Руский язык. Планирование. 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему
Тематическое планирование уроков по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruskiy_yazyk._planirovanie._2_klass.docx | 87.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование (русский язык) 2 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Тип урока. Вид контроля | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Наша речь (3 ч) | |||||||||
1/1. | Знакомство с учебником. Виды речи. Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык (его значение в жизни людей). Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. (с. 3-5) | Сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; обеспечить возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. | Привлечение детей к открытию новых знаний. Совместное обсуждение, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. | Сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Оценивать свою работу вместе с учителем и самостоятельно, разрабатывать алгоритм оценивания своего задания. Обращать внимание на развивающую ценность любого задания. | Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли языка в жизни и общении; анализировать речь людей; наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. | Комбинированный урок. Текущий. | |||
2/2. | Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи. (упр. 1-5, т.с. 3-4) здравствуй (здравствуйте) | Урок обобщения и систематизации знаний. Текущий. | |||||||
3/3. | Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая. (упр. 6-9, т.с. 5) прощай (прощайте) | Урок - открытие новых знаний. Фронтальный опрос. Текущий. | |||||||
Текст (4 ч) | |||||||||
4/1. | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. (упр. 12 т.с.6-7) | Речевая и языковая темы рассматриваются на едином речевом материале об умении читать. Учить устным связным высказываниям о детских забавах, о прочитанной книге, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. | Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. | Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. | Отличать текст от отдельных слов и предложений. Определять тему, главную мысль. Осмысленно читать текст. Уметь подбирать заголовок. Учиться читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов. Грамотно списывать текст. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | |||
5/2. | Тема и главная мысль текста. Заглавие. (упр.13-17, т. с. 8) сентябрь | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | |||||||
6/3. | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. (упр.18-19) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | |||||||
7/4. | Р/Р Сочинение-повествование. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. Смысловое чтение текстов различных жанров в соответствии с учётными задачами и целями. | Урок развития речи. Сочинение. | |||||||
Предложение (12 ч) | |||||||||
8/1. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. (упр. 20-21 т.с. 9) родина | Сформировать навыки безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи предложений. Различать на слух набор предложений и текст. Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника предложенных текстов. Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога). Применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами. Воспринимать слова как объект изучения, материала для анализа. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на основе уровне основе предложения или небольшого текста). Ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения. Читать предложения с разной интонацией осознанно, правильно; выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия текста.
| Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; осознавать роль языка и речи в жизни людей; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Формировать умение составлять текст об осени (устно и письменно) на основе наблюдения, воображения. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Замечать речевые недочёты и пробовать их устранять. контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; уметь слушать и слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию. | Находить в предложении главные и второстепенные члены предложения. Распознавать в предложении подлежащее и сказуемое. Называть признаки предложения. Отличать предложение от группы слов, записанных как предложение. Составлять схемы предложений и предложения по схемам. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме. Уметь распространять предложения по вопросам. Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме. Обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка. | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||
9/2. | Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). (упр. 22-24 т.с. 9-10) | Урок - открытие новых знаний. Самостоятельная работа. | |||||||
10/3. | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. (упр. 25-28 т.с. 11) скоро, быстро, ветер (ветерок) | Урок обобщения и систематизации знаний. Составление ответов на вопросы | |||||||
11/4. | Члены предложения. Главные члены предложения (основа). (упр. 29-32 т.с. 12-13) | Проблемный урок. Текущий. | |||||||
12/5. | Второстепенные виды предложения (без деления на виды). (упр.33-34 т.с.13) рисунок (рисовать) | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
13/6. | Подлежащее и сказуемое -главные члены предложения. (упр. 35-38 т.упр. 23) подлежащее, сказуемое | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
14/7. | Словарный диктант. Распространённые и нераспространённые предложения. | Комбинированный урок. Текущий словарный диктант. | |||||||
15/8. | Связь слов в предложении. (упр. 43-45 т.упр. 25, 27) яблоко (яблочко), яблоня | Комбинированный урок. Фронтальный опрос. | |||||||
16/9. | Проверочный диктант по теме «Члены предложения» с грамматическим заданием. | Урок проверки и коррекции знаний. Проверочная работа. | |||||||
17/10. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Урок коррекции знаний. Текущий. | |||||||
18/11. | Р/Р Сочинение – описание по картине. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень». Формирование чувства прекрасного в процессе рассматривания репродукции. | Урок развития речи. Сочинение. | |||||||
