Могуч и прекрасен русский язык
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Глуховская школа-интернат №2
Внеклассное мероприятия для учащихся 3 класса
Конкурс викторина на тему:
«Могуч и прекрасен русский язык»
Подготовлено и проведено
Воспитателем: Баруздиной В.И.
Ногинск 2018г
Конкурс-викторина на тему: « Могуч и прекрасен русский язык».
Цели и задачи:
- показать богатство русского языка, обогащать словарный запас учащихся;
- развивать речь учеников, мышление, смекалку;
- прививать интерес и любовь к русскому языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
- повышение общей языковой культуры.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня – его величество русский язык.
Сколько хороших слов сказано о русском языке!
Язык, на котором мы говорим. Красив и богат . На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку , живущему в России. Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.
О русском языке написано много прекрасных рассказов, стихов, вот и мы с вами сейчас выразим своё отношение к родному языку стихами русских поэтов:
(Учащиеся читают стихи о русском языке):
Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
C докером французским,
С другом на кубинском берегу.
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Воспитатель: Поблагодарим наших ребят и начнём наш конкурс. В конкурсе-викторине участвуют команды: «Приставки» и «Существительные», попросим их процитировать свои девизы.
Команда «Приставки» | Команда «Существительные» |
Девиз: | Девиз: |
Подсчитывать баллы будет жюри (учащиеся старших классов). Начинаем наш конкурс с разминки.
1. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
«Приставки» | «Существительные» |
1.Сколько букв в русском алфавите? (33) | 1. Сколько гласных букв? (10) |
2. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимениями) | 2. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол) |
3. Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6) | 3. Первый звук в слове ЯБЛОКО? (й) |
4. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы ЧТО? или КТО? (подлежащее) | 4. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание) |
5. Сколько слогов в слове ОКЕАН? (3) | 5. Первый звук в слове МЕЛ? (м ) |
6.Какие буквы в русском алфавите не «дают» звуков? ( Ъ и Ь) | 6. Слова какой части речи обозначают количество, счет предметов? (числительные) |
7. Первый звук в слове ШИШКА? (ш ) | 7. Сколько слогов в слове СИЛЬНАЯ? ( 3) |
8. Как в предложении подчёркивается подлежащее? (одной чертой) | 8. Как в предложении подчёркивается сказуемое? (двумя черточками) |
9. Подлежащее и сказуемое – это... (какие члены предложений?) (главные члены предложения). | 9. Как называются части слова, с помощью которых образуются новые слова? ( приставка и суффикс) |
10. Какие слова спрятались в слове ГРАДУСНИК | 10.Какие слова спрятались в слове ГРАДУСНИК |
Конкурс 2 "Алфавит-аукцион"
Каждый член команды должен в течение 5 секунд найти ответ, который
начинается с указанной буквы. Если игрок не отвечает, вопрос задается
другому ученику. Вопросы можно задавать разные, используя одни и те же
буквы по несколько раз.
1. А - река?
2. Б - дерево?
3. В - дикое животное?
4. Г - гриб?
5. Д - имя девочки?
6. Е - ягода?
7. Ж - насекомое?
8. 3 - певица?
9. И - государство?
10. К - спортивный снаряд?
11. Л - птица?
12. М - орудие труда?
13. Н - рыба?
14. О - огородное растение?
1. Р - школьная принадлежность?
2. С - родственница?
3. Т - писатель?
4. У - профессия?
5. Ф - первый книгопечатник на Руси?
6. Х - артист?
7. Ц - строительный материал?
8. Ч - единица измерения времени?
9. Ш - учебное учреждение?
10. Щ - сказочная рыба-волшебница?
11. Э - его можно услышать в горах?
12. Ю - игрушка?
13. Я - фрукт?
14. П - поэт
Конкурс 3 Замени одним словом
Ученики должны выразить смысл фразы, одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.
Примеры фраз:
1 Мчаться на всех парах (стремительно);
2 Орать во все горло (громко);
3 Спать мертвым сном (крепко);
4 Работать, не покладая рук (усердно);
5 В час по чайной ложке (медленно);
6 Сделать на скорую руку (наспех);
7 Вылететь из головы (забыть).
Конкурс 4. «Лишнее слово»
Воспитатель: Будьте внимательнее, ребята! Лишнее слово есть в каждой строке. Найдите его и объясните, почему оно является «лишним».
Тетрадь, книга, дневник, самолёт.
