Открытый урок по русскому языку тема "Суффикс" 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Черных Аксана Николаевна

предмет – русский язык

класс – 3 «В»

тема. что такое суффикс? как найти в слове суффикс?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_tema_suffiks_3_klass.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ – РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛАСС – 3 «В»

ТЕМА. ЧТО ТАКОЕ СУФФИКС? КАК НАЙТИ В СЛОВЕ СУФФИКС?

УЧИТЕЛЬ: ЧЕРНЫХ АКСАНА НИКОЛАЕВНА

Педагогическая
цель

Создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.  

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Основное содержание темы, понятия
и термины

Суффикс как значимая часть слова; сходство и различие суффикса и приставки; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Схема «Состав слова» (конверты с карточками)

3.Наглядность.

4.Проектор, экран, диск  электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной и В.Г Горецкого «Русский язык» 3 класс, «Русский язык для весёлых девочек и мальчиков» А.А.Бондаренко, И.В. Гуркова

Организационная структура   урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся, гостей.

 - Приветствую всех, кто время нашел и к нам на урок сегодня пришёл. Улыбнитесь друг другу,  гостям и садитесь!

 - Мы урок наш начинаем,  что учили повторяем.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуаль-ная. Практический. Письмо

Оформите записи в тетради

(число,  классная работа)

– Запишите правильно и красиво пословицу, объясните ее смысл.

На доске:

 Повторение – мать учения.( 4 сл., 6б., 7зв)

(Чем больше повторяешь, тем лучше запоминаешь)

Выполняют письмо
по образцу, объясняют смысл пословицы, определяют части речи, количество слогов, букв и звуков в слове
учения.

 

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего

задания

Повторение изученного

КОЗ 1.

IV. Постановка учебной задачи

 

V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.
 (учебник,
упр. 164)

1. Знакомство
с признаками суффикса

2. Работа
с определением суффикса

Физкульт

минутка

VI. Закрепление знаний
и способов действий.

 

1.Игра «Новое слово» (на диске)

 

3. Выполнение  КОЗ 2.

3. Составление синквейна

VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

КОЗ 3

Домашнее
задание
 

 

Парная.

Словесный. Чтение

Парная работа

Чтение

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо.

Коллективная, Словесный, проблемный

Чтение, беседа, письмо

Коллективная. Практический

Коллективная

Словесный

Наглядный

 Коллективная, фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа,  

Индивидуаль-

ная. Словесный, практический

Чтение, письмо

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Фронтальная. Словесный. Чтение

Коллективная

Коллективная

Индивидуаль-ная  

Индивидуаль-ная

– Если смысл пословицы вы усвоили, значит, понимаете важность следующего этапа работы – проверки домашнего задания.

Организует  проверку домашнего задания в игровой форме.

Работа с карточками «Состав слова»

1 )- Покажите главную значимую часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

2) - Какая часть слова стоит перед корнем?

3) -Покажите изменяемую часть слова, которая  образует форму слова и служит для связи слов в предложении?

4) - Какую часть слова любят глаголы?

- Сегодня к нам пришли ещё гости это Федя Мишкин и Маша Мошкина ( прикрепляю к доске «портреты» детей и копилку для суффиксов).

Они будут помогать нам учиться.

Характеристика:

3 класс « Состав слова»

Ключевые компетенции:

учебно- познавательная.

Стимул: Федя Мишкин нашёл в стихотворении 8 однокоренных слов, а Маша Мошкина- всего 7. Кто прав?  

Задачная формулировка: Прочитай стихотворение. Выпиши однокоренные слова с предлогами, выдели в них корень.

Источник информации:

Проплясали по снегам

 Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В  нашем переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

Инструмент проверки:

(модельный ответ)

По снегам, снежные,  снеговикам, у заснеженной, снежки, снег, снегурки.

Права Маша Мошкина –  7 слов.

 Снегири – словарное слово, корень снегир.

- Ребята, Федя и Маша любят играть в снежки. А вы любите?

Тогда найдите слово снежки и выделите известные вам части слова.

- Все ли части слова обозначили?

-Возникла проблема? А каждая проблема имеет решение.

-После чего стоит неизвестная часть слова?

- Может быть, кто-нибудь знает, как она называется?

- Да, это суффикс!

- Эта часть слова в русском языке обозначается вот так ^.

- Где же здесь суффикс, выделите его.

- Кто догадался,  о чём пойдет речь на уроке?

- Какова же тема урока?

-Какие цели поставим?

- Прочитайте стихотворение
из упр. 164 учебника. Найдите
и выпишите однокоренные
слова, выполните их разбор
по составу.

  • Проверьте свою работу (Проверка со слайда)

 

-Прочитайте правило на с.89.

(Закрепление с диска понятие -суффикс)

- Прочитайте правило на с. 90

(Закрепление с диска, как найти в слове суффикс)

– Обратите внимание на написание термина «суффикс».

– Рассмотрите группы слов, предложенные в упр. 165 учебника. Попробуйте найти в них суффиксы и ответьте на вопросы:

•  Где находится суффикс?

•  Для чего служит суффикс?

- Работаем по рядам.

3 ученика у доски, каждый записывает свой столбик

  - Я буду называть слово, показывая его. Если в нём есть суффикс, то вы строите крышу домика над головой из ладошек, если нет – хлопаете в ладоши.

Слова на доске: лес, лесок, дом, домик, город, городок, внук, внучек, глаза, глазищи, ухо, ушко.

Образуйте новые слова с помощью суффиксов(-ушк-, -оньк-,-еньк-, -очк-, -ечк-)

Помешает суффиксы в копилку.

