Технологическая карта урока письма «Письмо заглавной буквы Ж». 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тачилкина Екатерина Николаевна

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о написании заглавной буквы Ж, умения писать заглавную букву Ж.

 

Задачи урока:

Дидактические:

1.Познакомить с написанием заглавной буквы Ж.

2.Формировать умение написания заглавной буквы Ж

3.Закрепить умение писать изученные буквы.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику учащихся через написания заглавной буквы Ж.

2. Развивать устную связную речь при формулировании полных ответов на вопросы учителя.

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность при выполнении задания в прописях.

2. Воспитывать умение общаться в условиях парной работы.

 

Планируемые результаты

Предметные:

1. Знать, из каких элементов состоит заглавная буква Ж.

2. Знать, как пишется заглавная буква Ж.

Личностные:

1. Становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны.

2. Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств.

 

УМК: «Школа России», пропись 1 класс 4 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Дата: 16.12.2022

Школа: ОЦ «Ньютон» г. Челябинска

Класс: 1-2

Урок: 4

Время: 10:45-11:20   Кабинет: 302

Студент: Тачилкина Екатерина

Группа: 44

Учитель: Цветкова Светлана Александровна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Письмо заглавной буквы Ж»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о написании заглавной буквы Ж, умения писать заглавную букву Ж.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить с написанием заглавной буквы Ж.

2.Формировать умение написания заглавной буквы Ж

3.Закрепить умение писать изученные буквы.

Предметные:

1. Знать, из каких элементов состоит заглавная буква Ж.

2. Знать, как пишется заглавная буква Ж.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику учащихся через написания заглавной буквы Ж.

2. Развивать устную связную речь при формулировании полных ответов на вопросы учителя.

Личностные:

1. Становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны.

2. Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств.

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность при выполнении задания в прописях.

2.Воспитывать умение общаться в условиях парной работы.

УМК: «Школа России», пропись 1 класс 4 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

Словесный:

Беседа

Внешний контроль

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Екатерина Николаевна, сегодня я проведу у вас урок письма.

- Ребята, прочитайте пословицу.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Молодцы.

-Так же мы с вами будем использовать специальные жесты во время урока: Большой палец вверх, если вы согласны, Большой палец вниз-не согласны. Понятно?

-После каждого выполненного задания мы будем ставить «+» в низу прописи.

1.приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

- Нужно приложить усилия, чтобы что-то выполнить.

Большой палец вверх

УУРД: самоопределение к деятельности;

УУКД: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать информацию в устной форме

Учебная презентация, слайд №1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный:

Беседа

И

Практический:

Упражнение

Самоконтроль

Ф

Словесный:

беседа

Самоконтроль

Практический:

упражнение

Наглядный:

Демонстрация на доске

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Давайте вспомним правила, как мы сидим, когда пишем?

-Смотрите. Кто к нам пришел?

-Ваша задача обвести его по контуру. Соблюдая все правила гигиены при письме.

- Давайте произнесем вместе и посчитаем. Сколько слогов в этом слове? Почему?

-Давайте расскажем про каждый звук и букву в этом слове. То есть выполним звуко – буквенный разбор.

- Давайте сверим с эталоном что у нас получилось.

-Молодцы! А сейчас мы свами вспомним буквы, которые вы уже писали.

-Встаньте в ряд, около своих парт. Сейчас я даю важно задание людям, которые стоят последние на ряду. Ваша задача, придумать букву и написать на спине своего соседа спереди и так до первой парты. Люди, за первыми партами, они пишут получившуюся букву на доске. Понятно?

-Какие вы молодцы! Самые быстрые были ___ ряд.

-Ой, а какая буква появилась на доске?

- В каких словах встречается заглавная буква Ж?

- Посмотрите на слайд. Скажите, в каких словах мы всегда будем писать слова с заглавной буквы Ж.

- Давайте проверим. А почему вы выбрали именно эти слова.

1.Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

- Сидим ровно, спина ровная, ноги стоят на полу, между партой и телом должно быть расстояние с кулак.

-Жук

Обводят картинку

- 1 слог, потому что одна слогообразующая гласная.

- ж [ж] — согласный, звонкий парный, твёрдый (непарный, всегда произносится твёрдо)

у [у] — гласный, ударный

к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

Большой палец вверх

- Заглавная буква Ж

- В именах собственных

- Женя, Жучка.

- Потому что, это имена собственные.

УУПД: анализ, сравнение, аналогия.

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

УУКД: коммуникация - умение представлять и сообщать в устной форме.