19/12. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение». | Урок проверки и коррекции знаний. Проверочная работа. | |||||||
Слова, слова, слова… (18 ч) | |||||||||
20/1. | Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. (упр. 48-54, т.с. 15) берёза (берёзка), лопата (лопатка) | Овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка. Наблюдать над изобразительными возможностями языка. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами. Различать на слух набор предложений и текст. Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника. Повторить признаки текста в отличие от набора отдельных предложений. Упражнять в делении текста на предложения, в составлении текста из предложений, восстановлении их логической последовательности с опорой на план-рисунки (устно), в редактировании текста. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов. Развивать умение находить корень в группе однокоренных слов . | Использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; составлять небольшой текст (4–5 предложений) на заданную тему, по картинке и учиться самостоятельно записывать его. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). договариваться с одноклассниками, совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; выразительно читать и пересказывать текст; слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: | Дать общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа вводной (презентативной) таблицы. Познакомить с толковыми словарями, в которых разъясняется лексическое значение слова, в частности, со словарём В.И. Даля. Углубить представление о пословицах как «лучших примерах живой мудрой народной речи» (по Далю). Упражнять в выявлении особенностей значения русского слова, многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов. Учиться работать со словарём синонимов: понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; осознавать роль языка и речи в жизни людей. Обнаруживать противоречивость или недостаточность своих знаний; определять цель урока. Осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). | Различать слова разных тематических групп. Различать многозначные и однозначные слова. Иметь представление о многозначности слов. Правильно использовать слова в речи. Определять лексическое значение синонимов, антонимов. Писать изложение по вопросам учителя, отбирать слова для ответа. Подбирать однокоренные слова и правильно их записывать. Находить в тексте однокоренные слова. Наблюдать над однокоренными словами. Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова. Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть). | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||
21/2. | Слово как общее название многих однородных предметов. (упр. 55-57, т.с. 16) ягода (ягодка) | Урок - открытие новых знаний. Самостоятельная работа. | |||||||
22/3. | Однозначные и многозначные слова. (упр. 58-61 т.с. 17-18) | Урок - открытие новых знаний. Фронтальный опрос. | |||||||
23/4. | Прямое и переносное значение слов. Р/Р Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Работа с толковым и орфографическим словарями. (упр.62-65 т.с. 19) | Урок развития речи. Текущий. | |||||||
24/5. | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Синонимы. Работа со словарём синонимов. (упр. 66-70, т.с. 20) осина (осинка), синонимы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Фронтальный опрос. | |||||||
25/6. | Антонимы. Работа со словарём антонимов. (упр. 71-75, т.с. 21-22 ) до свидания, антонимы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Устный опрос. | |||||||
26/7. | Р/Р Подробное изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам. (упр.76) | Урок развития речи. Изложение. | |||||||
27/8. | Анализ изложений. Работа над ошибками. Проверочное списывание. | Урок проверки и коррекции знаний. Списывание. | |||||||
28/9. | Однокоренные слова. Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах. (упр.77-83 т.с. 23) | Проблемный урок. Устный опрос. | |||||||
29/10. | Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов по учебнику. (упр. 84-87 т.с. 25) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Фронтальный опрос. | |||||||
30/11. | Словарный диктант. Различение (родственных) однокоренных слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. (упр. 88-91 т.с. 26) | Урок - открытие новых знаний. Текущий словарный диктант. | |||||||
31/12. | Единообразное написание корня в однокоренных словах. Формирование умения выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение. Подготовка к диктанту. (упр. 92-94) сахар (сахарный) | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
32/13. | Контрольный диктант №1 по теме «Слово и его значение» с грамматическим заданием. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Контрольный диктант. | |||||||
33/14. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Закрепление по теме «Слова, слова, слова…» (КИМЫ) | Урок коррекции знаний. Текущий. | |||||||
34/15. | Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Слог как минимальная произносительная единица. (упр. 95-106 т.с. 27) извини (извините) | Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога). Организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пéрепел-перепéл, зáмки- замкú), ударными слогами с буквой ё. Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова. Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов. Акцентировать внимание на звуковом, буквенном, слоговом строении слова. Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме. | слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: делить слова на части для переноса; учиться работать по предложенному учителем плану. | Работать с орфоэпическим словарём. Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Уметь обнаруживать противоречивость или недостаточность своих знаний. Определять цель урока. Осознавать роль языка и речи в жизни людей; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. | Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами). Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова; оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. Совершенствовать умение определять ударение, находить ударный и безударный слог. Делить слова на слоги и переносить их с одной строки на другую. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Устанавливать связь между предложениями. | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||
