Изучение частей речи по русскому языку в начальной школе
методическая разработка по русскому языку
В данном материале представлены методические основы изучения частей речи в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучение частей речи по русскому языку в начальной школе | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Научные основы и методы изучения грамматики. Методические основы изучения частей речи
Методика изучения категорий имени существительного, прилагательного. Формирование знаний о временных формах глагола. Особенности ознакомления младших школьников с предлогами и местоимениями. Составление фрагментов уроков.
Имя существительное
Введение в тему:
- Кто вас окружает? (запись на доске слов)
- Что вас окружает? (запись на доске слов)
- Что объединяет записанные нами слова? (предметность)
- Обобщение: слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы: «кто?», «что?» относятся к имени существительному.
Род имен существительных
I. На доске записаны слова.
Сказка: слова-существительные живут в королевстве. Их так много, что королева в них путается, когда какое слово употребить. Она издала указ: тот, кто придумает знаки различия для слов-существительных, будет награжден. В соседнем королевстве жили муж и жена. Они придумали, как помочь королеве. Часть слов забрал себе муж. Часть слов забрала жена. А остальные слова остались жить в королевстве.
- Как вы думаете, какие слова забрали муж, жена? Почему?
- Какие слова остались?
Вывод: имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
II. Учитель берет портфель ученика и спрашивает:
- Чей портфель?
- Мой, - отвечает ученик.
Запись предложения: «Портфель мой».
Составьте еще одно предложение о портфеле («Портфель черный»).
- Какое слово нужно употребить во втором предложении, чтобы не повторять одно и то же слово «портфель»?
Запись предложения: «Он черный». Подбор предметов, к названию которых можно добавить слово «мой» или заменить их словом «он» (учащиеся приводят примеры слов).
Обобщение: существительные, к которым можно поставить слово «мой» или заменить их словом «он», относятся к существительным мужского рода.
Аналогичные наблюдения проводятся над существительными другого рода: «тетрадь» и «перо».
Дети делают обобщение о том, какие слова относятся к существительным женского рода, какие – к существительным среднего рода, приводят примеры.
*Род мужской
Конечно, мой
Мой сад, мой брат
Стул мой.
Женский род,
Помню я,
То, про что скажу «моя»:
Моя ручка, моя тучка
и тетрадь моя.
Средний род – оно моё:
Мое окно, село мое.
* Женский род –
Запомню я,
И скажу: «она моя»
И запомню род мужской,
И опять скажу: «он мой»
Средний род – оно моё.
Это правило твоё.
III. Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка от друга иностранца – Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. С разрешения Оли я выписала некоторые предложения из письма. Давайте их прочитаем.
«Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далекий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши теплые встречи в вашем уютном доме, особенно ту, когда твоя папа учил нас играть в лото».
- Что вас рассмешило? Давайте прочитаем письмо правильно.
Число имен существительных
Фрагмент урока
1. Учитель показывает один предмет и предлагает записать существительное, которое является названием этого предмета (книга). Затем показывает два, несколько этих же предметов и также предлагает написать имя существительное (книги).
2. Наблюдение над словами:
- Сравните слова «книга» и «книги».
Чем они сходны? (обозначают одинаковые предметы).
- Чем они различаются? (обозначают разное количество предметов).
3. Обобщение:
- Существительные, которые называют один предмет, имеют форму единственного числа. Существительные, которые называют два или несколько предметов, стоят во множественном числе.
4. Наблюдение над изменением окончаний.
- Запишите в столбик существительные «город», «сестра», «село».
- Определите их число.
- Измените число этих существительных и запишите полученные слова.
- Какая часть слова изменилась, когда мы изменяли существительные по числам?
- Выделите окончания.
5. Обобщение:
- При изучении имен существительных по числам изменяется окончание.
Число имен существительных
Существительное
↙ ↘ не изменяются по числам
Формы только
изменяются
по числам
↙ ↘ ед.ч. мн.ч.
