Урок письма «Письмо буквы ь» 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Бакланова Татьяна Владимировна

Урок письма  в 1 классе средствами субъективизации «Письмо буквы ь»   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_1_kl._baklanova_t._v.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Бакланова Татьяна Владимировна                                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

города Губкина Белгородской области

Урок письма

«Письмо буквы ь»

1 класс

Подготовила: Бакланова Т. В.

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №15»

                                                             

Губкин, 2018

Урок письма в 1 классе.

Тема: «Письмо буквы ь»

                                        Ход урока.

1. Мобилизующий этап.

На доске изображены геометрические фигуры: маленький квадрат, большой треугольник, большой квадрат, ромб, маленький прямоугольник, многоугольник, большой прямоугольник.

- Ребята, давайте поиграем в перестановку. Назовите изображенные геометрические фигуры и постарайтесь их запомнить.

Фигуры перечисляются детьми один раз.

- А теперь закройте глазки.

Учитель переставляет местами любые шесть фигур.

- Откройте глаза. Постарайтесь назвать, как стояли фигуры сначала, как стоят после перестановки и какие фигуры поменяли свои места.

 (Первоначально фигуры располагались так: маленький квадрат, большой треугольник, маленький треугольник, большой квадрат, ромб, маленький прямоугольник, многоугольник, большой прямоугольник. После перестановки фигуры стоят так: маленький квадрат, маленький треугольник, большой треугольник, ромб, большой квадрат, большой прямоугольник, маленький прямоугольник, многоугольник. Свои места поменяли большой треугольник и маленький треугольник, большой квадрат и ромб, маленький прямоугольник и большой прямоугольник.)

        Минутка чистописания.

- А теперь поиграем в «Поле чудес».

Учитель поэлементно диктует буквы по методике В. А. Илюхиной. Учащиеся пишут под диктовку.

- Какое у вас получилось слово?

(Получилось слово угол.)

- Где вы видели углы? (Угол между двумя стенами, геометрический угол. Угол есть там, где пересекаются две улицы.)

- Какое определение вы дали бы слову угол?

(Угол – это пространство в месте пересечения двух сторон.)

- Как можно угол превратить в твёрдое горючее вещество?

(Надо написать в конце слова угол написать мягкий знак. Получилось слово уголь.)

2. Формирование учащимися темы и целей урока.

- Посмотрите на буквы слова уголь и сформулируйте тему урока.

(Тема урока: «Буква ь», так как все остальные буквы, имеющиеся в этом слове, мы уже учились писать.)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели. Используйте для этого запись ключевых слов на доске.

(Цель нашего урока: научиться писать букву ь, соединения букв с ь, слова и предложения с ним.)

        3. Письмо новой буквы.

- Давайте пригласим букву ь к нам, проговорим её написание.

(Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, ведём вниз по наклонной ровной линии рабочей строки. На нижней линии задерживаемся, потом поднимаемся вдоль элемента до середины и прижимаемся к элементу.)

- Напишите эту букву пять раз. Самую красивую подчеркните.

        4. Физкультминутка для глаз и пальчиков.

        5. Письмо соединений букв с мягким знаком.

- Букву ь мы уже научились писать, давайте посмотрим, как она соединяется с другими буквами.

Учитель пишет на доске соединения букв с комментированием: кь ьл мь …

- Определите, в какой закономерности написаны сочетания букв.

(Буква ь написана в сочетании с согласными, идущими в алфавитном порядке. Мягкий знак в каждом сочетании меняет своё место. Он пишется то после согласной, то перед ней)

- В соответствии с данной закономерностью определите следующее сочетание букв в этом ряду. (Это сочетание ьн.)

- Напишите данные сочетания букв в выявленной закономерности.

- Расскажите всё, что вы знаете о мягком знаке.

(Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука, но не обозначает звука.)

- В какой позиции ь обозначает мягкость согласных? Посмотрите на схемы.

     1.           = ь

     2.           = ь =

(Мягкий знак обозначает мягкость согласных, когда стоит после них.

1. Мягкий знак – показатель мягкости согласного в конце слова.

2. Мягкий знак – показатель мягкости согласного в середине слова.)

6. Физкультминутка.

- Я буду называть слова с ь и без него. Если прозвучит слово с ь, вы делаете наклон вперёд. Если называю слово без ь, прогибаетесь назад.

Школьник, книга, пенал, тетрадь, парта, угольник, мел, альбом, мель.

- Какое слово лишнее?

(Мель. Все слова обозначают школьные принадлежности, а слово мель – неглубокое место водоёма.)

        7. Чтение текста.

- Прочитайте жужжащим чтением текс, который написан на карточках.

        Мягкий знак, мягкий знак,

        Без него нельзя никак

Станут пенками пеньки,

Уголками угольки,

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

- Прочитайте этот текст ещё раз, хлопая в ладоши, когда встретите слово с мягким знаком.

        8. Письмо слов.

- Назовите слово, которое мы сейчас будем писать. Оно есть в прочитанном вами тексте. Это слово пишется с мягким знаком. В нём все согласные звонкие, мягкие. (Это слово нельзя.)

        9. Игра «Снежный ком».

- А теперь сами назовите слова по принципу «снежного кома», в которых пишется ь. Например:

Тень

Тень, олень

Тень, олень, пень

Тень, олень, пень, тюлень

Тень, олень, пень, тюлень, день

        10. Работа с предложением.

- Прочитайте запись на доске.

          Мне не знакомо слово ____ .

            ден..      лен..       пен.. 

 

- Скажите, что здесь написано, и сформулируйте своё задание к данной записи. (На доске написано незаконченное предложение. В нём не хватает одного слова. Его надо выбрать из трёх предложенных ниже и закончить предложение.)

- Назовите выбранное слово и составленное предложение.

        Мне не знакомо слово лень.

- Ребята, как вы понимаете это предложение?

- Напишите составленное предложение. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что?

- Сегодня мы увидели, что нам действительно не знакомо слово лень. Вы работали хорошо.

        11. Итог урока.

- Сегодня на уроке отсутствует Иванов Петя. Как вы расскажите ему о том, что нового узнали на уроке и чему научились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока письма."Письмо строчной буквы а" УМК "Перспектива 1 класс"

УМК "Перспектива" .Урок письма в 1 классе по теме: "Письмо строчной буквы а"...

Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте (письмо) «Письмо строчной буквы т» 1 класс

Формировать умение писать букву т; учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;закреплять написание изученных букв....

Конспект урока письма "Письмо строчной буквы Ж" (УМК "Школа России", 1 класс) + презентация

Конспект урока по русскому языкуТема: «Письмо строчной буквы [ж]»Цель деятельности учителя: формирование знаний о звуке [ж] и букве [ж], её графическом облике, алгоритме написания и с...

Конспект урока письма "Письмо заглавной буквы Т" (1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование правильного каллиграфического написания заглавной буквы Т.Планируемые результатыПредметные:Знать: элементы заглавной буквы Т.Уметь: писать заглавную букву Т; со...

Технологическая карта урока письма «Письмо заглавной буквы Ж». 1 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о написании заглавной буквы Ж, умения писать заглавную букву Ж. Задачи урока:Дидактические...