35/16. | Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского языка. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Работа с орфоэпическим словарём. Перенос слов по слогам. Правила переноса слова с одной строки на другую. (упр. 107-108 т.с.28-19) капуста, жёлтый | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
36/17. | Р/Р Сочинение по серии картинок. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков по вопросам и опорным словам. Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти на помощь. (упр. 114 т.с.30) | Урок развития речи. Сочинение. | |||||||
37/18. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Слово и его значение». (т.с. 31-32) посуда | Урок проверки и коррекции знаний. Проверочная работа. | |||||||
Звуки и буквы 60 ч (33ч) | |||||||||
38/1. | Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. (упр. 115-120 т.с. 33-35) октябрь | Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике. Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Производить звукослоговой и звукобуквенный анализы слов. Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный. Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв. Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме. Определять положение заданной буквы в алфавите. Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове. Квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков. Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы. Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря. Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы). Группировать слова в соответствии с их составом. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки. Определять наличие в слове орфограммы. Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы. Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи. Проверить сформированность знаний, умений и навыков. Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме. | Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах. слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания. Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова». Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам: общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться). Учиться работать в парах и малых группах. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им. | Уметь пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей. Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Уметь работать с орфографическим словарём. | Правильно называть буквы алфавита. Познакомиться с алфавитным расположением слов в энциклопедии. Применять изученные правила письма. Распознавать гласные звуки по их основным признакам. Различать роль букв е, ё, ю, я, слова с «э». Показывать соответствие гласного звука и буквы. Подбирать проверочное однокоренное слово. Обосновывать правильность написанного. Писать слова под диктовку и обосновывать правильность написанного. Развивать навык правильного написания слов с безударным гласным звуком в корне. Правильно писать слова с безударной гласной. Развивать умение восстанавливать деформированный текст. Развивать навык правописания изученных словарных слов. Иметь общее представление об орфограмме. Совершенствовать навык правописания слов с безударной гласной в корне. Рассматривать картину и составлять по ней текст. Обобщить полученные знания. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху. Развивать умение работать над ошибками. | Урок - открытие новых знаний. Устный опрос. | |||
39/2. | Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. (упр. 121-129 т.с. 36) алфавит, ноябрь | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
40/3. | Употребление прописной (заглавной) буквы. Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др. Объяснительный диктант. (упр. 130-132 т.с. 37) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | |||||||
41/4. | Р/Р Сочинение-описание по картине. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом». (упр. 133 т.с. 38) | Урок развития речи. Сочинение. | |||||||
42/5. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Признаки гласного звука. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы е,ё,ю,я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука- согласный звук [й] и последующий гласный звук. (упр. 134-139 т.с. 39-40) | Урок - открытие новых знаний. Самостоятельная работа. | |||||||
43/6. | Р/Р Подробное изложение повествовательного текста. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы. Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в этом нуждается. (упр. 140) | Урок развития речи. Изложение. | |||||||
44/7. | Анализ изложений. Работа над ошибками. Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). (упр. 141-145 т.с. 88-89) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | |||||||
45/8. | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). (упр. 146-149 т.с. 42) одежда | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | |||||||
46/9. | Способы проверки безударных гласных в корне. (упр. 150-153 т.с. 43-44) снегирь, лягушка | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Устный опрос. | |||||||
47/10. | Словарный диктант. Упражнения в написании слов с безударными гласными. (упр. 154-158 т.с. 44-45) | Урок - открытие новых знаний. Текущий словарный диктант. | |||||||
48/11. | Упражнения в написании слов с безударными гласными. Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Р/Р Восстановление деформированного текста. (упр.159-161 т.с. 46) | Комбинированный урок. Урок развития речи. | |||||||
49/12. | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. (упр. 162-166 т.с. 47) земляника | Комбинированный урок. Текущий. | |||||||
50/13. | Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. (упр. 167-170 т.с. 48) малина, молоток | Комбинированный урок. Устный опрос. | |||||||
51/14. | Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме. (упр. 171-173) | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
52/15. | Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов. (упр. 174-175) | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
53/16. | Контрольный диктант №2 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» с грамматическим заданием. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Контрольный диктант. | |||||||
54/17. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне». («Проверь себя» с. 111) | Урок проверки и коррекции знаний. Проверочная работа. | |||||||
55/18. | Р/Р Сочинение – описание по картине. Коллективное составление сочинения по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». (упр. 176,177) | Урок развития речи. Сочинение. | |||||||
56/19. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. | Урок - открытие новых знаний. Устный опрос. | |||||||
57/20. | Согласные звуки. Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. (упр. 178-181 т.с. 49-50) мороз (морозный) | Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова. Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме. Повторить способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Учить производить звуковую запись слов. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; Повторить употребление мягкого знака на конце и в середине слова. Научиться переносить слова с мягким знаком. Упражняться в использовании мягкого знака после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными). Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме. | Организовывать работу в парах и малых группах. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей. Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Ориентироваться на оценку результатов познавательной деятельности; устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения. | Уточнить общее представление о согласных. Уточнить представление о согласном звуке й. Переносить слова с двойными согласными с одной строки на другую. Произносить слова с двойными согласными и писать их под диктовку. Определять тему картины, писать сочинение по опорным словам. Различать твёрдые и мягкие согласные. Обозначать мягкость согласного мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком. Писать слова с изученными орфограммами. Развивать умение работать над ошибками. | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||
58/21. | Р/Р Восстановление деформированного текста по рисунку. (упр. 182) | Урок развития речи. Восстановление деформированного текста. | |||||||
59/22. | Согласный звук [й] и буква «и краткое». (упр. 183-187 т.с. 51-52) урожай (урожайный) | Проблемный урок. Текущий. | |||||||
60/23. | Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. (упр. 188,190 т.с. 53) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Работа по карточкам. | |||||||
61/24. | Слова с удвоенными согласными. Перенос слов с удвоенными согласными. (упр. 189 т.с. 54-55) суббота (субботний) | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
62/25. | Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта – занимательных заданий по русскому языку. | Урок защиты проектов. Проект. | |||||||
63/26. | Р/Р Сочинение описание по картине. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам. (упр. 191) | Урок развития речи. Сочинение. | |||||||
64/27. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. (упр. 192-196 т.с. 55-56) | Урок - открытие новых знаний. Устный опрос. | |||||||
65/28. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника. (упр. 197-201 т.с. 58-59) декабрь | Комбинированный урок. Текущий. | |||||||
66/29. | Словарный диктант. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. (упр. 202-205 т.с. 59-60) | Комбинированный урок. Текущий словарный диктант. | |||||||
67/30. | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Перенос слов с мягким знаком в середине. Развитие на основе текстов учебника положительных качеств личности: скромности, бережливости, совестливости. (упр. 206,207,209 т.с. 60-61) мебель, коньки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Самостоятельная работа. | |||||||
68/31. | Проект «Пишем письмо». Обобщение по теме «Согласные звуки». (с.129 «Проверь себя» с. 128 т.с. 62-63) | Урок защиты проектов. Проект. | |||||||
69/32. | Р/Р Подробное изложение по коллективно составленному плану. (упр. 208) | Урок развития речи. Изложение. | |||||||
70/33. | Анализ изложений. Работа над ошибками. | Урок коррекции знаний. | |||||||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (27 ч) | |||||||||
71/1. | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. (ч. 2 упр. 1-6 т.с. 3) тарелка | Группировать слова с изученными орфограммами. Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант). Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно. Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов. Наводить справки о значениях слов в толковом словаре, наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов. Решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) с опорой на памятку. Упражняться в решении орфографических задач при записи слов по слуху (диктовке, записи слов по рисункам, отгадок). Писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают. Повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия — орфограмма. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками. Уметь подробно воспроизводить текст, опираясь на вопросы к тексту. Уметь производить фонетический разбор слов. | Формировать умение письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику, а также редактировать свой текст (текст воспринимается визуально). Уметь работать в паре, малой группе. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им. | Осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Ориентироваться на оценку результатов познавательной деятельности; устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения. | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт. Находить в словах буквосочетания, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Писать слова с буквосочетаниями. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст. Делить текст на части, составлять план. Развивать умение работать над ошибками. Закрепить навык письма с изученными буквосочетаниями. Обобщить изученные орфограммы. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||
72/2. | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Р/Р Работа с текстом. (упр. 7-10 т.с. 4-5) | Урок - открытие новых знаний. Работа с текстом. | |||||||
73/3. | Проект «Рифма». Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности. (с. 8-9 т.с. 6) | Урок защиты проектов. Проект. | |||||||
74/4. | Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. (упр. 11-15 т.с. 7) товарищ | Комбинированный урок. Текущий. | |||||||