множ.ч. единств.ч. серебро брюки
детвора очки
Елисей ворота
Изменение имен существительных по падежам
Словарная работа:
ап…етит
м…ашрут
праз…ник
п…нал
жу…жать
- Какое ключевое слово получилось? (падеж)
- А что означает это слово, мы узнаем на сегодняшнем уроке.
Введение в тему:
Загадка: Бегу я как по лесенке
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня (река)
На доске текст:
Зимой река замерзла. Берега реки замело снегом. В летнее время по реке ходили суда. Не каждый видел такую полноводную реку. Жители города гордятся рекой. Многие мечтают отдохнуть на нашей реке.
- Какое слово повторяется в каждом предложении?
- Запишите в столбик все формы слова «река», предварительно задав к нему вопросы.
И.п. что? река
Р.п. чего? реки
Д.п. по чему? реке
В.п. что? реку
Т.п. чем? рекой
П.п. о чем? о реке
- Какая часть слова изменяется (окончание). Выделите окончание.
- Почему изменяются окончания? Или От чего оно зависит?
- Выделите окончание.
- Сколько вопросов в столбике?
- В русском языке шесть падежей. В финском – 15, в венгерском – 22, в китайском – нет. Сказка о падежах, параллельно - работа по таблице.
- Почему мы задаем два вопроса?
- Все падежи, кроме именительного, употребляются с предлогами. Они называются косвенными.
- Для того, чтобы правильно определить падеж, можно пользоваться вспомогательными словами.
И.п. (есть) кто? что?
Р.П. (нет) кого? чего?
Д.п. (дал) кому? чему?
В.п. (вижу) кого? что?
Т.п. (доволен) кем? чем?
П.П. (говорю о) ком? чём?
- Для запоминания названия падежей: «Иван рубил дрова, велел топить печь».
План работы по падежу (в отдельности)
- Вопросы
- Предлоги
- Окончания
- Член предложения
- Значение
Имя прилагательное
Введение в тему
1. Учитель:
- Два предмета могут отличаться один от другого своими признаками. Признаки – это знаки, по которым мы различаем предметы: по материалу, форме, цвету.
карандаш (какой?) деревянный
материал ↗
↘ карандаш (какой?) пластмассовый
тетрадь (какая?) большая
размер ↗
↘ тетрадь (какая?) маленькая
цвет↗
↘
форма↗
↘
вкус↗
↘
- Чем различаются данные предметы?
(признаками)
- Какие бывают признаки?
II. Учитель показывает иллюстрацию (арбуз). Просит учащихся описать этот предмет. Какой он? Проводит работу со словами – прилагательными.
III. Учитель загадывает загадку. Какие слова нам помогли отгадать загадку? Проводит работу со словами-прилагательными.
Обобщение:
- Слова, обозначающие признаки предметов, называются именами прилагательными, т.к. они прилагаются к имени существительному и без него не употребляются. Не видя предмета, мы не можем назвать его признаки.
Роль имен прилагательных в речи
На доске – текст без прилагательных (прилагательные записаны в стороне). Задание – вставить прилагательные по смыслу в текст.
Под кустом притаился _________зверек. У него _____ уши, _______хвост. Тело покрыто _________шерстью. Есть ______ и ______зубы, но обороняться ими он не может.
Слова для справок: маленький, короткий, острый, крепкие, длинные, серый, мягкий.
Выводы:
- Для чего нужны имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Что обозначают?
Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.
Прилагательное
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.
Я - имя прилагательное
Веселое и занимательное.
Я отвечаю на вопрос:
«Какой?» «Какие?»
Слова и предложения
Делаю живыми.
А иногда я грустное бываю,
Когда ребята обо мне все забывают.
Но стоит им ко мне лишь обратиться, я тут как тут –
Готово веселиться и трудиться!
3. Попробуйте описать себя с помощью имен прилагательных, начиная с «я».
Род имен прилагательных
Введение в тему:
I – Какое сейчас время года? (Осень).
- А вам нравится осень?
- Давайте попробуем составить словосочетания об осени.
легкий морозец поздняя заря осеннее настроение
мокрый лист дождливая погода серое небо
золотой лес
- Определите род имен существительных.