Земля, серая, жёлтая, зелёная.
Увидеть, покрасить, краска, добежать.
Белый, белизна, белеет, белка.
Игра с болельщиками «Доскажи словечко»
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем)
2. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки)
3. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки ... (коса)
4. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка)
Конкурс 5 «Пословицы и поговорки»
Воспитатель: что такое пословицы? Для чего они нужны?
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
Воспитатель: ребята, вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их:
(задания команды получают по очереди, но, если одна команда не отвечает, то может ответить другая команда)
- Век живи – ... (век учись).
- Ты ему слово, а ... (он тебе два).
- Когда больше двух, ... (говорят вслух).
- Язык мой – ... (враг мой).
- Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).
- Слово – серебро, а молчание – ... (золото).
- Делу время – ... (потехе час).
- Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).
- Чего себе не хочешь, ... (того и другим не твори).
- Одно дело делаешь – ... (другого не порть).
Конкурс 7 «Рассыпанные слоги»
Как-то летом в воскресенье
У крота на день рожденья
Гости сильно разыгрались
И на слоги все распались.
Плохо видит старый крот
И гостей не соберет.
Слоги нужные найдите —
Вновь животных соберите.
(Каждой команде вручаются одинаковые карточки, на которых написаны только слоги разрозненные слоги — «кусочки животных». Ребятам, можно подсказать, что всего у крота в гостях было 10 африканских гостей.
Задание обеим командам: прочитать стихи и составить слова из разрозненных слогов. Один слог нельзя использовать дважды.
Образец карточки — разрозненные слоги:
АН — ТИ — ЛО — ПА — ДИ — КО — ДИЛ,
КО — КРО — ШИМ — ЗЕ — ПАН — КО — РИЛ,
НА — МОТ — ГЕ — БЕ — РАФ — Е — ГИ,
МУР — ГО — ЛА — ЛЕ — БРА — БРАЗ — ЖИ.
(Правильные ответы: антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена).
Выигрывает та команда, которая первой отгадает всех животных — правильно соберет слоги в слова.
Воспитатель: ребята, пока жюри подсчитывает баллы, давайте проведём конкурс для болельщиков, поддержим свои команды:
Конкурс называется: «Вопрос – ответ»
- У кого глаза велики? (У страха.)
- Чем горю не поможешь? (Слезами.)
- Кого по осени считают? (Цыплят.)
- Что красит человека? (Скромность.)
- Чем не кормят соловья? (Баснями.)
- В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)
- Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)
- Что надо беречь смолоду? (Честь.)
Заключение
Воспитатель: последнее слово командам, они покажут нам своё домашнее задание - инсценировку по стихотворению Самуила Яковлевича Маршака
«Знаки препинания»
Слово жюри. Награждение.
Воспитатель: стихотворением поэтессы Анны Ахматовой мы закончим наш сегодняшний вечер конкурсов и викторин:
Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова)
Использованная литература:
- Школьникова Н.В. “Сценарии праздников и игровых занятий” – М.; Первое сентября, 2002.
- Интернет ресурс: www.festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН по русскому языку для 4 классов. "Великий и могучий русский язык".
Мероприятие рассчитано на участие двух команд. Интересно его проводить между 4 классами. Повторяется много правил русского языка. Требуется заранее подготовить нескольких детей не участвующих в игре, ...
КВН по русскому языку для 3 класса "Великий и могучий русский язык"
Занимательные, разнообразные и развивающие задания КВНа способствуют воспитанию любви к русскому языку, развитию внимательности, сообразительности, умению работать в команде, выслушивать мнение ...
Викторина по русскому языку во 2 классе "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык"
Предлагаемая разработка увлекательного внеклассного мероприятия в ходе предметной Недели поможет преодолеть трудности школьной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам, наполнит школьную жизнь...
внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"
Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся 2 класса, проводится в фо...
Внеклассное мероприятие во 2 классе. Игра по русскому языку " О великий , могучий и правдивый русский язык"!
Внеклассное мероприятие по русскому языку в параллели 2 классов....
Урок - викторина по русскому языку "Могучий, великий русский язык"
Данный урок проводился в рамках предметной недели в начальной школе. Предметная неделя была посвящена русскому языку и литературному чтению....
Внеклассное меропритяие , посвященное Дню русского языка в 3-4 классах. "Русский язык могучия язык"
Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.Задачи: Метапредметные задачи: - регулятивные: способствовать развитию у детей умения осущес...