Внеклассное меропритяие , посвященное Дню русского языка в 3-4 классах. "Русский язык могучия язык"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.
Задачи:
Метапредметные задачи:
- регулятивные: способствовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу;
- познавательные: обеспечивать развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать;
- коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, формулировать выводы, организовывать инициативное сотрудничество.
Предметные:
- способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости;
- содействовать воспитанию нравственности учащихся на уроках русского языка.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Ожидаемый результат деятельности учащихся:
- Повышенный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам в совместной творческой работе.
- Положительное воздействие на воспитание гуманного отношения к окружающим, выходящее за рамки ФГОС.
- Приобретение коммуникативных навыков в коллективной работе.
- Формирование общеучебных навыков.
- Развитие речи и обогащение словарного запаса у учащихся начальных классов.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, ноутбук, проектор, протокол турнира (для жюри), орфографические словари, черновики для участников.
Ход мероприятия
Учитель 1. Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего турнира! Сегодня турнир посвящен великому и могучему русскому языку. Оружие соперников не меч и стрелы, не кулаки и пистолеты, а светлый ум, быстрая реакция, хорошая память и командный дух.
Учащиеся 4 класса читают стихотворение:
1. Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
2. Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слов
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
3. Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Учащиеся 3 класса читают стихотворение «Много языков на свете разных»
- Много языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя. - Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один. - Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим.
Наш язык Тургенев называл.
- Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива. - Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно.
И не сможет, верю, умереть!
Учитель 1: Сегодня у нас в гостях – его величество русский язык. И мы проводим турнир знатоков русского языка.
Девиз урока: Грамоте учиться - всегда пригодится.
- А что такое турнир? (ответы детей)
Турнир - спортивное соревнование. В нашем турнире примут участие четыре команды:
1. Команда «Грамотейки»
2. Команда «Знатоки»
3. Команда «Умники»
4. Команда «Буквари»
Правила игры:
1. Участвуют 4 команды по 8 игроков.
2. Участникам каждой команды дается время на обсуждение ответов. Игроки могут попытаться дать аргументированный ответ досрочно.
3. В случае неправильного или неполного ответа передается право ответить на вопрос другим командам.
4. Жюри присуждают баллы: за правильный ответ - 5 баллов, за неполный ответ – 3 балла, за не правильный ответ - 0 баллов.
5. В случае если в течение заданного времени ни одна из команд не дает правильного ответа, то стоимость следующего вопроса возрастает на 1 балл.
6. Сигнальную карточку поднимает только капитан, который назначает того, кто будет отвечать.
7. За ходом игры следит жюри – «суд арбитров». Жюри принимает решение о начислении балла команде в случае неполного ответа, следит за подсказками со стороны зрителей, оглашает счет.
Учитель 2: А сейчас несколько советов всем участникам:
- Разум силу победит.
- Одна голова хорошо, а две – еще лучше.
- Каждой секундой в труде дорожи.
- Не спеши языком, торопись делом.
1. Конкурс «Разминка»
А) Я говорю вам существительное во множественном числе, а вы мне в единственном числе. Отвечайте в команде хором.
Б) Теперь вспомним существительные мужского и женского рода. Отвечайте в команде хором.
А. Ноги - нога Руки - рука Мука - сущ. мука не имеет множественного числа Ведра - ведро Бедра - бедро Метро - сущ. метро не имеет множественного числа Дни - день Леса - лес Лень - сущ. лень не имеет множественного числа Кофе - сущ. кофе не имеет множественного числа Шоссе - сущ. шоссе не имеет множественного числа | Б. Бобер - бобриха Медведь - медведица Осел - ослица Оса - оса Стрекоза - стрекоза Волк - волчица Курица - петух Баран - овца Муха - муха Обезьяна - обезьяна Слон – слониха Корова - бык
|
Учитель 1: - Разминулись, а теперь приступим к серьезным испытаниям, где работа в команде будет залогом вашего успеха. Как говорят в народе: «У коллектива – большая сила».
2. Конкурс «Добавь букву»
- Нужно вставить гласную букву в словарные слова.
3. Конкурс. “Путешествие в страну Фразеологию”
Учитель 2: Переходим к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Еще великий М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания, предлагая включать их в словари.
1) Для капитанов:
- Прочитайте сказку, впишите нужные по смыслу фразеологизмы. Инсценируйте сказку.
Курочка ряба
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. И вот однажды … снесла им курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед … бил-бил, не разбил. Баба … била-била, не разбила. А мышка неслась …. хвостом махнула, яичко упало. и …. . Бабка плачет …, у деда …, а мышке ….. Плачут старики, убиваются. А курочка кудахчет: “Не плачь баба, не плачь дед. Снесу я вам яичко … не золотое, а простое”.