- Задайте от имен существительных вопросы к именам прилагательным.
- Как вы думаете, от чего зависят окончания имен прилагательных?
- Какие окончания имеют прилагательные м.р., ж.р., ср. р.?
Обобщение: род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано.
II На доске запись:
лес большая
зимняя
дорога большое
зимнее
озеро большой
зимний
суровый
- Прочитайте имена существительные. Подберите к каждому существительному соответствующие имена прилагательные.
Обобщение.
Полные и краткие прилагательные
1. На доске:
благородный человек – человек благороден;
праздничная обстановка – обстановка празднична
Задание: сравнить прилагательные и подумать – это однокоренные слова или разные формы одного и того же слова.
Иллюстрации: дуб, ландыш, еж, медведь
высок и могуч, свеж и пахуч, хорош, хоть и колюч, лохмат и неуклюж
Задание: подобрать к именам существительным соответствующие имена прилагательные.
Редактирование предложений на доске:
Спортсмены стройные, выносливы, ловки.
Я с его замечаниями согласный
Тренер строг, но справедливый
2. – Я сейчас прочитаю четверостишие, а вы подумайте, о какой части речи мы будем говорить с вами на уроке.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Да, вы правы, речь пойдет об имени прилагательном. Давайте вспомним, какую часть речи называют именем прилагательным? Для чего служат имена прилагательные?
- Недавно, проходя по коридору, я услышала, как 2 ученика из нашего класса спорят, и удивилась. А что меня поразило, вы сейчас узнаете. Прошу участников спора выйти к доске.
1: – Я, между прочим, творческая личность. Я уже сочинила стишок:
В сказке девочка жила,
Как она была мила!
Как она была мала!
Как умна она была!
2: – Лично мне такой стишок не интересен. Он слишком короток и прост.
1: – Подумаешь, критик!
- Не ссорьтесь, ребята! Вы сами того не зная, помогаете нам раскрыть еще один секрет об имени прилагательном. Присаживайтесь, пожалуйста.
(На доске выписаны слова: мила, мала, умна, прост, короток)
- Прочитайте слова, которые употребляли в своей речи ребята, и подумайте, к какой части речи они относятся? Задайте к ним вопросы.
- А как будут звучать эти имена прилагательные, когда мы зададим к ним вопросы «Какая? Какой?» (друг напротив друга в столбик записываются слова в полной и краткой формах).
- Чем же отличаются формы полных и кратких прилагательных?
У кратких прилагательных мужского рода убегает окончание, т. е. становится нулевым, а у прилагательных женского и среднего рода окончание становится короче. То же самое можно наблюдать и в вопросах к кратким формам имен прилагательных.
- Запомните вопросы, задаваемые кратким прилагательным. Работа с таблицей
Вопросы
полные краткие
Какой? Каков?
Какая? Какова?
Какое? Каково?
Какие? Каковы?
- Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы попробуйте найти краткие прилагательные. Возьмите карандаш. Как услышите краткое прилагательное, ударите карандашом о парту. Все краткие прилагательные отвечают на квакающие вопросы:
Ква-ква-какова?
Ква-ков-каков?
Сказка наша о лягушке ( иллюстрация лягушки-невесты)
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух:
Конечно, я немного толста, слишком зелена, лупоглаза, но особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша! Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!
- какой секрет русского языка на уроке мы раскрыли?. Для чего нам нужны краткие прилагательные?
-На какие вопросы отвечают краткие прилагательные?
Глагол
Историческая справка: в старославянском языке слово «глагол» означало «слово» или «речь». Одна из 2-х славянских азбук называлась «глаголица». Глаголить значило «говорить».
Введение в тему:
1. - Что вы делали утром?
- Что делали на уроках?
- Что делали вечером?
В течение дня мы совершаем действие. Как вы считаете, действия могут совершать только живые существа? (Нет) Приведите пример. Придумать предложение с глаголом.
2. На доске – иллюстрации с изображением мяча и кота
- Что вы видите на иллюстрациях?
