые услышал от своей бабушки когда мне было 6 лет. Летом , когда я гостил у неё , я заметил, как бабушка рассматривает какие-то значки . Я хотел поиграть с ними , но она не разрешила и сказала, что это медали её отца, моего прадеда Шакина Степана Евтроповича.
Рассказ бабушки о страшной войне, на которой воевал мой прадед, произвела на меня неизгладимое впечатление, и я твердо решил узнать, за какие подвиги мой прадед получил эти награды.
Шакин Степан Евтропович родился многодетной семье Курской области.
В сентябре 1943 года юный комсомолец Степан Шакин был призван в ряды Красной Армии рядовым. В 1943 году , во время кровопролитных боёв, часть дивизии моего деда попадает в окружение и находится там несколько месяцев. Но никто и не думал сдаваться. Солдаты сражались до последней капли крови. По рассказам бабушки , два осенних месяца дед не был в помещении , питались травой, убитыми лошадьми , выкапывали из земли даже копыта животных, собирали по полю прошлогоднюю гнилую картошку и зёрна пшеницы. Но все-таки бойцам удалось выйти из окружения. После так называемого «плена», из которого долго не могла вырваться дивизия , руководство относилось к выжившим солдатам с недоверием и нелепыми подозрениями: всегда посылало их первыми в бой.
20 марта 1944года под городом Дубно (Украина) под сильным огнем противника наводчик Шакин минометным огнем своего орудия уничтожил два пулемета, успешно вел огонь по наступающей пехоте противника и отразил контратаку , оставив на поле боя два десятка гитлеровцев.
За этот подвиг мой прадед награждён медалью «За отвагу», которую давали только за личный подвиг. За годы войны он этой медалью награжден трижды.
Всю войну Степан Евтропович прошел со своим командиром и фронтовым другом героем Советского Союза Мерчанским Василием Петровичем, уроженцем Ростовской области.
Мой прадед участвовал в боях за освобождение Польши .
18 января 1945 года батарея в которой служил мой прадед получила задачу прикрыть мост через реку Чарна, что севернее деревни Дембова-Гура (Юго-восток Польши)
Утром 19 января из леса вышла колонна немцев до двух тысяч человек, под прикрытием трех самоходных установок и тремя орудиями. Колонна немцев была подпущена на 400 метров, после команды своего командира Мерчанского Василия Петровича младший сержант Шакин С. Е. открыл огонь прямой наводкой. Колонна расчленилась. Около 300 человек двинулись на позицию Шакина. Расчет, оставался на месте и отбил вражескую атаку, уничтожив до 150 гитлеровцев, ещё 50 солдат врага сдались в плен. Остальные отступили. Через два часа противник предпринял новую попытку прорыва. В результате мой прадед поджег одну самоходную пушку, разбил два огневых орудия. Противник после этого еще яростней пошел на батарею. Погибла практически вся батарея, в живых остались мой дед, его командир Мерчанский и несколько солдат. Тогда 12 немцев прорвались к орудию деда и хотели захватить его. Шакин со своим командиром вступают в рукопашный бой . В этом бою Степан Евтропович сам лично убил одного офицера и трех солдат, после чего усилил огонь из орудия по противнику. Противник не выдержал и бежал в лес, оставив на поле боя 2 сожженных самоходных орудия , 3 разбитые орудия, , убитыми до 200 человек и пленных до 100 человек.
По рассказам бабушки Веры , его дочери про этот бой он говорил так :
- это был один из самых жестоких и беспощадных боёв. Когда мы вступили в рукопашный бой, то я дрался с такой ненавистью , упрямством , злостью, что когда бой закончился , то увидел , что мои глаза были залиты кровью, хотя немец не бил меня по лицу . От силы и злости в этом бою у меня полопались сосуды в глазах .В результате этого боя мы понесли огромные потери и я думал быстрей бы меня убили чтоб не видеть весь этот ужас.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и храбрость в этом бою сержант Шакин был награжден– Орденом Отечественной войны II степени.
Службу он закончил в июне1945 года, в Праге . В ночь на 9 мая 1945 года объявили об окончании войны, то через минуту кругом загрохотало, небо озарилось от пулеметных и автоматных очередей. Дивизионный духовой оркестр играл марш, до утра никто не сомкнул глаз. Фронтовики праздновали Победу.
Родина отметила его вклад в Победу тремя медалями «За отвагу», орденом «Боевого Красного Знамени», двумя орденами «Красной Звезды», орденом «Отечественной войны» II степени, «Орденом Ленина», Сталинской благодарностью, юбилейными военными медалями, которыми он гордился всю жизнь.
Источник информации : Орденская книжка апрель, 1944 года.
За боевые заслуги деда пригласили участвовать в параде Победы , который состоялся 24 июня 1945 года в Москве. И там у него была не простая миссия .Он был одним из двухсот знаменосцев гитлеровских знамен. Из воспоминаний деда:
- Было огромное отвращение брать в руки эти знамена и нести их. Мы их не несли, а волокли по мокрой брусчатке в перчатках в знак отвращения к врагу.
У подножья Мавзолея на деревянных помост бойцы бросали вражеские полотна. Трибуны взорвались аплодисментами.
Мой прадедушка Шакин Степан Евтропович для меня– герой, герой войны, где он проявил настоящее мужество, героизм, самоотверженность, смелость, был в самом пекле войны, где некоторые не выдерживали, другие думали о чинах, третьи погибли на поле боя, а он остался в живых. Почему? На этот вопрос он отвечал так :
- Никогда не надо бояться , а когда боишься , то тебя обязательно убьют. (Из воспоминаний Костык В. С. (его дочери))
После войны был демобилизован. Жил на своей малой родине в деревне Погореловка . В 1945 году вступил в ряды Коммунистической партии. Некоторое время работал налоговым агентом ,в том же году встретил свою судьбу Нину с которой прожил всю свою жизнь. Семья Шакиных воспитывала троих детей сына Владимира и дочерей Веру и Валентину.
Когда дедушке было 60 лет , то его дочь Вера решила сделать ему сюрприз и разыскала потерявшегося друга – фронтовика Мерчанского Василия Петровича. Спустя 38 лет Василий Петрович помнил о своем наводчике Степане и без промедления откликнулся и приехал с супругой. (см. приложение 30) В разгар празднования юбилея неожиданно подъехала машина .Это была трогательная встреча со слезами на глазах . Василий Петрович шел с огромной охапкой гладиолусов приговаривая : - Степа, Степа! , роняя цветы и наступая на них. Степан Евтропович сразу узнал своего командира. Родственники не понимали что происходит глядя на Степан Евтроповича и того человека с цветами .Дедушка так переволновался , что у него дрожали руки и катились слезы . Фронтовики обнялись и плакали глядя друг на друга молча.
– «Как будто война промелькнула перед глазами »
Мой дедушка умер задолго до моего рождения , но память о нём в нашей семье всегда жива.
Я буду всегда помнить, и гордиться своим бесстрашным дедушкой, и на его примере учиться любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. Я стараюсь быть достойным его памяти.
Я преклоняюсь перед такими героями. Мы, школьники мирного времени, не хотим войны. Пройдут столетия, но Победа советского народа над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне не изгладится из памяти людей. И что бы ни писали завтра наши недруги , фальсифицируя итоги войны, им не удастся запятнать героизм советского народа.
Песня Прадедушка 3 куплет
Для меня – это страшные сны.
Отголоски былой войны.
Меня не было тогда на земле,
Но, чтоб я жила и вы все
Кто-то жизнь за нас отдал в бою
До конца не дожив свою.
Будем об этом помнить всегда.
И. как водится в эти дни,
Память, павших в бою солдат,
Мы минутой молчанья почтим. (минута молчания)
Страница «Нам мир завещано беречь».
1-й ученик. Мир – это счастье для всех детей, для всех людей. Без мира нет детства, нет будущего.
2-й ученик. Мир – это утро, полное надежд и света. Это день, заполненный трудовыми заботами и свершениями.
3-й ученик. Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы. Мир – это школа, в окнах которой солнце.
4-й ученик. Мир – это гул тракторов и комбайнов, а не скрежет танков. Мир – это жизнь, а не смерть.
5-й ученик.
Нам нужен мир – тебе и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
6-й ученик. Нам нужен мир – трава в росе,
Улыбчивое детство,
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
Ученик 7 Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Песня «Солнечный круг»
голубки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Листая прошлого страницы"
Заочная экскурсия к памятникам, расположенным в городе Туле...
Устный счёт(на осенних листьях)
Устный счёт(на осенних листьях)...
Страницы прошлого листая....
Страницы прошлого листая... Цель: развитие у учащихся чувства патриотизма, сохранение преемственности поколений на примерах героического прошлого народа, своей семьи.Задачи:Создать условия для:1....
Устный журнал по русскому языку для 3-4 классов "Слова из прошлого"
Сценарий содержит толкование слов: историзмы, архаизмы, лексикограф, толкование слов вышедших из повседневного обихода по темам "Русские богатыри, "Части тела человека", "Русские ф...
"Страницы прошлого листая"
Ход урока.Начало Звучит музыка...
Рабочие листы по предмету " Родной русский язык" ( под ред. О.М. Александровой) 2 класс, раздел 1 " Прошлое и настоящее"
Данные рабочие листы станут отличным подспорьем учителю родного русского языка в организации самостоятельной ,индивидуальной,парной, групповой работы на уроках....
обобщающий урок по литературному чтению устное народное творчество (рабочий лист)
обобщающий урок по литературному чтению устное народное творчество...