Урок русского языка по теме "Слова, которые отвечают на вопросы : кто? что?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гуляева Екатерина Федоровна

Урок русского языка по теме  "Слова, которые отвечают на вопросы : кто? что?" -  это урок «открытия» нового знания.

Цель: развитие умений ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.Урок построен в форме путешествия со Смешариками и сопровожден  мультимедийной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

УМК: Школа 2100

Класс: 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Учитель:  Гуляева Е.Ф.

 Технологическая карта урока

Тема

 Слова, которые отвечают на вопросы: кто? что?

Цели

   развитие умений ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.

Планируемый результат

Предметные результаты:

  • уметь ставить вопросы кто? и что? к словам, опираясь на их значения – названия людей, животных или других предметов;
  • классифицировать слова по вопросу;
  • видеть в словах изученные орфограммы.

Личностные результаты:

  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • понимать и объяснять смысл пословиц, высказывать свое мнение.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;
  • извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • составлять ответы на вопросы.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • оценивать  совместно  с  учителем  результаты  своих действий;
  • высказывать свою точку зрения, предположения, версии.

Коммуникативные УУД: 

  • оформлять свои мысли в устной речи, понимать речь других;
  • уметь работать коллективно, вести диалог;
  • адекватно  реагировать  на  обращение  учителя;
  • учиться работать в паре.

Методы обучения:

  • Организационный (целевая установка на работу, постановка задач);
  • Объяснительно-иллюстративный (с использованием мультимедийного сопровождения);
  • Диалог, беседа, рассуждения, доказательство;
  • Взаимооценивание, самоконтроль, самооценивание;

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, парная.

Ресурсы

- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. - Русский язык, учебник для 2 класса;

- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. - Орфографическая тетрадь для 2 класса;

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- диск с презентацией к уроку.

Этапы урока

Ход урока

Формируемые  УУД

Ι. Актуализация знаний.

- Сегодня, чтобы получить новые знания, мы совершим увлекательное путешествие в один таинственный город, название которого вы узнаете в конце пути. А нашими помощниками в пути будут веселые Смешарики, которые приготовили для вас много интересных заданий.

- Откройте тетрадь. Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

- Напишите слова «Классная работа».

Слайд 5.

 - Итак, наш поезд отправляется. Вперед, к новым знаниям!

Слайд 6.

 - 1 задание приготовил Бараш. Запишите в тетрадь слова – названия предметов, которые вы увидите за окном.

Слайд 7.

 Запись в тетради: Собака, ягоды, девочка, заяц, машина.

 - Подчеркните опасные места в словах. Что их объединяет?  (Они словарные)

Слайд 8. Взаимопроверка в паре.

 - Сегодня Бараш познакомит вас с еще одним словарным словом, но сначала отгадайте его загадки.

Слайд 9.

1.Красна, да не девка;

    Хвостовата, да не мышь. (морковь)

2.Между грядок

   Лежит гладок. (огурец)

3.Что копали из земли, жарили, варили?

    Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)

4.Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка.

    Мы для неё готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста)

 - Каким  словом можно назвать все эти предметы? (овощи)

 Запишите это слово, поставьте ударение, разделите на слоги.

Слайд 10.Проверка.

 - Подберите к слову овощи  однокоренные слова. (Овощной, овощерезка, овощехранилище)

- Какими полезными свойствами обладают овощи? ( Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему фрукты и овощи должны быть в нашем  рационе каждый день и регулярно.)

 - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями Бараша, и мы можем отправляться дальше.

Познавательные УУД:

- развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- развиваем умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- учиться работать в паре.

Личностные УУД:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.

- Задания Ёжика.

Слайд 11.

 - На какие вопросы отвечают слова, которые вы записали?

 Сформулируйте тему нашего урока? ( Слова, которые отвечают на вопросы что? и кто?)

 - Что нам предстоит  выяснить? (Как узнать, какой вопрос задать к слову – кто? или что?)

 - Есть ли у вас какие-либо предположения? (Ответы детей)

 - Составим план работы.

Слайд 12.

  1. Узнать, какие слова отвечают на вопрос: кто?
  2. Узнать, какие слова отвечают на вопрос: что?

Познавательные УУД:

- на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- развиваем умение слушать и понимать других;

-  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме.

 Личностные УУД:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

Слайд 13.

 - Ёжик приготовил для вас 2 столбика слов. Прочитайте слова 1 столбика. Какой вопрос  нужно задать к этим словам? Что они обозначают?