- Какой частью речи являются данные слова?
- Давайте опишем кота. Какой он?
- Давайте опишем мяч.
- Слова какой части речи мы использовали для описания предметов?
- Какие действия может совершать кот?
- Какие действия можно совершать с мячом?
- На какие вопросы отвечают эти слова-действия?
Введение понятия «глагол».
- Можно ли обойтись в нашей речи без глаголов?
1) Что без меня предметы –
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
2) Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом
И счастливый мой удел таков
В речи быть одним из главных слов.
3. Сравнение записей (словесное описание картин):
1) Жаркое утро. Порт на берегу Средиземного моря. Пароходы с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, носильщики с тележками, продавцы бутербродов и фруктов.
2) Наступило жаркое утро. В порту на берегу Средиземного моря замерли пароходы. Дымят трубы, повсюду толпятся пассажиры, суетятся носильщики с тележками, кричат продавцы бутербродов и фруктов.
Время глагола
Сказка о Глаголе
Машенька отправилась в путешествие. По дороге она встретила доброго волшебника, имя которого вы должны разгадать, отгадав загадки и вспомнив правописание слов с непроверяемыми орфограммами.
Газета, лопата, автобус, горох, огурец, лестница (Глагол)
- Дядюшка Глагол, что ты делаешь в этой стране?
- Что я делаю? С тобой разговариваю, пишу носом, улыбаюсь, хлопаю в ладоши.
Или, может, ты хочешь узнать, что я делал, пока тебя не было? Читал книгу, поливал цветы, танцевал.
Что я буду делать дальше? Расспрашивать, кто ты такая. Такой у меня характер: я все время что-нибудь делаю.
Я страшное дело, какой деловой!
В любые дела ухожу с головой!
Задачи решаю, голы забиваю
На вопросы «Что делать?» «Что сделать?» я отвечаю.
- На доске: 3 примера с глаголами прошедшего, настоящего и будущего времени. Задание: выписать глаголы, выписать вопросы.
2) Прошедшее время –
То, что прошло:
Вчера мы писали,
Солнце ушло.
Настоящее время приходит теперь
Мы пишем имя, бегает зверь
Будущее время еще не пришло:
После уроков пойдем мы в кино
Спряжение глаголов
Фрагмент урока: - Глагол и местоимение, взявшись за руки, принесли нам новую тему урока – спряжение. Что называется спряжением мы сегодня узнаем.
Долго им пришлось идти
Чтобы спряжение принести.
Научить они хотят,
Как глагол нам проспрягать.
- Прочитайте на доске глаголы, задавая от местоимений к ним вопросы.
Я (что делаю?) говорю, пою
Мы ( что делаем?) говорим, поем
Ты ( что делаешь?) говорю, пою
Вы (что делаете?) говорим, поем
Он (что делает?) говорит, поет
Она (что делает?) говорит, поет
Они (что делают?) говорят, поют
Ко 2-му же спряжению
Отнесем мы, без сомнения,
Все глаголы, что на –ить_,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «е» спрягать нельзя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к изучению отдельных тем предмета «Русский язык» в начальной школе
Данная работа может быть интересна педагогам начальной школы, работающим по любой образовательной программе или системе. Материал...
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Части речи в русском языке".
Урок открытия новых знаний. Проводится в технологии критического мышления....
Изучение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе.
Изучение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе. Русский язык богат меткими и образными сочетаниями слов. Такие устойчивые соче...
Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...
Конспект урока по русскому языку "Характеристика предложения и разбор слова как часть речи" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Данный урок будет полезен учителям начальных классов....
Конспект урока русского языка на тему: "Части речи. Имя прилагательное" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления об имени прилагательном, его роли в речи; формирование умения устанавливать связи имен прилагательных с именами существительными. Планируемые...
Использование кластеров на уроках русского языка в начальной школе при изучении частей речи как средств формирования познавательных УУД.
В данной работе были отражены виды приёма "Кластер" вне технологии развития критического мышления (ТРКМ) при изучении частей речи как средств формирования познавательных универсальным учебны...