75/5. | Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. (упр. 16-20 т.с. 8) щавель | Комбинированный урок. Карточки. | |||||||
76/6. | Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. (упр. 21, 23 т.с. 9) метель | Комбинированный урок. Тест. | |||||||
77/7. | Р/Р Работа с предложением и текстом. (упр. 22) | Урок развития речи. Работа с текстом. | |||||||
78/8. | Проверочное списывание текста. «Проверь себя». (с. 15, т.с. 9) | Урок проверки и коррекции знаний. Списывание. | |||||||
79/9. | Словарный диктант. Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. (упр. 24-28 т.с. 10) | Проблемный урок. Текущий словарный диктант. | |||||||
80/10. | Произношение парного по звонкости – глухости согласного звука на конце слова и в корне перед согласными и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. (упр. 29-33 т.с. 10-11) морковь | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Устный опрос. | |||||||
81/11. | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): Изменение формы слова, подбор однокоренного слова. (упр. 34-37, т.с. 12) народ | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Самостоятельная работа. | |||||||
82/12. | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. (упр. 38-41, т.с. 12-13) вдруг, завод | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
83/13. | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. (упр. 42-46, т.с. 14-15) сапог | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
84/14. | Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слов. (упр. 47-49, т.с. 14-15) | Урок - открытие новых знаний. Самостоятельная работа. | |||||||
85/15. | Р/Р Подробное изложение текста по вопросам. (упр. 50) | Урок развития речи. Изложение. | |||||||
86/16. | Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. (т.с. 16-17) | Урок - открытие новых знаний. Устный опрос. | |||||||
8/17. | Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. «Проверь себя». (с. 30 т.с. 18) | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
88/18. | Фонетический разбор слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. | Проблемный урок. Текущий. | |||||||
89/19. | Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». | Урок проверки и коррекции знаний. Проверочная работа. | |||||||
90/20. | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Диктант. | |||||||
91/21. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Урок коррекции знаний. Текущий. | |||||||
92/22. | Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. (упр. 51-55 т.с. 19) обезьяна (обезьянка) | Правильно писать слова с разделительным мягким знаком. Соотносить звуковой и буквенный состав слов с разделительным мягким знаком. Составлять устный рассказ по картинке, используя орфоэпические нормы русского языка. | Различать произношение и написание слов. Находить способ проверки написания слов. Графически объяснить выбор написания; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Ориентироваться на оценку результатов познавательной деятельности; устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения. | Различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком. Проводить звукобуквенный разбор слова по заданному образцу. Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя); излагать письменно текст по вопросам. Оценивать свои достижения при выполнении заданий. | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||
93/23. | Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр. 56-59 т.с. 19-20) | Комбинированный урок. Устный опрос. | |||||||
94/24. | Словарный диктант. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. (упр. 60-63, т.с. 20-21) | Урок - открытие новых знаний. Текущий словарный диктант. | |||||||
95/25. | Р/Р Составление устного рассказа по серии рисунков. (упр. 66 т.с. 21-22) | Урок развития речи. Сочинение. | |||||||
96/26. | Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя». (упр. 64,65,67 т.с.22) | Урок обобщения и систематизации знаний. Тест. | |||||||
97/27. | Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак». | Урок проверки и коррекции знаний. Проверочная работа. | |||||||
Части речи (58 ч) | |||||||||
98/1. | Общее представление о частях речи. (упр. 68-70 т.с. 23) | Классифицировать слова по вопросу. Объединять слова в тематические группы. Конструировать словосочетания и предложения. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре. Ставить к словам вопросы кто? или что? Различать слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы. Определять положение заданной буквы в алфавите. Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками. «Читать» таблицу и обобщать по ней сведения об общих значениях слов. Находить разные основания для группировки слов. Различать лексические (конкретные) и общие значения слов. Сопоставлять главные отличительные признаки групп слов с общим значением (частей речи). Анализиро-вать содержание текста из нескольких микротем. Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста. Сравнивать синонимичес-кие языковые средства, выражающие сравнитель-ные отношения, осознанно выбирать их при создании собственных высказываний Редактировать собственные и чужие тексты. Графически объяснить выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила. Видеть в словах опасные места, изученные орфограммы. Писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Включаться в открытие новых знаний. Учиться оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учится оценивать и свою работу. Графически объяснить выбор написания; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Ориентироваться на оценку результатов познавательной деятельности; устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения. Уметь осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва. | Иметь общее представление об именах существительных. Распознавать имена существительные. Определять одушевлённые существительные имена существительные. Классифицировать имена собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Совершенствовать письмо слов с заглавной буквы. Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга-книги). Работать с орфоэпическим словарём. Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число; роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Уметь работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. Уметь записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять записанный текст. Обобщить изученные знания. Учиться применять изученные знания на практике. Анализировать свою письменную работу. Работать над ошибками. Проверить знания по теме и уметь писать слова на изученные правила. Учиться распознавать изученные орфограммы Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||
99/2. | Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией. (упр. 71-73 т.с. 23) месяц | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
100/3. | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающие эти предметы и явления. Общее представление об имени существительном как части речи. (упр. 74-76 т.с. 24) январь, февраль | Проблемный урок. Устный опрос. | |||||||
101/4. | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. (упр. 77-79 т.с. 25) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Карточки. | |||||||
102/5. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Формирование представлений о профессиях и людях труда. (упр. 80-83 т.с. 25-26) | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
103/6. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. (упр. 84-86 т.с. 26-27) картина (картинка) | Урок - открытие новых знаний. Устный опрос. | |||||||
104/7. | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (упр. 87-90 т.с. 27) | Комбинированный урок. Текущий. | |||||||
105/8. | Заглавная буква в именах людей. Р/Р Составление устного рассказа по репродукции В.М.Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Формирование чувства гордости за богатырей, защитников Земли русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма. (упр. 91-94) | Урок развития речи. Устный рассказ. | |||||||
106/9. | Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей). Развитие познавательного интереса к происхождению имён и фамилий. (упр. 95-96 т.с. 28-29) отец, фамилия | Комбинированный урок. Устный опрос. | |||||||
107/10. | Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет. (упр. 97-98 т. упр. 60 ) | Комбинированный урок. Карточки. | |||||||
108/11. | Р/Р Подробное изложение повествовательного текста. | Урок развития речи. Изложение. | |||||||
109/12. | Заглавная буква в именах существительных собственных (клички животных). Р/Р Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. (упр. 99-101) | Комбинированный урок. Урок развития речи. Составление рассказа. | |||||||
110/13. | Заглавная буква в именах собственных (географические названия). Развитие познавательного интереса к истории названия своего города (посёлка). (упр. 102-103 т.с. 29) город, улица, Россия | Комбинированный урок. Карточки. | |||||||
111/14. | Предупредительный диктант по теме «Правописание имён собственных». | Урок проверки и коррекции знаний. Диктант. | |||||||
112/15. | Словарный диктант. Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). (упр. 104-107 т.с. 30) | Проблемный урок. Текущий словарный диктант. | |||||||
113/16. | Упражнения в распознавании имён существительных, употребленных в единственном и во множественном числе. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). (упр. 108-110 т.с. 31) | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
114/17. | Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи. (упр. 111-113 т.с. 31) топор | Урок обобщения и систематизации знаний. Тест. | |||||||
115/18. | Р/Р Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста. (упр. 115 т.с. 32) | Урок развития речи. Изложение. | |||||||
116/19. | Анализ изложений. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочное списывание. (упр. 114 т.с. 32-33) | Урок проверки и коррекции знаний. Списывание. | |||||||
117/20. | Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Диктант. | |||||||
118/21. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. Проверочная работа по теме «Имя существительное». («Проверь себя» с. 67 т.с. 33) | Урок проверки и коррекции знаний. Проверочная работа. | |||||||
119/22. | Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление). Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике. (упр.116-121 т.с. 34) | Наблюдать за словами, обозначающими действия предметов. Ставить к словам вопросы что делает? что делал? и т.д. Ставить вопрос от слова к слову (кто?.. что делает?..) Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет. Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы. Группировать слова по вопросам. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. Учиться распознавать изученные орфограммы. Учиться различать глаголы по значению и вопросу. Учиться определять роль глаголов в речи. Учиться отличать глаголы от имён существительных. Составлять текст по картине. Подбирать языковый материал для текста. Учиться раздельно писать частицу не. Совершенствовать знания о глаголе. | Включать детей в открытие новых знаний. Учиться оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учится оценивать и свою работу. Графически объяснить выбор написания; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | Формировать самооценку, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех. Понимать границы того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва. Формировать мотивацию учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей. | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы в прямом и переносном значениях. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. Раздельно писать частицу не с глаголами. Рассматривать репродукцию картины по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять и записывать рассказ (под руководством учителя). Работать с памяткой «Работа над ошибками». | Проблемный урок. Текущий. | |||
120/23. | Упражнения в распознавании, различении глаголов. Р/Р Восстановление деформированного текста. Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым). (упр. 122-126 т.с. 35) | Урок - открытие новых знаний. Карточки. | |||||||
121/24. | Р/Р Сочинение-описание по репродукции картины художника А.К.Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам. (упр. 127) | Урок развития речи. Сочинение. | |||||||
122/25. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. (т.с.36) | Урок коррекции знаний. Текущий. | |||||||
123/26. | Число глаголов. Изменение глагола по числам. (упр. 128-131 т.с. 37) | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
124/27. | Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи. (упр. 132-134 т. упр. 80) | Проблемный урок. Текущий. | |||||||
125/28. | Правописание частицы не с глаголом. (упр. 135-138 т.упр. 81) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | |||||||
126/29. | Обобщение знаний о глаголе. (упр. 139-141 т. упр. 82-83) обед (обедать) | Комбинированный урок. Устный опрос. | |||||||
127/30. | Р/Р Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. (упр.143 т. упр. 84) | Урок развития речи. Восстановление текста. | |||||||
128/31. | Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. (упр. 144, 146-147 т.упр. 85) магазин | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | |||||||
129/32. | Р/Р Составление текста-повествования на предло- женную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. (упр.145 т.с. 40-41) | Урок развития речи. Составление текста. | |||||||
130/33. | Проверочная работа по теме «Глагол». («Проверь себя» с.85) | Урок проверки и коррекции знаний. Проверочная работа. | |||||||
131/34. | Словарный диктант. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные. Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык. (упр. 148-151 т.с. 42-43) | Ввести определение имени прилагательного как части речи. Научиться определять имя прилагательного как части речи. Видеть роль прилагательного в речи. Выделять словосочетания существительное + прилагательное. Видеть роль прилагательного в речи. Ставить вопросы к именам прилагательным. Распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов. Определять число имён прилагательных. Употреблять в речи имена прилагательные. Отличать текст-описание от других видов текстов. Определять роль прилагательных в тексте-описании. Составлять текст на основе личных наблюдений. Грамотно писать текст под диктовку. Проверить свои умения по теме «Имя прилагательное». | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). | Формировать самооценку, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех. Участвовать в открытие новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Формировать знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы. | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: Ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные разных лексико-тематических групп. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные – сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Распознавать текст-описание. Составлять текст-описание (под руководством учителя). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий словарный диктант. | |||
132/35. | Связь имён существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению. (упр. 152-155 т.с. 44) | Проблемный урок. Устный опрос. | |||||||
133/36. | Упражнения в различении имён прилагательных среди однокоренных слов. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Сравнение как одно из выразительных средств языка. (упр. 156,157 т.с. 44-45) | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
134/37. | Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. (упр. 158-160 т.с. 46) облако (облачко) | Урок - открытие новых знаний. Текущий. | |||||||
135/38. | Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. (упр. 161,162 т.с. 47) метро | Комбинированный урок. Устный опрос. | |||||||
136/39. | Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. (упр. 163-166) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Тест. | |||||||
137/40. | Р/Р Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». (упр. 170) | Урок развития речи. Составление текста-описания. | |||||||
138/41. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. (т.с. 48) | Урок коррекции знаний. Карточки. | |||||||
139/42. | Обобщение знаний об имени прилагательном. Р/Р Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного или комнатного растения). (упр.167-169 ) | Урок развития речи. Составление текста-описания. | |||||||
140/43. | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» «Проверь себя». («Проверь себя» с.99) | Урок проверки и коррекции знаний. Проверочная работа. | |||||||
141/44. | Контрольный диктант № 5 по темам «Глагол. Имя прилагательное». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Диктант. | |||||||
142/45. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Урок коррекции знаний. Карточки. | |||||||
143/46. | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). (упр. 171-174 т.с. 49) платок | Учиться распознавать местоимения и правильно использовать их в речи. Развивать навык написания слов с изученными орфограммами. Познакомиться со структурой текста-рассуждения. Учиться подробно излагать содержание текста. | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | Формировать знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы. Участвовать в открытие новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других частей речи. Различать местоимения и имена существительные. Совершенствовать навык написания слов с изученными орфограммами. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Проблемный урок. Текущий. | |||
144/47. | Упражнения в распознавании местоимений в речи. Р/Р Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. (упр. 175-179 т.упр. 107,108) | Урок развития речи. Составление текста. | |||||||
145/48. | Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. (упр.180 т.упр. 109,110) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Редактирование текста. | |||||||
146/49. | Р/Р Подробное изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно. (упр. 181,182) | Урок развития речи. Изложение. | |||||||
147/50. | Анализ изложений. Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Местоимение» «Проверь себя». («Проверь себя» с. 107 т.упр. 111) | Урок проверки и коррекции знаний. Проверочная работа. | |||||||
148/51. | Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи. (упр. 183-186 т.с. 52) апрель | Учиться различать предлоги. Понимать роль предлогов в речи. Правильно писать предлоги с другими словами. Формировать умение составлять предложения. Обобщить и систематизировать знания по курсу. Осознавать роль в предложении слов-связок. Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок | Включать детей в открытие новых знаний. Учиться оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учится оценивать и свою работу. Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | Формировать знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения нарушения моральной нормы. Участвовать в открытие новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. | Распознавать предлоги в устной и письменной речи Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами. Совершенствовать навык написания слов с изученными орфограммами. Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическими словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых требуются словари, участвовать в презентации собственных проектов. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий. | |||
149/52. | Словарный диктант. Правописание предлогов с именами существительными. (упр. 187-188 т.с. 53) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Текущий словарный диктант. | |||||||
150/53. | Упражнения в употреблении и написании предлогов. (упр.189-191 т.упр.116) шёл | Комбинированный урок. Устный опрос. | |||||||
151/54. | Р/Р Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б.Житкова «Храбрый утёнок». (упр. 192) | Урок развития речи. Восстановление деформированного текста. | |||||||
152/55. | Проверочная работа по теме «Предлог». («Проверь себя» с.113) | Урок проверки и коррекции знаний. Проверочная работа. | |||||||
153/56. | Контрольный диктант № 6 (итоговый за 2 класс). | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Диктант. | |||||||
154/57. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. (т.упр. 117,118) | Урок коррекции знаний. Текущий. | |||||||
155/58. | Проект «В словари – за частями речи!» | Урок защиты проектов. Презентация проектов. | |||||||
Повторение (15 ч) | |||||||||
156/1. | Виды текстов. Предложение. Знаки препинания в конце предложений. (упр. 193-198 т.с. 55-56) | Определять грамматичес-кие разных частей речи. Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана. Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык». Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью. Находить основную мысль читаемых текстов. Сравнивать тексты, написанные разными стилями. Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов. | Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Ориентироваться на оценку результатов познавательной деятельности; устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения. Участвовать в открытие новых знаний. Вместе обсуждать, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. | Знать понятия «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое». Уметь отличать распространённое предложение от нераспространённого. Различать части речи по вопросу и значению, уметь употреблять их в речи. Различать звуки и буквы, делить слова на слоги, переносить слова. Пользоваться памятками «Звукобуквенный анализ слова», «Разбор слова как части речи». Сопоставлять правила об орфограммах в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак на письме. Уметь пользоваться различными видами словарей. Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова. Воспитывать интерес к языку. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Комбинированный урок. Составление рассказа. | |||
157/2. | Главные члены предложения, их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении. (упр. 199-202 т.с. 57) | Урок обобщения и систематизации знаний. Карточки. | |||||||
158/3. | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. (упр. 203-207 т.с. 58) | Урок обобщения и систематизации знаний. Текущий. | |||||||
159/4. | Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. (упр. 208-210 т.с. 59) | Комбинированный урок. Устный опрос. | |||||||
160/5. | Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. (упр. 211,212 т.упр. 130) | Комбинированный урок. Устный опрос. | |||||||
161/6. | Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи. (упр.213-215) | Комбинированный урок. Самостоятельная работа. | |||||||
162/7. | Проверочное списывание текста с грамматическим заданием. | Урок проверки и коррекции знаний. Списывание. | |||||||
163/8. | Звуки и буквы. Алфавит. Звукобуквенный разбор слова. (упр.216-219 т.упр. 131) | Урок обобщения и систематизации знаний. Текущий. | |||||||
164/9. | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применение этих правил. (упр.220-221 т.упр. 134,135) | Урок обобщения и систематизации знаний. Устный опрос. | |||||||
165/10. | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применение этих правил. (упр.222,223 т.упр. 136,137) | Урок обобщения и систематизации знаний. Карточки. | |||||||
166/11. | Словарный диктант. Упражнения в применении изученных правил правописания. (упр. 225 т.упр.138) | Урок обобщения и систематизации знаний. Текущий словарный диктант. | |||||||
167/12. | Разбор слова как части речи. Звукобуквенный разбор слова. | Урок обобщения и систематизации знаний. Самостоятельная работа. | |||||||
168/13. | Итоговый урок по курсу «Русский язык». | ||||||||
169/14. | Резервный урок. | ||||||||
170/15. | Резервный урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьная олимпиада по рускому языку 2 класс
Участие в олимпиадах младших школьников способствует развитию личности , выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне. В работу включены почти все разделы русского языка. ...
Тематическое планирование по рускому языку 3 класс
Рабочая программа по русскому языкудля 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохлова «Русский язык», утверждённой...
Рабочая программа по рускому языку 3 класс
русский язык УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс разработана в соответствии с ФГОС....
Рускиий язык 2 класс
Конспект урока "НЕ с галголами"...
контрольные работы по рускому языку 2 класс "Школа 2100" 1-4 классы
Здесь вы модете воспользоваться разработкаи контрольных работ по русскому языку для 2 класса (диктанты, контрольное списывание, и т.д.)...
контрольные работы по рускому языку 2 класс "Школа 2100" 1-4 классы
Здесь вы модете воспользоваться разработкаи контрольных работ по русскому языку для 2 класса (диктанты, контрольное списывание, и т.д.)...
Тематическое планирование по рускому языку 4 класс
Тематическое планирование по предмету «Русский язык» составлен на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), авторской программы для общеобразовательных ...