Методическая разработка урока русского языка для 1 класса по теме: «Алфавит»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Дягилева Марина Александровна

Данный урок разработан  для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это промежуточный урок в разделе «Звуки и буквы».

 Структура урока соответствует уроку введения нового знания на основе деятельностного подхода.

 Этап самоопределения к деятельности обеспечивает осознанное вхождение в урок.

Учитывалась рациональная организация урока. Частота чередований видов учебной деятельности соответствует норме.

На уроке происходит не только обучение письму, но и чтению, пересказу, что способствует развитию речи.

  На данном уроке происходит знакомство с двумя видами словарей: орфографическим, толковым

Важным этапом на уроке является групповая работа, учащиеся учатся договариваться друг с другом, сотрудничать.

Планируемые результаты включают все виды универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit_1.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русский алфавит или азбука.

Класс: 1

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:  познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите;

формировать умения пользоваться алфавитом.

Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие  речи, мышления, воображения;

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в группе.

Планируемые результаты

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-понимание причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные

Познавательные:

-учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке;

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные

-слушать и понимать речь других;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Предметные

- усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

 -умение  использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;  

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи:

литературное чтение, математика.

Методы обучения:         

объяснительно-иллюстративный

поисково-исследовательский

Оборудование:

- рабочая тетрадь;

- учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 1 класс. – М.: Издательство «Просвещение», 2011

-электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого»Русский язык»

- авторская презентация в программе PowerPoint.

- компьютеры детей,  компьютер учителя, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Самоопределение к учебной деятельности.

- Чтобы узнать тему урока, расположите буквы так, чтобы получилось слово.(алфавит)

-Кто может сформулировать тему урока?

-Верно.Мы сегодня должны с вами повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

3.Минутка чистописания.

Записываем число, классная работа.

Сейчас у нас минутка чистописания.

- Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

 - Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

-Игра «Третий лишний»

-Назовите буквы, которые записаны на доске. о х А

-Назовите сочетания букв: хл  хо  хр.

-Выпишите из 1 задания согласную букву х, слог – хо. (у доски)

-Запишите в тетради.

--Подчеркни букву и слог, которые  особенно удались.

-Оцените свою работу.

4.Словарная работа.

-Мы часто произносим слово «хорошо». Каково же значение этого слова.

-Работа по электронному приложению.

-Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните опасные места. -Запомните  в этом слове сочетание –оро-

-Придумайте предложения со словом «хорошо».

-А теперь поработаем группами.

-Что вы видите на доске?

-Как вы думаете, какое будет задание?

-Составьте из данных слов предложение. Прочитайте.

-Запишите предложение в тетрадь.(Как хорошо уметь читать!)

-Взаимопроверка.

5.Работа по теме урока.

1)В окошко посмотри:

    То снег, то дождь пошёл.

    Прекрасен этот мир!

    Всё будет хорошо!

-Какое словарное слово нам встретилось в стихотворении?

-Найдите это слово в орфографическом словаре. На какой странице оно расположено?

-Легко ли вам было его найти?

-А можно было б это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать?

- Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

(Работа спо электронному приложению – слайд 3)

2)-А где ещё используется алфавит?

(Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Вот как важен алфавит!)

3)-А что такое алфавит? ( Расположение букв в определённом порядке.)

 -По-вашему, азбука и алфавит- это одно и то же?

 -Давайте убедимся в этом, прочитав сведение о языке в учебнике на стр.52учебника. Откройте учебники, найдите правило, прочитайте его про себя.

 - Как вы думаете, существует алфавит немецкий, английский, татарский, чувашский? Вы правы. Сколько языков существует, столько и существует и алфавитов.

Физминутка.

 2)Русский алфавит.

(Работа по электронному приложению – слайд 1.2)

 -Подробнее остановимся, конечно, на русской азбуке. Сколько в русском алфавите букв? (33) Сколько гласных букв? (10)Сколько согласных букв? (21) Сколько букв, не обозначающих звуки? (2)

 -Каждая буква имеет своё место и своё название. Давайте прочитаем алфавит хором.

Упражнение 1 стр.52.

-Назовите первые четыре буквы алфавита, четыре буквы после буквы л, букву, которая находится между буквами п и с.

-Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

3) Упражнение по электронному приложению. Найдите место  буквы в алфавитном порядке.

4)Выполнение упражнения 1 в рабочей тетради стр. 26.

5)Самопроверка, оценивание своей работы.

6)Игра «Угадай слово»

Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.(волк)

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.(коса)

6. Закрепление изученного материала.

1)-Ребята, к нам в гости заглянули Смешарики со своими заданиями.

Давайте порадуем их и выполним все задания.

-Работа по презентации.

2 слайд.

-Расположите свои фамилии в алфавитном порядке.(коллективная работа)

3 слайд.

-Расположите свои имена в алфавитном порядке. ( на партах карточки с именами)

-Самопроверка. Оцените свою работу.

7.Проверочная работа.

Работа  по электронному приложению(4 задания)

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Что такое алфавит?

 -Сколько букв в русском алфавите?

-Кто уже запомнил алфавит?

-Кому ещё нужно немножко потренироваться?

-Оцените свою работу на уроке.

8.Поведение итогов.

 -Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока.

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по теме: «Алфавит»

Данный урок разработан  для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации.

Это промежуточный урок в разделе «Звуки и буквы».

 Структура урока соответствует уроку введения нового знания на основе деятельностного подхода.

 Этап самоопределения к деятельности обеспечивает осознанное вхождение в урок.

Учитывалась рациональная организация урока. Частота чередований видов учебной деятельности соответствует норме.

На уроке происходит не только обучение письму, но и чтению, пересказу, что способствует развитию речи.

  На данном уроке происходит знакомство с двумя видами словарей: орфографическим, толковым

Важным этапом на уроке является групповая работа, учащиеся учатся договариваться друг с другом, сотрудничать.

Планируемые результаты включают все виды универсальных учебных действий.

Рефлексия включает в себя самооценку урока.

Данный урок может быть использован другими УМК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"

Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."

Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1)    закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема "Тематические группы слов"

Данная разработка поможет интересно провести данный урок. УМК "Перспектива"...

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."

     Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности ...