Внеклассное меропритяие , посвященное Дню русского языка в 3-4 классах. "Русский язык могучия язык"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.
Задачи:
Метапредметные задачи:
- регулятивные: способствовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу;
- познавательные: обеспечивать развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать;
- коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, формулировать выводы, организовывать инициативное сотрудничество.
Предметные:
- способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости;
- содействовать воспитанию нравственности учащихся на уроках русского языка.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Ожидаемый результат деятельности учащихся:
- Повышенный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам в совместной творческой работе.
- Положительное воздействие на воспитание гуманного отношения к окружающим, выходящее за рамки ФГОС.
- Приобретение коммуникативных навыков в коллективной работе.
- Формирование общеучебных навыков.
- Развитие речи и обогащение словарного запаса у учащихся начальных классов.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, ноутбук, проектор, протокол турнира (для жюри), орфографические словари, черновики для участников.
Ход мероприятия
Учитель 1. Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего турнира! Сегодня турнир посвящен великому и могучему русскому языку. Оружие соперников не меч и стрелы, не кулаки и пистолеты, а светлый ум, быстрая реакция, хорошая память и командный дух.
Учащиеся 4 класса читают стихотворение:
1. Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
2. Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слов
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
3. Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Учащиеся 3 класса читают стихотворение «Много языков на свете разных»
- Много языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя. - Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один. - Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим.
Наш язык Тургенев называл.
- Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива. - Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно.
И не сможет, верю, умереть!
Учитель 1: Сегодня у нас в гостях – его величество русский язык. И мы проводим турнир знатоков русского языка.
Девиз урока: Грамоте учиться - всегда пригодится.
- А что такое турнир? (ответы детей)
Турнир - спортивное соревнование. В нашем турнире примут участие четыре команды:
1. Команда «Грамотейки»
2. Команда «Знатоки»
3. Команда «Умники»
4. Команда «Буквари»
Правила игры:
1. Участвуют 4 команды по 8 игроков.
2. Участникам каждой команды дается время на обсуждение ответов. Игроки могут попытаться дать аргументированный ответ досрочно.
3. В случае неправильного или неполного ответа передается право ответить на вопрос другим командам.
4. Жюри присуждают баллы: за правильный ответ - 5 баллов, за неполный ответ – 3 балла, за не правильный ответ - 0 баллов.
5. В случае если в течение заданного времени ни одна из команд не дает правильного ответа, то стоимость следующего вопроса возрастает на 1 балл.
6. Сигнальную карточку поднимает только капитан, который назначает того, кто будет отвечать.
7. За ходом игры следит жюри – «суд арбитров». Жюри принимает решение о начислении балла команде в случае неполного ответа, следит за подсказками со стороны зрителей, оглашает счет.
Учитель 2: А сейчас несколько советов всем участникам:
- Разум силу победит.
- Одна голова хорошо, а две – еще лучше.
- Каждой секундой в труде дорожи.
- Не спеши языком, торопись делом.
1. Конкурс «Разминка»
А) Я говорю вам существительное во множественном числе, а вы мне в единственном числе. Отвечайте в команде хором.
Б) Теперь вспомним существительные мужского и женского рода. Отвечайте в команде хором.
А. Ноги - нога Руки - рука Мука - сущ. мука не имеет множественного числа Ведра - ведро Бедра - бедро Метро - сущ. метро не имеет множественного числа Дни - день Леса - лес Лень - сущ. лень не имеет множественного числа Кофе - сущ. кофе не имеет множественного числа Шоссе - сущ. шоссе не имеет множественного числа | Б. Бобер - бобриха Медведь - медведица Осел - ослица Оса - оса Стрекоза - стрекоза Волк - волчица Курица - петух Баран - овца Муха - муха Обезьяна - обезьяна Слон – слониха Корова - бык
|
Учитель 1: - Разминулись, а теперь приступим к серьезным испытаниям, где работа в команде будет залогом вашего успеха. Как говорят в народе: «У коллектива – большая сила».
2. Конкурс «Добавь букву»
- Нужно вставить гласную букву в словарные слова.
3. Конкурс. “Путешествие в страну Фразеологию”
Учитель 2: Переходим к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Еще великий М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания, предлагая включать их в словари.
1) Для капитанов:
- Прочитайте сказку, впишите нужные по смыслу фразеологизмы. Инсценируйте сказку.
Курочка ряба
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. И вот однажды … снесла им курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед … бил-бил, не разбил. Баба … била-била, не разбила. А мышка неслась …. хвостом махнула, яичко упало. и …. . Бабка плачет …, у деда …, а мышке ….. Плачут старики, убиваются. А курочка кудахчет: “Не плачь баба, не плачь дед. Снесу я вам яичко … не золотое, а простое”.