Слова для справок: в два счета, сломя голову, в три ручья, вдребезги разбилось, ни с того ни с сего, глаза на мокром месте, изо всех сил, что есть мочи, хоть трава не расти, и в ус не дует.
2) Для команды:
- Прочитай. Подчеркни в тексте фразеологизмы, заменяя их словами или словосочетаниями из слов для справок.
У меня есть друг Петька. Мы с ним просто не разлей вода! От Петиного дома до моего дома рукой подать. Когда мы с ним строили будку для Шарика, я понял, что у Пети золотые руки. Он отличник, у него светлая голова. Мой друг никогда не закрывает глаза на чужую беду. Он первым приходит на помощь. Как хорошо, что у меня есть такой друг!
Слова для справок: очень умный, очень близко, лучшие друзья, всё умеет, не остаётся равнодушным.
4. Конкурс «Отгадай слово»
Учитель 1: -Из предложенных морфем соберите слов. Будьте внимательны! Правильно выделяйте морфемы!
1. Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. (Рассказчик)
2. Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА. (Завязка)
3. Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ. (Подснежник)
4. Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА,
Приставка в слове ПОПРЫГАТЬ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание, как у слова ЗАЯЦ. (Подорожник)
6. Конкурс «Антонимы»
Учитель 1: Вспомните и назовите слова противоположные по смыслу.
- Добрый – злой
- Грустный – веселый
- Узкий – широкий
- Быстрый – медленный
- Чистый – грязный
- Здоровый – больной
- Сытый – голодный
- Острый – тупой
Учитель 2: Подошло время подвести итоги нашего познавательного турнира, пока жюри совещается, вспомним слова русских писателей о родном языке.
Великий писатель Максим Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».
Учитель 1: Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль! Слово предоставляется уважаемому жюри.
Вручение грамот, сертификатов.
Спасибо всем за игру!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 281.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.
Задачи:
Метапредметные задачи:
- регулятивные: способствовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу;
- познавательные: обеспечивать развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать;
- коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, формулировать выводы, организовывать инициативное сотрудничество.
Предметные:
- способствовать развитию речи, мышления, орфографической зоркости;
- содействовать воспитанию нравственности учащихся на уроках русского языка.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Ожидаемый результат деятельности учащихся:
- Повышенный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам в совместной творческой работе.
- Положительное воздействие на воспитание гуманного отношения к окружающим, выходящее за рамки ФГОС.
- Приобретение коммуникативных навыков в коллективной работе.
- Формирование общеучебных навыков.
- Развитие речи и обогащение словарного запаса у учащихся начальных классов.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, ноутбук, проектор, протокол турнира (для жюри), орфографические словари, черновики для участников.
Ход мероприятия
Учитель 1. Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего турнира! Сегодня турнир посвящен великому и могучему русскому языку. Оружие соперников не меч и стрелы, не кулаки и пистолеты, а светлый ум, быстрая реакция, хорошая память и командный дух.
Учащиеся 4 класса читают стихотворение:
- Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь. - Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слов
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства. - Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Учащиеся 3 класса читают стихотворение «Много языков на свете разных»
- Много языков на свете разных -
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя. - Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один. - Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим.
Наш язык Тургенев называл.
- Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива. - Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно.
И не сможет, верю, умереть!
Учитель 1: Сегодня у нас в гостях – его величество русский язык. И мы проводим турнир знатоков русского языка.
Девиз урока: Грамоте учиться - всегда пригодится.
- А что такое турнир? (ответы детей)
Турнир - спортивное соревнование. В нашем турнире примут участие четыре команды:
- Команда «Грамотейки»
- Команда «Знатоки»
- Команда «Умники»
- Команда «Буквари»
Правила игры:
1. Участвуют 4 команды по 8 игроков.
2. Участникам каждой команды дается время на обсуждение ответов. Игроки могут попытаться дать аргументированный ответ досрочно.
3. В случае неправильного или неполного ответа передается право ответить на вопрос другим командам.
4. Жюри присуждают баллы: за правильный ответ - 5 баллов, за неполный ответ – 3 балла, за не правильный ответ - 0 баллов.
5. В случае если в течение заданного времени ни одна из команд не дает правильного ответа, то стоимость следующего вопроса возрастает на 1 балл.
6. Сигнальную карточку поднимает только капитан, который назначает того, кто будет отвечать.
7. За ходом игры следит жюри – «суд арбитров». Жюри принимает решение о начислении балла команде в случае неполного ответа, следит за подсказками со стороны зрителей, оглашает счет.
Учитель 2: А сейчас несколько советов всем участникам:
- Разум силу победит.
- Одна голова хорошо, а две – еще лучше.
- Каждой секундой в труде дорожи.
- Не спеши языком, торопись делом.
1. Конкурс «Разминка»
А) Я говорю вам существительное во множественном числе, а вы мне в единственном числе. Отвечайте в команде хором.
Б) Теперь вспомним существительные мужского и женского рода. Отвечайте в команде хором.
А. Ноги - нога Руки - рука Мука - сущ. мука не имеет множественного числа Ведра - ведро Бедра - бедро Метро - сущ. метро не имеет множественного числа Дни - день Леса - лес Лень - сущ. лень не имеет множественного числа Кофе - сущ. кофе не имеет множественного числа Шоссе - сущ. шоссе не имеет множественного числа | Б. Бобер - бобриха Медведь - медведица Осел - ослица Оса - оса Стрекоза - стрекоза Волк - волчица Курица - петух Баран - овца Муха - муха Обезьяна - обезьяна Слон – слониха Корова - бык |
Учитель 1: - Разминулись, а теперь приступим к серьезным испытаниям, где работа в команде будет залогом вашего успеха. Как говорят в народе: «У коллектива – большая сила».
2. Конкурс «Добавь букву»
- Нужно вставить гласную букву в словарные слова.
3. Конкурс. “Путешествие в страну Фразеологию”
Учитель 2: Переходим к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Еще великий М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания, предлагая включать их в словари.
- Для капитанов:
- Прочитайте сказку, впишите нужные по смыслу фразеологизмы. Инсценируйте сказку.
Курочка ряба
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. И вот однажды … снесла им курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед … бил-бил, не разбил. Баба … била-била, не разбила. А мышка неслась …. хвостом махнула, яичко упало. и …. . Бабка плачет …, у деда …, а мышке ….. Плачут старики, убиваются. А курочка кудахчет: “Не плачь баба, не плачь дед. Снесу я вам яичко … не золотое, а простое”.
Слова для справок: в два счета, сломя голову, в три ручья, вдребезги разбилось, ни с того ни с сего, глаза на мокром месте, изо всех сил, что есть мочи, хоть трава не расти, и в ус не дует.
2) Для команды:
- Прочитай. Подчеркни в тексте фразеологизмы, заменяя их словами или словосочетаниями из слов для справок.
У меня есть друг Петька. Мы с ним просто не разлей вода! От Петиного дома до моего дома рукой подать. Когда мы с ним строили будку для Шарика, я понял, что у Пети золотые руки. Он отличник, у него светлая голова. Мой друг никогда не закрывает глаза на чужую беду. Он первым приходит на помощь. Как хорошо, что у меня есть такой друг!
Слова для справок: очень умный, очень близко, лучшие друзья, всё умеет, не остаётся равнодушным.
4. Конкурс «Отгадай слово»
Учитель 1: -Из предложенных морфем соберите слов. Будьте внимательны! Правильно выделяйте морфемы!
1. Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ. (Рассказчик)
2. Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА. (Завязка)
3. Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ. (Подснежник)
4. Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА,
Приставка в слове ПОПРЫГАТЬ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание, как у слова ЗАЯЦ. (Подорожник)
6. Конкурс «Антонимы»
Учитель 1: Вспомните и назовите слова противоположные по смыслу.
- Добрый – злой
- Грустный – веселый
- Узкий – широкий
- Быстрый – медленный
- Чистый – грязный
- Здоровый – больной
- Сытый – голодный
- Острый – тупой
Учитель 2: Подошло время подвести итоги нашего познавательного турнира, пока жюри совещается, вспомним слова русских писателей о родном языке.
Великий писатель Максим Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».
Учитель 1: Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль! Слово предоставляется уважаемому жюри.
Вручение грамот, сертификатов.
Спасибо всем за игру!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН по русскому языку для 4 классов. "Великий и могучий русский язык".
Мероприятие рассчитано на участие двух команд. Интересно его проводить между 4 классами. Повторяется много правил русского языка. Требуется заранее подготовить нескольких детей не участвующих в игре, ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/15/picture-92340.jpg)
КВН по русскому языку для 3 класса "Великий и могучий русский язык"
Занимательные, разнообразные и развивающие задания КВНа способствуют воспитанию любви к русскому языку, развитию внимательности, сообразительности, умению работать в команде, выслушивать мнение ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-135630-1352715740.jpg)
Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"
занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-178867-1539598140.jpg)
"Наш родной язык" - игра, посвященная неделе русского языка
Познавательная игра «Наш родной язык»Цели: заинтересовать оригинальной формой игры, способствующей формированию у учащихся увлеченного отношения к процессу получения знаний; развивать у детей по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/04/picture-272008-1372886717.jpg)
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"
Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в форме КВН «О великий, могучий русский язык!»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры КВН призвано показать детям-мигрантам не только как сложен, красив, богат, интересен русский язык, но и как увлекательно и занимательно его изуча...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30668.jpg)
Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль русского языка.
Пошаговое моделирование внеурочной деятельности. Вертикальная тема : Великий и могучий русский язык. Название проекта: Коммуникативная роль ...