"Орфограммы безударных и ударных гласных"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс ОС Гармония на тему: "Орфограммы безударных и ударных гласных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.docx | 201.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА
Составитель: Кирилкина Елена Владимировна,
учитель МОУ СОШ пос. Титово
Пачелмского района Пензенской области
ГРУППА
-2016г-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ: Русский язык
ТЕМА: Орфограммы безударных и ударных гласных
КЛАСС: 2
ОС: Гармония
ТИП УРОКА: урок освоения нового знания (ОНЗ)
ЦЕЛЬ ТЕМЫ: помочь детям «подвести» безударные гласные под понятие «орфограмма» и распространить это понятие на ударные гласные в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу, тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в группах, первичное умение фиксировать свое затруднение, выявлять его причину и оценивать свою деятельность на уроке.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: орфограмма, опасное место, безударные гласные, предложение, текст.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
Предметные умения:
- раскрывать сущность понятия «орфограмма», пользоваться термином «орфограмма»;
- обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, то есть предвидеть, прогнозировать орфограммы;
- пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с окошком) как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка;
- осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка.
Регулятивные:
- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в словарях учебника;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи;
- осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы.
Коммуникативные:
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач;
- делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА:
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
8. Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия учебной деятельности
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
Цели деятельности | Ситуативное задание | Формируемые универсальные учебные действия |
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | − Ребята, вспомните, чему был посвящен наш последний урок? (Познакомились с новыми научными понятиями «орфограмма», «орфографическая ошибка. Учились писать без ошибок) − Сегодня мы с вами продолжим работу и откроем еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Сначала, выясним, что мы не знаем. Для этого надо выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.) − Желаю вам успешной работы! | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Цели деятельности | Учебные задания | Формируемые универсальные учебные действия |
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | Сообщение учителя Презентация - Эта история произошла с мальчиком Витей и котом Кузей в сказочной стране, где всем командовали вопросительный и восклицательный знаки. Групповая работа Выполнение Упр.100 с.49 - Запишите слово, которое писал Витя, значками звуков. Отметьте опасные места и объясните, в чём трудность. к а л б а с а - Вспомните, какие буквы могут быть на месте безударного звука а (Буквы о или а) - Как же мог написать это слово Витя? - Вот он и мог написать один раз в обоих случаях а, во второй раз – о, а третий – и о, и а, но не так распределить их. - Чего же он не сумел? (Правильно выбрать буквы). - Найдите в отрывке верно написанное слово и спишите его. Там, где звук и буква не совпадают, поставь знак - ; где совпадают – поставь - +. - Покажите в схеме, как обозначен буквами безударный звук а а а о Задание на пробное действие Индивидуальная работа На доске записаны слова, а у каждого ученика карточка с заданием : гр…бок (и, е) м…ш…на (а, о, и, ы) ч…до (у, ю) с…сна (а, о) пл…щ…дка (а,о, я) ж…раф (и, ы) − Вставьте пропущенные буквы. − Кто не выполнил задание? − Что вы не смогли сделать? (Я не смог вставить пропущенную букву.) − Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнили задание правильно? − Укажите эталон, которым вы воспользовались. − Что вы не смогли сделать? (Я не смог обосновать свой ответ.) | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
3. Выявление места и причины затруднения
Цели деятельности | Варианты заданий | Формируемые универсальные учебные действия |
1)Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | − Какое задание вы должны были выполнить? − В чем ваше затруднение? (В выборе написания гласных: а – я, и – ы, у-ю) − Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем правила выбора гласных после согласных.) − Какой шаг учебной деятельности вы прошли? (Мы определили, что мы не знаем.) - Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание.) | Познавательные:
|
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цели деятельности | Варианты заданий | Формируемые универсальные учебные действия |
Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | − Какова же цель нашего урока? (Узнать, что-то новое про буквы на месте безударного гласного звука и ударного) − Ребята, вы сегодня будете работать по плану, но шаги плана у меня перепутались. Вы сейчас должны прочитать каждый шаг и выстроить их в определённом порядке. Вам необходимо будет объяснить, почему вы выбрали такой порядок. На доску вывешиваются отдельные шаги плана. Учащиеся предлагают свои варианты расстановки шагов. Согласованный вариант вывешивается на доску. План действий:
| Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
5. Реализация построенного проекта
Цели деятельности | Варианты заданий | Формируемые универсальные учебные действия | ||
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | − Первый пункт плана помогу вам выполнить я. Раскрою вам один исторический секрет, а вы внимательно его послушайте. Когда-то наши буквы Ж, Ш − были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И. А буквы Ч, Щ – были твердыми и после них писали букву А.Сейчас же буквы (как мы помним) Ж, Ш – всегда твердые, но по старой традиции после них пишут букву И. И после букв Ч, Щ (всегда мягких) – пишутся А, У. − Для каких букв вы узнали секрет? В чём он состоит? Учитель проверяет понимание учащимися услышанного содержания. − Первый пункт плана выполнен. Что мы должны сделать дальше? (Выполнить второй пункт плана – применить секрет для выбора букв.) − Для того чтобы ваша работа по выполнению второго шага плана была успешной, я вам предлагаю воспользоваться опорной схемой. Шаги для определения гласной
Образец устного ответа: Гр(и,е)бок. Ударный слог – бок. Звук и находится в безударном положении. Он может обозначаться буквами и е, и и. Значит, здесь опасное место. Поставим окошко. Ч (у / ю) до. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, выбираю гласную У. В результате в тетрадях должно быть записано: гр…бок м…шина чудо с…сна пл…щадка жираф - Какой вывод можешь подтвердить? -Буква на месте безударного гласного звука – это орфограмма. - Буквы ударных гласных в слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цели деятельности | Варианты заданий | Формируемые универсальные учебные действия |
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. | Выполнение учебного задания Упр.104 с.51 - Витя думал, что бы ещё попросить: кисель, кефир, сок или чай. Но он боялся снова ошибиться. - Выпишите слово, в котором на месте гласного Витя не сделал бы ошибки. - Во второй столбик запиши слово, в котором безударного гласного нет, но орфограмма есть. Подчеркни её. - Слова кисель, кефир – «словарные». -В чём трудность, почему на месте второй буквы есть орфограмма? Звук один, а буквы – разные. Правильно нужно уметь выбрать. В этих словах буквы гласных необходимо запомнить. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Цели деятельности | Варианты заданий | Формируемые универсальные учебные действия |
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия | − Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? - Поэт В. Лёвин для своей маленькой дочки сочинил «Кричалку» в дождик. - Почему он так назвал свой стишок? Запишите слово-название, но сначала уточните, где в нём опасности письма – орфограммы. Кри…чалка Я х…чу р…сти, р…сти! Не б…юсь я сыр…сти! После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
8. Включение в систему знаний и повторение
Цели деятельности | Варианты заданий | Формируемые универсальные учебные действия |
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | − Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.) − Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.) Работа в тетради на печатной основе | Регулятивные: прогнозирование |
9. Рефлексия учебной деятельности
Цели деятельности | Варианты заданий | Формируемые универсальные учебные действия |
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | − Что нового вы узнали на уроке? Буква на месте безударного гласного звука – это орфограмма. Буквы ударных гласных в слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? Подвести итог нашей работы. – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чём у вас было затруднение? − Как вы открывали новое знание? − Что вам помогло открыть новое знание? – Оцените свою деятельность Не понял Понял Я . Понял, но Понял и могу научить Задание на дом - Дома поделитесь новыми сведениями с родителями. Выполните Упр.105 с.52 | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные.
Цель:Помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки....
Орфограмма: "БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ"
правило...
Конспект урока "безударные и ударные гласные"
Конспект – сценарий урока.Цель - формирование образовательных компетенций( информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) в предметной области Русский язык по теме: обозначение ударного гл...
Виды работ над орфограммой "Безударная гласная"
Безударная гласная - тррудная тема для начальной школы. Использование материала помогает повысить грамотность обучающихся....
Виды работ над орфограммой "Безударная гласная"
Безударная гласная - тррудная тема для начальной школы. Использование материала помогает повысить грамотность обучающихся....
Орфограммы безударных и ударных гласных
Урок открытия нового знания...
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)
Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»Цель урока: ...