Урок русского языка в 4 классе "Личные местоимения"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Цель: ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием личных местоимений.
Задачи:
- развивать умения распознавать местоимения и правильно употреблять их в речи
- развивать память, каллиграфический навык письма,
- обогащать словарный запас.
- воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Учитель: Фазлеева Светлана Николаевна.
Дата проведения: 16 февраля 2018 года.
Тема урока: Местоимение как часть речи.
Цель: ознакомление с ролью местоимений в нашей речи, своеобразием личных местоимений.
Задачи:
- развивать умения распознавать местоимения и правильно употреблять их в речи
- развивать память, каллиграфический навык письма,
- обогащать словарный запас.
- воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к русскому языку.
Формируемые УУД:
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений, доказательство;
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные – определение цели учебной деятельности; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные – ответственное отношение к учению.
Оборудование: проектор, электронное приложение к учебнику, карточки с заданиями, толковый словарь.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Для каждого слова из первого столбика найдите пар из второго столбика, соедините слова стрелками.
гриб
собака
село Роза
город Рыжик
девочка Высокое
птица Орёл
фамилия Барто
цветок
- Самопроверка по записи на доске.
- Какие слова остались без пары? (Гриб, птица, цветок.)
- Почему? (Их названия пишутся с маленькой буквы.)
-Какие слова пишутся с заглавной буквы?
- Запишите пары слов с именем собственным.
- Самоопределение к деятельности.
- Ребята, а знакома ли вам фамилия Барто?
- Для кого и про кого в основном писала А.Л.Барто .(Правильно, для детей и про детей)
- Подготовьтесь выразительно прочитать стихотворение.
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
А.Барто.
-Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями.)
-Что такое местоимение?
- С какими местоимениями вы уже знакомы? (С личными)
Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения)
- Работа по теме урока.
1).Упражнение 108 страница 52.
(Устная работа по вопросам и заданиям учебника)
2).Прослушивание правила по электронному приложению.
3). Работа со словарём.
-Вам встретилось слово ЛИЧНЫЕ, а как вы его понимаете?
В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
- Посмотрим, какие вы знаете местоимения. Я буду задавать вопросы, а вы ответы на них записывать в свою тетрадь. (Ответ показать карточкой)
- Местоимение, которое говорит о себе. (Я) Оно считается самым хвастливым.
- Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и других, включая себя в их число? (мы)
- Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу, например к своему товарищу? (ты)
- А к нескольким лицам? (вы) В каких случаях мы употребляем это местоимение, обращаясь к одному лицу? (Если это взрослый, старший по возрасту, незнакомый) Это форма вежливого обращения.
- Какие местоимения употребляем, если говорим о человеке, которого нет рядом? (он, она, оно). А если группа лиц? (Они)
Это личные местоимения. Запишите в тетрадь.
Физкульминутка
Я буду называть слова, относящиеся к различным частям речи. Если назову местоимение, вы хлопаете в ладоши. Если услышите другую часть речи, то топаете.
Ребята, они, дело, оно, она, метла, снег, он, горка, учитель, я, ты, друг, вы, метель.
- Работа парами.
- А сейчас поработаем парами. Распределите местоимения в три группы. Заполните таблицу.
Кто говорит | |
К кому (к чему) обращается с речью | |
О ком (о чём) говорит |
6.Стихотворение про местоимения.(Выучить и рассказать друг другу)
Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они-
Все слова отличные
Важные и личные.
Это без сомнения все местоимения!
- Работа в группах.
1.Найди личные местоимения
Тыква, корона, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, ямы.
2. Прочитайте текст. Всё ли вам в нём нравится? Что хочется исправить? Исправьте!!!
Школьники смастерили и развесили на деревьях кормушки. Школьники
кормят птичек в зимние дни. Вот прилетела синичка. Синичка очень любит
сало, но и от зёрнышек не откажется.
7. Рефлексия
Графический диктант (+,-)
Презентация.
1.Местоимение - часть речи.
2. Здесь написаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.
3.Он- местоимение.
4.Местоимение не называют предмет и не указывают на него.
5.Личные местоимения заменяют имена существительные.
Проверка по презентации.
- Поднимите руку, кто выполнил правильно
-Поднимите руку, кто допустил одну ошибку.
- Кто не справился с заданием?
Оцените свою работу на уроке.
9.Подведение итогов урока.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какое задание было интересно выполнять?
- Что показалось вам трудным?
10 Дом. задание.
С. 53 упр 111
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Местоимения 1, 2, 3-го лица" УМК "Школа России"
Познакомить с особенностями местоимений, учить заменять имена существительные местоимениями....
Урок русского языка 3 класс.Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении.
Урок русского языка....
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...
Технологическая карта урока. Урок русского языка. Тема «Личные местоимения» 3 класс УМК «Школа России»
Технологическая карта урока. Урок русского языка. Тема «Личные местоимения» 3 класс УМК «Школа России»...
Урок русского языка "Понятие о местоимении. Личные местоимения" в 3 классе
Урок-исследование, развивает исследовательские навыки. Применяется групповая и парная работа....
Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...
Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе
Конспект урока построен по программе "Школа России" , по учебнику В.П.Кананкиной, В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: открытие новых знаний. Цель: сформироват...