Слова для справок: в два счета, сломя голову, в три ручья, вдребезги разбилось, ни с того ни с сего, глаза на мокром месте, изо всех сил, что есть мочи, хоть трава не расти, и в ус не дует.
2) Для команды:
- Прочитай. Подчеркни в тексте фразеологизмы, заменяя их словами или словосочетаниями из слов для справок.
У меня есть друг Петька. Мы с ним просто не разлей вода! От Петиного дома до моего дома рукой подать. Когда мы с ним строили будку для Шарика, я понял, что у Пети золотые руки. Он отличник, у него светлая голова. Мой друг никогда не закрывает глаза на чужую беду. Он первым приходит на помощь. Как хорошо, что у меня есть такой друг!
Слова для справок: очень умный, очень близко, лучшие друзья, всё умеет, не остаётся равнодушным.
4. Конкурс «Отгадай слово»
Учитель 1: -Из предложенных морфем соберите слов. Будьте внимательны! Правильно выделяйте морфемы!
1. Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. (Рассказчик)
2. Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА. (Завязка)
3. Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ. (Подснежник)
4. Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА,
Приставка в слове ПОПРЫГАТЬ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание, как у слова ЗАЯЦ. (Подорожник)
6. Конкурс «Антонимы»
Учитель 1: Вспомните и назовите слова противоположные по смыслу.
- Добрый – злой
- Грустный – веселый
- Узкий – широкий
- Быстрый – медленный
- Чистый – грязный
- Здоровый – больной
- Сытый – голодный
- Острый – тупой
Учитель 2: Подошло время подвести итоги нашего познавательного турнира, пока жюри совещается, вспомним слова русских писателей о родном языке.
Великий писатель Максим Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».
Учитель 1: Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль! Слово предоставляется уважаемому жюри.
Вручение грамот, сертификатов.
Спасибо всем за игру!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_russkogo_yazyka.docx | 281.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.
Задачи:
Метапредметные задачи:
- регулятивные: способствовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу;
- познавательные: обеспечивать развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать;
- коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, формулировать выводы, организовывать инициативное сотрудничество.
Предметные:
- способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости;
- содействовать воспитанию нравственности учащихся на уроках русского языка.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Ожидаемый результат деятельности учащихся:
- Повышенный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам в совместной творческой работе.
- Положительное воздействие на воспитание гуманного отношения к окружающим, выходящее за рамки ФГОС.
- Приобретение коммуникативных навыков в коллективной работе.
- Формирование общеучебных навыков.
- Развитие речи и обогащение словарного запаса у учащихся начальных классов.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, ноутбук, проектор, протокол турнира (для жюри), орфографические словари, черновики для участников.
Ход мероприятия
Учитель 1. Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего турнира! Сегодня турнир посвящен великому и могучему русскому языку. Оружие соперников не меч и стрелы, не кулаки и пистолеты, а светлый ум, быстрая реакция, хорошая память и командный дух.
Учащиеся 4 класса читают стихотворение:
- Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь. - Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слов
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства. - Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Учащиеся 3 класса читают стихотворение «Много языков на свете разных»
- Много языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя. - Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один. - Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим.
Наш язык Тургенев называл.
- Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива. - Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно.
И не сможет, верю, умереть!
Учитель 1: Сегодня у нас в гостях – его величество русский язык. И мы проводим турнир знатоков русского языка.
Девиз урока: Грамоте учиться - всегда пригодится.
- А что такое турнир? (ответы детей)
Турнир - спортивное соревнование. В нашем турнире примут участие четыре команды:
- Команда «Грамотейки»
- Команда «Знатоки»
- Команда «Умники»
- Команда «Буквари»
Правила игры:
1. Участвуют 4 команды по 8 игроков.
2. Участникам каждой команды дается время на обсуждение ответов. Игроки могут попытаться дать аргументированный ответ досрочно.
3. В случае неправильного или неполного ответа передается право ответить на вопрос другим командам.
4. Жюри присуждают баллы: за правильный ответ - 5 баллов, за неполный ответ – 3 балла, за не правильный ответ - 0 баллов.
5. В случае если в течение заданного времени ни одна из команд не дает правильного ответа, то стоимость следующего вопроса возрастает на 1 балл.
6. Сигнальную карточку поднимает только капитан, который назначает того, кто будет отвечать.
7. За ходом игры следит жюри – «суд арбитров». Жюри принимает решение о начислении балла команде в случае неполного ответа, следит за подсказками со стороны зрителей, оглашает счет.
