Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е,ё,ю,я и их функция в слове.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е,ё,ю,я и их функция в слове»
Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
Предметные:
- формировать умение определять гласные звуки и буквы;
- закреплять знания о главных признаках гласных звуков.
Метапредметные
Регулятивные:
- умение работать по плану;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:
- сравнивать объекты, делить их на группы;
- подбирать примеры к заданным характеристикам.
Коммуникативные:
- характеризовать признаки объекта (звуков, букв),
- формулировать доказательства своего мнения,
- участвовать в диалоге, осуществлять сотрудничество в группах.
Личностные:
- способность к самооценке, развитие дружеских отношений в классе;
- умение слушать и слышать других.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| – Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Ребята, запишите в тетрадь сегодняшнее число, классная работа. | Настраиваются на работу, записывают в тетрадь сегодняшнее число, классная работа. | Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету |
|
е её ёж ежата ежовые - Из слов составьте и запишите предложение От, ежа, врагов, колючки, защищают
Немой диктант - Посмотрите, что изображено на экране и запишите слова в тетрадь, подчеркнув орфограммы и выделив ударение. Воробе́й, воро́на, соро́ка, пету́х, лиси́ца, соба́ка (одну тетрадь возьму для проверки, второй ученик читает, остальные осуществляют самопроверку) - А на какие две группы можно разделить эти слова? Оценка: «5» - без ошибок. «4» - 1 ошибка и 1 исправление. «3» - 2 ошибки и 1 исправление. «2» - 3-5 ошибок. | Выполняют чистописание по образцу в тетрадях, Смотрят, что изображено на экране и записывают слова в тетрадь, подчеркнув орфограммы и выделив ударение. Делят слова на группы. | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: слушают и понимают речь других |
| - Ребята, послушайте стихотворение: Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. - О чем это стихотворение? (О гласных звуках) -Какие признаки гласных звуков называет автор? (Тянуться, кричать, молчать) - Какой признак вы могли бы добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград) - Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах). - Тема нашего урока «Буквы, обозначающие гласные звуки» | Слушают стихотворения, отвечают на вопросы, определяют тему урока | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи целеполагание планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме |
IV. Первичное усвоение новых знаний. | 1. Раскрытие сущности правила. - Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Произнесите гласные звуки. (а, о, и, у, э, ы) (Прикрепляем на доску) - Как определить гласные звуки? Вспомним основные признаки гласных звуков - Из чего состоит гласный звук? (гласный звук состоит только из голоса) - Как при произнесении гласного звука воздух проходит через рот? (свободно, без преград) 2. Овладение учащимися формулировкой правила. - Откройте учебник на с. 89, прочитайте сведения «Как определить гласные звуки?» Все ли признаки гласных звуков вы назвали? | Отвечают на вопросы по теме. Читают правило в учебнике | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; умеют оформлять свои мысли в устной форме умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
V. Первичная проверка понимания | Упр. 134 (с. 89) - Самостоятельно прочитайте и ответьте, почему гласный звук можно назвать голосовым? (Образовано от слова глас - голос.) - Давайте проверим любой из этих звуков (на доске): точно ли он имеет перечисленные признаки? (Дети называют звук, доказывая, что он гласный.) Упр. 135 (с. 89) - Мы назвали все гласные звуки. Запишите их: [а] [о] [у] [э] [и] [ы] - Сколько гласных букв в русском языке? (10 букв) - Назовите гласные буквы? (Прикреплять на доску) (А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.) - Запишите их: а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я - А теперь давайте отдохнем. Встали все из-за парт (Физкультминутка) | Выполняют упражнения в учебнике. Отвечают на вопросы Вспоминают сколько гласных букв и звуков в русском языке | Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. |
VI. Первичное закрепление | Упр. 136 (с. 90) - Посмотрите и скажите, что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.) - А что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.) - Ребята, а что вы можете сказать о этих буквах? (буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука) - На доске слова разделены на столбики Сел ел боец Полёт ёлка приём Клюв юг каюта Мясо яма стоят - В каком месте слова буквы е, ё, ю, я в первом столбике? (После согласных в середине слова) - После каких согласных? (Мягких) - Сколько и какие звуки они обозначают? (Читаем каждое слово и наблюдаем) Сел (э), клюв (у), полёт (о), мясо (а) - Значит в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после мягких согласных) - Прочитайте слова во втором столбике - Где стоят буквы е,ё,ю,я в словах второго столбика? (в начале слова) - Сколько и какие звуки они обозначают? Ел (йел), ёлка (йолка), юг (йуг), яма (йама) - Значит, в каком случае эти буквы обозначают два звука? (В начале слова) - Понаблюдаем за словами третьего столбика. Прочитайте слова - Где стоят буквы е,ё,ю,я? (после гласных) Боец (бойэц), приём (прийом), каюта (кайута), стоят (стойат) - Сколько и какие звуки они обозначают? - Какой вывод мы можем сделать? При каких условиях буквы е,ё,ю,я обозначают один звук? (Если они стоят в середине слова после согласной) - А два звука? (Если они стоят в начале слова или в середине слова, после гласной) Работа в группах (карточки) - А теперь поработаем в группах, 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа, ответьте, какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме и запишите их рядом со звуками? Выберете человека, который будет отвечать от вашей группы. ([А] - А, О, Я; [Э] - Е, Э; [О] - О, Ё; [Ы] - Ы, И; [У] - У, Ю; [И] - И, Е, Я.) Работа по вариантам Какой звук или звуки обозначают выделенные буквы в данных словах: 1 Вариант Маяк, сорока, клён 2 Вариант Юла, ворона, мяч | Выполняют упражнения, определяют при каких условиях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а при каких два Делают вывод, что если буквы е,ё,ю,я стоят в середине слова после согласной, то обозначают один звук, а если они стоят в начале слова или в середине слова, после гласной, то обозначают два звука. Работают в группах по карточкам, выполняют задание Выполняют задание по вариантам | Регулятивные: умеют работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Личностное: формирование уважительного отношения к иному мнению |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | упр 138 стр 91 | Записывают домашнее задание | |
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Продолжим предложения
| Осуществляют рефлексию, дополняют предложения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...
Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...
Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...
презентация к уроку русского языка "Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове". 1 класс
Школа России 1 класс...
Разработка урока по русскому языку 2 класс "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением."
Разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Повторение орфограмм правописания буквы, обозначающей гласный звук в корне слова, проверяемой и непроверяемой ...
Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове» (УМК «Школа России»)
Цели деятельности учителя: совершенствование знаний детей о гласных звуках; формирование знаний о роли букв для гласных в слове; наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формирова...
Литературное чтение. Тема урока: "Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки."
Задачи: дать первоначальное представление о жанрах в литературе(рассказ, сказка, прибаутка, загадка) и об их отличительных признаках, развивать читательские умения.Формируемые УУД: узнават...