(Вопрос кто? Они обозначают названия животных и людей)

 - Какой вопрос зададим к словам 2 столбика? Что они обозначают? (Вопрос что? Они обозначают предметы, названия растений, явления природы)

- Как же выбрать вопрос? Что для этого нужно знать? (Что обозначает слово)

- Какие слова вы бы дописали в каждый столбик?

(Ответы детей)

- Сделайте вывод. (Вывод: о людях и животных спрашивают: кто?, о других предметах: что?)

Слайд 14.

 - Сравните наш вывод с правилом учебника с.45. (Читают самостоятельно, сравнивают)

Упр. 48 – развивается умение определять вопрос по тому, что обозначают слова: людей (животных) или предметы.

(Выполняется в тетрадях, с комментированием.

Человек, мама, щенок, кит, кузнечик - выбираем вопрос кто?

Дом, город, машина, дерево, космос - выбираем вопрос что?)

Познавательные УУД:

- выявлять сущность, особенности объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Физминутка

- А сейчас мы сделаем небольшую остановку и немного отдохнем.

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

(Руки вверх, покачать ими влево, вправо.)

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

(Опустить руки к плечам; встряхивая кистями, опустить руки вниз.)

В стороны руки.

Плавно помашем - это к нам птицы летят.

(Взмахи руками, как крыльями.)

Как они сядут,  тоже покажем-

(Приседание.)

Крылья сложим назад.

(Руки за спиной, ладони вместе.)

- Молодцы!

Личностные УУД:

- принятие установки на здоровый образ жизни;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 - Посмотрите какое интересное задание приготовила для вас Нюша. 

Слайд 15.

 - Мы остановились в лесу. Назовите как можно больше слов, которые отвечают на вопросы кто? и что?

(Кто? пчелы, заяц, гусеница, Нюша, бабочка. Что? речка, дорога, камни, мост, деревья, кусты, цветы, камыши и др.)

Запишем  эти слова  в тетрадь так: девочки- слова, которые отвечают на вопрос кто?, мальчики - что?

- Молодцы! Но нам пора в дорогу, хочется поскорее узнать, что за таинственный город ждет нас впереди! А чтобы в пути было веселее,

Крош придумал для вас игру «Превращения».

Слайд 16.

 - Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто?

 кол - кот

 капля - цапля

 дверь - зверь

 мак - рак

 дом - сом

 - Запишите новые слова в тетрадь. Выделите опасные места. Молодцы!

 - И последнее задание Кроша.

Слайд 17.

 - Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. (Ответы детей)

  Мир освещается солнцем, а человек знанием.

 - Найдите и запишите в тетрадь слова, которые отвечают на

вопросы кто? и что?

Самостоятельная работа детей. (Что? мир, солнце, знание. Кто? человек.)

- Проверка.

Работа по учебнику.

   Упр. 49 – развивается умение ставить вопросы к словам, опираясь на их значения – названия людей, животных или других предметов.

(Выполняется самостоятельно по образцу:(Кто?)Настя,(что?) игрушка, (кто?) мышка, (что?) утро и т.д.))

 - Вот и подошло к концу наше путешествие. Сейчас мы узнаем название таинственного города,  где живут все эти замечательные слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Слайд 18.

 (Это город ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ!)

 - Правильно, ведь слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? называются имена существительные. Спасибо нашим помощникам Смешарикам! Спасибо за работу вам, ребята!

Познавательные УУД:

- развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- развиваем умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом.

Личностные УУД:

- развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- объяснять смысл пословицы, высказывать свое мнение.

ΙV. Итог урока.

–  Удалось ли ответить на главный вопрос урока?

– Как выбрать вопрос к слову? Что для этого нужно знать? (Что называет слово – людей, животных или предметы.)

– Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что?   

Как называются эти слова?( имена существительные)

Слайд 19. Лестница успеха.

 - Выберите ступеньку,  на которой вы оказались сегодня. (Хлопки)

1 ступенька. Если не разобрались в теме, было не очень интересно.

2 ступенька. Если тема урока понятна, но еще нужна помощь.

3 ступенька. Если было интересно, легко, во всем разобрались.

Познавательные УУД:

- на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД:

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Домашнее задание.

С.44 у.50, подготовить устный рассказ или загадку о любимом овоще (по желанию - рисунок).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? Учитель начальных классов МБОУСОШ №2 г. Советский Гуляева Екатерина Федоровна Урок русского языка во 2 классе

Слайд 2

Цель урока: развитие умений ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова – названия людей, животных и предметов. Тип урока : урок сообщения новых знаний. Методы обучения: организационный(целевая установка на работу, постановка задач); объяснительно-иллюстративный (с использованием мультимедийного сопровождения); диалог, беседа, рассуждения, доказательство; взаимооценивание , самоконтроль, самооценивание ; метод стимулирования обучающихся (с целью усвоения материала всеми учениками посредством организации деятельности). Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, парная.