Учитель 2: А сейчас несколько советов всем участникам:
- Разум силу победит.
- Одна голова хорошо, а две – еще лучше.
- Каждой секундой в труде дорожи.
- Не спеши языком, торопись делом.
1. Конкурс «Разминка»
А) Я говорю вам существительное во множественном числе, а вы мне в единственном числе. Отвечайте в команде хором.
Б) Теперь вспомним существительные мужского и женского рода. Отвечайте в команде хором.
А. Ноги - нога Руки - рука Мука - сущ. мука не имеет множественного числа Ведра - ведро Бедра - бедро Метро - сущ. метро не имеет множественного числа Дни - день Леса - лес Лень - сущ. лень не имеет множественного числа Кофе - сущ. кофе не имеет множественного числа Шоссе - сущ. шоссе не имеет множественного числа | Б. Бобер - бобриха Медведь - медведица Осел - ослица Оса - оса Стрекоза - стрекоза Волк - волчица Курица - петух Баран - овца Муха - муха Обезьяна - обезьяна Слон – слониха Корова - бык |
Учитель 1: - Разминулись, а теперь приступим к серьезным испытаниям, где работа в команде будет залогом вашего успеха. Как говорят в народе: «У коллектива – большая сила».
2. Конкурс «Добавь букву»
- Нужно вставить гласную букву в словарные слова.
3. Конкурс. “Путешествие в страну Фразеологию”
Учитель 2: Переходим к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Еще великий М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания, предлагая включать их в словари.
- Для капитанов:
- Прочитайте сказку, впишите нужные по смыслу фразеологизмы. Инсценируйте сказку.
Курочка ряба
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. И вот однажды … снесла им курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед … бил-бил, не разбил. Баба … била-била, не разбила. А мышка неслась …. хвостом махнула, яичко упало. и …. . Бабка плачет …, у деда …, а мышке ….. Плачут старики, убиваются. А курочка кудахчет: “Не плачь баба, не плачь дед. Снесу я вам яичко … не золотое, а простое”.
Слова для справок: в два счета, сломя голову, в три ручья, вдребезги разбилось, ни с того ни с сего, глаза на мокром месте, изо всех сил, что есть мочи, хоть трава не расти, и в ус не дует.
2) Для команды:
- Прочитай. Подчеркни в тексте фразеологизмы, заменяя их словами или словосочетаниями из слов для справок.
У меня есть друг Петька. Мы с ним просто не разлей вода! От Петиного дома до моего дома рукой подать. Когда мы с ним строили будку для Шарика, я понял, что у Пети золотые руки. Он отличник, у него светлая голова. Мой друг никогда не закрывает глаза на чужую беду. Он первым приходит на помощь. Как хорошо, что у меня есть такой друг!
Слова для справок: очень умный, очень близко, лучшие друзья, всё умеет, не остаётся равнодушным.
4. Конкурс «Отгадай слово»
Учитель 1: -Из предложенных морфем соберите слов. Будьте внимательны! Правильно выделяйте морфемы!
1. Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. (Рассказчик)
2. Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА. (Завязка)
3. Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ. (Подснежник)
4. Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА,
Приставка в слове ПОПРЫГАТЬ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание, как у слова ЗАЯЦ. (Подорожник)
6. Конкурс «Антонимы»
Учитель 1: Вспомните и назовите слова противоположные по смыслу.
- Добрый – злой
- Грустный – веселый
- Узкий – широкий
- Быстрый – медленный
- Чистый – грязный
- Здоровый – больной
- Сытый – голодный
- Острый – тупой
Учитель 2: Подошло время подвести итоги нашего познавательного турнира, пока жюри совещается, вспомним слова русских писателей о родном языке.
Великий писатель Максим Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».
Учитель 1: Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль! Слово предоставляется уважаемому жюри.
Вручение грамот, сертификатов.
Спасибо всем за игру!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН по русскому языку для 4 классов. "Великий и могучий русский язык".
Мероприятие рассчитано на участие двух команд. Интересно его проводить между 4 классами. Повторяется много правил русского языка. Требуется заранее подготовить нескольких детей не участвующих в игре, ...
КВН по русскому языку для 3 класса "Великий и могучий русский язык"
Занимательные, разнообразные и развивающие задания КВНа способствуют воспитанию любви к русскому языку, развитию внимательности, сообразительности, умению работать в команде, выслушивать мнение ...
Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"
занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....
"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка
Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"
Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в форме КВН «О великий, могучий русский язык!»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры КВН призвано показать детям-мигрантам не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изуча...
Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль русского языка.
Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль ...