Урок русского языка в 4 классе "Личные местоимения"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Фазлеева Светлана Николаевна

Цель: ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием личных местоимений.

Задачи:

  • развивать умения распознавать местоимения  и правильно употреблять их в речи
  • развивать память, каллиграфический навык письма,
  • обогащать словарный запас.
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Учитель: Фазлеева Светлана Николаевна.

Дата проведения: 16 февраля 2018 года.

Тема урока: Местоимение как часть речи.

Цель: ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием личных местоимений.

Задачи:

  • развивать умения распознавать местоимения  и правильно употреблять их в речи
  • развивать память, каллиграфический навык письма,
  • обогащать словарный запас.
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.

Формируемые УУД: 

Познавательные  – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;  построение логической цепи рассуждений, доказательство;                    

Коммуникативные  – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;                        

Регулятивные  – определение цели учебной деятельности; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные  – ответственное отношение к учению.  

Оборудование: проектор, электронное приложение к учебнику, карточки с заданиями, толковый словарь.

Ход урока:

 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Для каждого слова из первого столбика найдите пар из второго столбика, соедините слова стрелками.

гриб

собака

село                           Роза

город                         Рыжик

девочка                     Высокое

птица                        Орёл

фамилия                   Барто

цветок

- Самопроверка по записи на доске.

- Какие слова остались без пары? (Гриб, птица, цветок.)

- Почему? (Их названия пишутся с маленькой буквы.)

-Какие слова пишутся с заглавной буквы?

- Запишите пары слов с именем собственным.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, а знакома ли вам фамилия Барто?

- Для кого и про кого в основном писала А.Л.Барто .(Правильно, для детей и про детей)

- Подготовьтесь выразительно прочитать стихотворение.

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Все подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей — раз!

Она им — раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

                           А.Барто.

-Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями.)

-Что такое местоимение?

- С какими местоимениями вы уже знакомы? (С личными)

Сформулируйте  задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения)

  1. Работа по теме урока.

1).Упражнение 108 страница 52.

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника)

2).Прослушивание правила по электронному приложению.

3). Работа со словарём.

-Вам встретилось слово ЛИЧНЫЕ, а как вы его понимаете?

В "Толковом словаре" Ожегова записано:

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

(Они указывают на лицо или лица.  Личное - значит принадлежащее лично кому-то). 

- Посмотрим, какие вы знаете местоимения. Я буду задавать вопросы, а вы ответы на них записывать в свою тетрадь. (Ответ показать карточкой)

- Местоимение,  которое  говорит  о  себе. (Я) Оно считается самым хвастливым.

- Какое  местоимение  употребляем,  говоря  не  только о  себе, но  и других,  включая  себя  в  их  число?  (мы)

- Какое  местоимение  употребляем,  когда обращаемся  к  другому  лицу, например к своему товарищу?  (ты)

- А  к нескольким  лицам? (вы) В каких случаях мы употребляем это местоимение, обращаясь к одному лицу? (Если это взрослый, старший по возрасту, незнакомый) Это форма вежливого обращения.

- Какие  местоимения употребляем,  если говорим о человеке, которого нет рядом? (он,  она, оно). А если группа лиц? (Они)

Это  личные  местоимения.  Запишите  в  тетрадь.

Физкульминутка

 Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если услышите другую часть речи, то топаете.

 Ребята, они, дело, оно, она,  метла, снег, он, горка, учитель, я, ты, друг, вы, метель.

  1. Работа парами.

- А сейчас поработаем парами. Распределите местоимения в три группы. Заполните таблицу.

Кто  говорит

К кому (к чему) обращается с речью

О ком (о чём) говорит

6.Стихотворение про местоимения.(Выучить и рассказать друг другу)

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они-

Все слова отличные

Важные и личные.

Это без сомнения все местоимения!

  1. Работа в группах.

1.Найди личные местоимения

Тыква, корона, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, ямы.

2. Прочитайте текст. Всё ли вам в нём нравится? Что хочется исправить? Исправьте!!!

    Школьники смастерили и развесили на деревьях кормушки. Школьники

кормят птичек в зимние дни.  Вот прилетела синичка.  Синичка очень любит

сало, но и от зёрнышек не откажется.

7. Рефлексия

 Графический диктант (+,-)  

       Презентация.

    1.Местоимение - часть речи.

2. Здесь написаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты. 

3.Он- местоимение.

4.Местоимение не называют предмет и не указывают на него.

5.Личные местоимения заменяют имена существительные.

 Проверка  по презентации.                        

Поднимите  руку, кто выполнил правильно

 -Поднимите руку, кто допустил одну ошибку.

- Кто не справился с заданием?

  Оцените свою работу на уроке.

 9.Подведение итогов урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какое задание было интересно выполнять?

- Что показалось вам трудным?

 10 Дом.  задание.

 С. 53 упр 111

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Местоимения 1, 2, 3-го лица" УМК "Школа России"

Познакомить с особенностями местоимений, учить заменять имена существительные местоимениями....

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

Технологическая карта урока. Урок русского языка. Тема «Личные местоимения» 3 класс УМК «Школа России»

    Технологическая карта урока. Урок русского языка.    Тема  «Личные местоимения»   3 класс  УМК «Школа России»...

Урок русского языка "Понятие о местоимении. Личные местоимения" в 3 классе

Урок-исследование, развивает исследовательские навыки. Применяется групповая и парная работа....

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе

Конспект урока построен по программе "Школа России" , по учебнику В.П.Кананкиной, В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: открытие новых знаний. Цель: сформироват...