 

Поясняет задание, контролирует его выполнение

Ключевые компетенции:

учебно- познавательная.

Стимул:  Федя и Маша работали со схемами. Они затрудняются подобрать к данной группе слов правильную схему.

Задачная формулировка:

 Выдели в словах известные части слова и  обведи номер выбранной схемы.

Источник информации:

Карточки для уч-ся

У всех этих существительных одна схема.(корень, суффикс, окончание)

Старик, старуха, рыбка.

Выбери одну схему для обоих слов.

Гуси-лебеди

1.

2.

3.

Слова подходят к одной схеме. Выбери её. Выбери её.

Инструмент проверки:

 Схема и число 2.

Поясняет задание, контролирует его выполнение Объясняет задание.

При необходимости помогает
детям подобрать  схему.

Федя и Маша не знают,  что такое синквейн. Давайте дадим определение этому слову и составим синквейн к слову Суффикс

Значимый, новый

Стоит, образует, служит.

Значимая часть слова.

Образователь (часть)

  Тест

Стимул:  Федя Мишкин и Маша Мошкина хотят узнать, как вы усвоили новую тему и предлагают вам выполнить тест.

Задачная формулировка:  

Выбери  правильный вариант ответа и заполни табличку.

Источник информации:

 1. Суффикс – значимая часть слова.

У) нет

З) да

2.Суффикс стоит перед корнем.

Н) нет

М) да

3.Суффикс служит для образования новых слов.

А)да

В)нет

4. Суффикс стоит после корня,  перед окончанием.

Б)нет

Т) да

5.Суффик служит для связи слов в предложении.

О)нет

Л) да

6.Каждый суффикс имеет своё значение.

К) да

П) нет

Инструмент проверки:

(модельный ответ)

1

2

3

4

5

6

З

Н

А

Т

О

К

 

– Закончите предложения:

•   Я сегодня узнал…

•   Я научился…

•  Мне понравилось…

- Оцените свою работу на уроке.

Карточки – суффиксы.

Покажите карточкой (желтого, зелёного, красного цвета) как вы усвоили новую тему.

Зелёный – всё понял.

Жёлтый – ещё не всё понятно.

Красный – ничего не понял.

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения.

1.КОЗ (разгадать кроссворд)

Стимул:

Помоги Фёдору и Маше разгадать кроссворд.

Задачная формулировка:

1 .Разгадай кроссворд.

2.Определи,  какая часть пропущена у всех слов?

Отметь галочкой нужный значок.

Источник информации:

Карточка с кроссвордом и вопросами.

Инструмент проверки:

(Модельный ответ)

2. Правило с.89,90.

- Окончен урок и выполнен план.

Спасибо ребята, огромное вам!

Проверяют  знание   частей  слова, показывая нужную карточку( корень, приставка, окончание)

 

Дети показывают корень.

Дети показывают приставку.

Дети показывают окончание.

Дети показывают приставку.

Выполняют задание письменно в парах.
По окончании работы представляют ее классу.

Дети работают в паре. Читают текст, находят и выписывают однокоренные слова, выделяют в них корень.  Проверяют работу по модельному ответу с объяснением.

 

Ученики выделяют в слове снежки (корень и окончание).

- После корня.

- Суффикс.

Дети выделяют суффикс.

- О новой части слова.

- Суффикс.

- Узнать, какая часть слова называется суффиксом.

- Познакомиться с признаками суффикса

- Научиться находить

 суффиксы в словах и выделять их значком похожим на крышу домика.

 

Читают стихотворение, выписывают
однокоренные слова
(«ёж», «ежиха», «ёжик»), разбирают их по составу; определяют, что найденные слова отличаются суффик-сами.  

Читают определение суффикса, объясняют, почему он является значимой частью слова. Анализируют примеры, данные в определении. Сравнивают определения суффикса
и приставки. Отме-
чают «ошибкоопасные» места в слове «суффикс». Знакомятся с порядком действий при нахождении суффикса.

Анализируют предложенные в упражнении слова, выполняют разбор по составу. Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

 Называют новые слова.

 

 

 

Самостоятельно
выполняют задание, подбирают соответствующие
схемы

Предлагают свои слова и предложение со с.89(правило)
делают записи

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

 

 

П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач.

Р – осуществляют само-проверку,  
оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение и обоб-щение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К – учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.

Пр. – знают порядок разбора слова по составу.

П – осуществляют анализ, синтез, сравнение и обоб-щение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

К – участвуют в диалоге, общей беседе.

Пр. – знают определение суффикса, приставки, умеют находить между ними общее и различное.

П – осуществляют синтез как составление из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения
комплекса существенных признаков и их синтеза.

Р – учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения.

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

 

Пр. – знают, что такое суффикс, умеют его находить и образовывать новые слова с заданными суффиксами

Р – овладевают способами решения учебной задачи.

К – участвуют в диалоге, общей беседе

 

Р – выполняют действия по намеченному плану.

К – ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

Пр. – подбирают слова
с заданной морфемой,
соотносят слова с предъявляемым к ним моделям.

Р – овладевают способами решения учебной задачи

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

 

Беседа
по вопросам, устные монологические высказывания, правильный разбор слов
по составу

Ответы
на вопросы.

Устные монологические ответы

на вопросы.

 

 

Ответы
на вопросы беседы; правильный разбор слов по составу

Самостоятельное
выполне ние упражнения

Правильное выполнение движений

Беседа
по

вопросам. Само-регуляция

Правильная запись
задания


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....