Слайд 3

Планируемые результаты Предметные результаты: уметь ставить вопросы кто? и что? к словам, опираясь на их значения – названия людей, животных или других предметов; классифицировать слова по вопросу; видеть в словах изученные орфограммы. Личностные результаты: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; понимать и объяснять смысл пословиц, высказывать свое мнение.

Слайд 4

Метапредметные результаты Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; составлять ответы на вопросы. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать совместно с учителем результаты своих действий; высказывать свою точку зрения, предположения, версии. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи, понимать речь других; уметь работать коллективно, вести диалог; адекватно реагировать на обращение учителя; учиться работать в паре.

Слайд 6

Вперед, к новым знаниям!

Слайд 8

Проверьте себя. С о бака, яг о ды, дев о чка, за я ц, м а шина.

Слайд 9

Красна, да не девка; Хвостовата , да не мышь. Между грядок Лежит гладок. Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки и крупной соли полмешка. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

Слайд 10

О В О Щ И , Овощ ной, овощ ерезка , овощ ехранилище.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аисты свили гнездо на крыше дома. В гнезде пищали птенцы. Запишите предложения. Найдите слова-предметы и задайте к ним вопросы. С о бака, яг о ды, дев о чка, за я ц, м а шина, ов о щи. На какие вопросы отвечают эти слова? Какова тема нашего урока? Что предстоит выяснить? Слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? ?! Как узнать, какой вопрос задать к слову – кто? или что?

Слайд 2

Слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? План . 1. Какие слова отвечают на вопрос: КТО ? 2. Какие слова отвечают на вопрос: ЧТО ?

Слайд 3

дочка печка лошадь лыжи строитель ромашка воробей дождь ………….. …………. ………….. …………. ? ? Какой вопрос зададим к словам 1 столбика? Что они обозначают? КТО ЧТО Какой вопрос зададим к словам 2 столбика? Что они обозначают?

Слайд 4

О людях и животных спрашивают КТО?, о других предметах – ЧТО?

Слайд 5

Назови слова, которые отвечают на вопросы КТО? И ЧТО?

Слайд 6

Превращения Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? что? кол капля дверь мак дом кто? кот цапля зверь рак сом

Слайд 7

Мир освещается солнцем, а человек знанием . Прочитайте пословицу и объясните её смысл. Найдите и запишите в тетрадь слова, которые отвечают на вопросы КТО? И ЧТО?

Слайд 8

Город имен СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Спасибо за работу!

Слайд 9

Если было интересно, легко, во всем разобрались Если не разобрались в теме, было не очень интересно Если тема урока понятна, но еще нужна помощь Лестница успеха

Слайд 10

1. http://www.topglobus.ru/fotky/drentse-patrijshond_2.jpg 2. http://i51.fastpic.ru/big/2013/0308/e9/9bc4fb56bc3fe0f4a99707bb46a9ede9.jpg 3. http://i.sunhome.ru/foto/90/acd-wallpape.jpg 4. http://www.povarenok.ru/images/all/187280.jpg 5. http://vkurse.zp.ua/sites/default/files/m/ebcc01594b80_0.jpg 6. http://www.by.all.biz/img/by/catalog/47198.jpeg 7. http://nifiga-sebe.ru/uploads/posts/2009-03/thumbs/1236869371_28_bulkish.ru.jpg 8. http://mygazeta.com/i/2010/01/potatoes_new.jpg 9. http://www.agroru.com/upload/images/73/734543/1x640.jpg Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

Открытый урок на тему «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»

Тема урока: «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»Предметная область: русский языкКласс: 3 классАвтор УМК: Русский язык 3 класс Г.М.Селиверстова,Ф.Т.МанзановаТип урока: урок усвоени...

Презентация к уроку Русского языка в 1 классе "Обсуждение проблемного вопроса"

Презентация содержит анимированный материал  урока №38 учебника "Русский язык" 2 класс по по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка по теме " Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам".

Конспект урока русского языка по теме " Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам"....

Проверочная работа по русскому языку "Слова, к которым нельзя задать вопрос" для 2 класса

Проверочная работа по русскому языку "Слова, к которым нельзя задать вопрос" для 2 класса...