УУПД: подведение под понятие

УУРД: выполнение пробного учебного действия

Учебная презентация, слайд №2,3, 4

Раздаточный материал

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Демонстрация на доске

1.Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

-Предположите, какую букву мы будем писать сегодня?

-Какие цели поставим на наш урок?

-Узнать …

Учиться …

3.Организует построение плана выхода из затруднений.

- Чтобы достигнуть поставленной цели, давайте составим план урока. Два человека работают у доски, остальные. в паре, расставьте пункты плана в правильном порядке, на листочке.

- Скажите, как будет звучать наш план?

1. Выдвигают        варианты формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

-Тема: Письмо заглавной буквы Ж.

1.Узнать, как писать заглавную букву Ж.

2.Учиться писать заглавную букву Ж.

3.Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

Расставляют на доске правильный порядок пунктов плана.

- 1.Вспомним буквы, которые уже умеем писать.

2.Узнаем, как писать заглавную букву Ж.

3. Потренируемся в письме заглавной буквы Ж в слогах, словах и предложениях.

4. Подведём итог

УУПД: подведение к теме урока;

УУКД: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

УУПД: постановка и формулирование проблемы.

Учебная презентация, слайд №5

Раздаточный материал

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный:

Беседа

И

Практический:

Упражнение

Ф

Словесный:

Беседа

И

Практический:

Упражнение

Самоконтроль

1.Организовывает деятельность обучающихся  по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности.

2. Организовывает работу обучающихся;

- Давайте вспомним, как мы держим ручку, как расположена тетрадь. Посмотрите на картинки.

- Сейчас вы будете работать в парах. Расскажите мне правила работы в паре.

- Ваша задача расставить «+», если утверждение верное, или «-»,если утверждение неверное. Поняли?

- Как держим ручку?

-Как должна лежать тетрадь?

-Давайте выполним упражнения для подготовки руки к письму. Возьмите правильно ручку.

1. Теперь наша ручка любопытная и смотрит вперед (ручку вытягиваем вперед), а теперь спряталась (ручка назад) (4 раза);

2. Теперь ручка зовет к себе (4 раза);

3. Теперь ручка отправляет (4 раза).

-Откройте пропись на странице 7.

- Скажите мне, кто изображён у нас на странице?

- Правильно. Где в этом слове находится буква ж? В начале, в середине или в конце?

- Правильно. Теперь давайте попробуем сначала прописать элементы нашей буквы ж. Из скольких элементов состоит буква ж?

-Какие это элементы?

- Пропишите эти элементы.

- Теперь пропишите полуовал, который находится у вас на следующей строчке. Их вы пишите с отрывом руки. Это получаются почти колечки, но не колечки.

-Теперь посмотрите, как пишется заглавная буква Ж.

- Начинаем ниже середины вспомогательной строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся середины вспомогательной строки, опускаем полуовальную линию вниз, закругляем влево, делаем повтор-закругление вправо, линию повтора продолжаем вверх, отклоняясь вправо, до середины вспомогательной  строки. Опускаем до нижней линейки прямую, делаем небольшой повтор по прямой и прописываем вверх плавную линию, отклоняясь вправо, закругляем ее вправо, делаем повтор закругление влево, опускаем вниз, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки строки.

-Возьмите ручку, переверните её, обведите букву по контуру в прописях.

-В этой же строчке пропишите самостоятельно 3 буквы.

-Сверьте с эталоном и подчеркните букву, которая у вас получилась аккуратней, Пропишите до конца строки букву Ж.

- Напротив строчки поставьте «+»

- Скажите, что мы сейчас делали?

1.Перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач. Парная работа.

2. Работают с прописями.

- Работают оба

Работаем тихо

Слушаем друг друга

- Держать ручку между большим и указательным пальцами, а средний палец должен служить опорой; захватили должен быть не слишком близко к стержню.

-Тетрадь должна лежать наклонно (влево), держать свободной рукой.

Выполняют упражнения

Обводят элементы и узоры.

- Лыжник

- В середине

-3-х элементов

- Полуовал влево, прямая наклонная палочка до верхней вспомогательной линии, ровная наклонная палочка вниз до нижней линии рабочей строки, вспомогательная линия, полуовал вправо

Наблюдают за учителем

Прописывают букву в строке

- Вспомнили, как держать ручку и как должна быть расположена тетрадь, подготовили руку к письму, вспомнили элементы буквы Ж, прописали букву ж в прописи.

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

УУКД: активное использование речевых средств и  средств информационных и коммуникационных технологий;

УУПД: поиск необходимой информации.

Учебная презентация, слайд №6,

Прописи

Прописи

Физкультминутка

(1 мин)

Смена вида деятельности учащихся во время урока для сохранения здоровья

Ф

-После открытия нового мы немножко устали, так давайте разомнем наши пальцы.

- Сорока - белобока

- Кашку варила,

- Детишек кормила.

(Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. )

- Этому дала,

- Этому дала,

- Этому дала,

- Этому дала,

- А этому не дала.

Выполняют упражнения

УУРД: проводить физическую разгрузку в ходе работы.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный:

Беседа

Практический:

Упражнение

Самоконтроль

1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Давайте посмотрим на слоги, которые расположены у нас. Давайте вместе прочитаем их.

- Жа, Жу, Жи.

- Скажите, на какой слог нам надо обратить внимание?

- Почему?

- Теперь давайте рассмотрим каким соединением соединён каждый слог. Я прописываю на доске слог ЖА. Пишу прописную букву ж, верхним соединением соединяю с буквой а, пишу строчную букву а.

- Слог ЖА?

- Правильно. Пишу прописную букву ж, верхним соединением соединяю с буквой у, пишу строчную букву у.

- Слог ЖИ?

- Правильно. Пишу прописную букву ж, верхним соединением соединяю с буквой у, пишу строчную букву у.

- Слог ЖИ?

- Правильно. Теперь пропишите эти слоги у себя в строчке.

- Кто прочитает следующее слово?

- Почему его написали с заглавной буквы?

- Правильно. Прочитаем это слово по слогам ЖЕ – НЯ.

- Из сколько слогов состоит это слово? Почему?

- Теперь давайте произнесём с ударением это слово.

- На какой слог падает ударение?

Давайте поработаем, со схемой, которая расположена левее. Она соответствует ли этому слову?

- Почему?

- Для того, чтобы правильно разукрасить нашу схему, нужно определить, звук [Ж], он какой, твёрдый или мягкий?

- Каким цветом будем закрашивать?

- А звук [Н], какой?

- Из – за чего?

- Каким цветом будем разукрашивать?

- Ребята, что мы сейчас делали?

1.Выполняют задания на новый способ действий проговариванием алгоритма решения вслух.

 Читают вместе с учителем

- На слог ЖИ.

- Потому что, мы слышим звук Ы, а пишем букву И.

- Верхнее соединение

- Верхнее соединение

- Верхнее соединение

- Верхнее соединение

- Женя.

- Потому что, это имя собственное.

- 2. Потому что, 2 гласных звука.

-ЖЕня

- На первый.

- Да

- Потому что в слове «Женя», так же два слога, в схеме первый слог состоит из согласного и гласного, так же и второй слог состоит из согласного и гласного.

- Твёрдый

- Синим

- Мягкий

- Из – за предшествующего гласного звука.

- Зелёным.

- Вспомнили правило ЖИ, ШИ.

Прописали слоги и слово в прописи.

УУКД: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

УУПД: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Прописи

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

        

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практический:

Упражнение

Взаимоконтроль

1. Организовывает деятельность  обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

- Чтобы правильно написать следующее предложение, нужно его прочитать по слогам.

- Сколько слогов в слове Жучка? Почему?

- Сколько слогов в слове кличка? Почему?

- Сколько слогов в слове собаки? Почему?

- Ребята, как вы думаете, в каком слове можно допустить ошибку? Оно звучит не так как написано.

- Правильно. Давайте ещё раз его прочтём.

- Теперь вы готовы правильно написать это предложение, самостоятельно.

- Я пройду и посмотрю. Все ли запомнили, как пишется слово собаки. Не забываем то, как мы сидим при письме.

- Теперь прочитаем по слогам следующее предложение.

- Сколько слогов в слове Рыжик? Почему?

- Сколько слогов в слове кличка? Почему?

- Сколько слогов в слове кота? Почему?

- А в этом предложении в каком слове можно допустить ошибку? Почему?

- В каком ещё слове, можем допустить ошибку?

- Теперь вы готовы правильно написать это предложение, самостоятельно.

- Я пройду и посмотрю. Все ли запомнили, как пишется слова Рыжик и кота. Не забываем то, как мы сидим при письме.

1.Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного  результата, излагают, объясняют учебный материал.

- Жуч-ка – кли-чка со-ба-ки.

- 2, потому что, 2 гласных звука.

- 2, потому что, 2 гласных звука.

- 3, потому что, 3 гласных звука.

- Собаки

- Со – ба – ки.

- Ры - жик – клич - ка ко- та

- 2, потому что, 2 гласных звука.

- 2, потому что, 2 гласных звука.

- 2, потому что, 2 гласных звука.

- В слове Рыжик. Потому что, правило ЖИ, ШИ.

- Кота. Слышим звук [а], пишем букву о.

УУРД: Контроль.

Прописи

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный:

беседа

Практический:

Упражнение

Самоконтроль

1.Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.

- Посмотрите на следующее интересное задание. Нужно превратить Анну в какое – то интересное слово. В какое слово мы его можем превратить?

- Правильно! Пропишите это слово на следующей строчке.

- С какой буквы будет начинаться слово? Почему?

1.Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи.

- Жанна.

- С заглавной, потому что имя собственное.

Прописывают слово

УУПД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Прописи

Прописи

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

Беседа

Самоконтроль

1.Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

- Какая была тема нашего занятия?

- Какие мы цели себе поставили?

-Достигли мы целей? Почему?

-Все пункты плана мы выполнили?

2.Создает ситуацию для анализа своей работы на уроке.

-Посчитайте, сколько у вас получилось «+», вы все большие молодцы! Вы активно работали на уроке.

-На ваших столах лежат смайлики, закрасьте тот смайлик, который вы считаете нужным на конец урока. 1 смайлик – все понял, научился писать заглавную букву Ж, 2 смайлик – все понятно, но есть трудности, 3 смайлик – ничего не понял, ничему не научился.

-У кого какой смайлик?

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

-Заглавная буква Ж

1. 1.Узнать, как писать заглавную букву Ж.

2.Учиться писать заглавную букву Ж.

-Да, мы узнали, как писать заглавную букву Ж.

-Да

2.Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

Объясняют, почему и где были трудности

УУПД: Рефлексия способов и условий действия;

УУКД: Планирование учебного сотрудничества.

Учебная презентация, слайд №7,8,9

Раздаточный материал


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро! Девиз: «Учись, смекай, активным будь И к знаниям откроешь путь!»

Слайд 2

«Без труда не вытащишь рыбку из пруда» Как вы понимаете эту пословицу?

Слайд 3

Правила посадки за партой

Слайд 4

ЖУК

Слайд 5

Ж У К Ж [ ж ] – согласный, звонкий парный, твёрдый непарный. у [у] — гласный, ударный. к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный. __________________________3 буквы, 3 звука.

Слайд 7

Женя Жучка жираф жизнь Это имена собственные

Слайд 8

Письмо заглавной буквы Ж. Тема урока:

Слайд 9

Узнать … Учиться … Цели урока:

Слайд 10

Узнать, как писать заглавную букву Ж. Цели урока: Учиться писать заглавную букву Ж.

Слайд 11

Правила работы в паре Правила работы в паре Работают оба . Один говорит, другой слушает . Работаем тихо , не мешаем другим. Своё несогласие выражай вежливо . 4 3 2 1

Слайд 12

№ План урока Подведём итог. Потренируемся в письме заглавной буквы Ж в слогах, словах и предложениях. Узнаем, как писать заглавную букву Ж. Вспомним буквы, которые уже умеем писать. 1 2 3 4

Слайд 13

Задание: поставьте «+», если утверждение верно, или «-», если утверждение неверно. + / - Держать ручку между большим и указательным пальцами. Средний палец НЕ должен служить опорой. Захват должен быть не слишком близко к стержню. Тетрадь должна лежать наклонена влево. Тетрадь держим свободной рукой. + + + + -

Слайд 15

Письмо заглавной буквы Ж. Тема урока:

Слайд 16

Узнать, как писать заглавную букву Ж. Цели урока: Учиться писать заглавную букву Ж.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по письму "Письмо строчной и заглавной буквы Д" (УМК Перспектива, 1 класс)

Технологическая карта урока письма "Письмо строчной и заглавной буквы Д".Цель урока: формирование представления учащихся о письме строчной и прописной буквы Д; совершенствование навыка письм...

Технологическая карта урока обучение письму " Письмо строчной письменной буквы "д"" ( 1 класс) ,УМК "Школа России"

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы « д»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урока:Дидактич...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной письменной буквы «з»» (1 класс)

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «з»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урокаПланируемы...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо строчной письменной буквы а" 1 класс, УМК: системы Эльконина - Давыдова

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «а» и её элементов.Задачи урока:Дид...

Технологическая карта урока обучение письму "Письмо строчной письменной буквы «е»", 1 класс

Тема урока «Письмо строчной письменной буквы «е»»Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ, "Письмо строчной письменной буквы Э", УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, 1 класс

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «Э» и её элементов.Задачи урока:Ди...

Технологическая карта урока обучение письму "Письмо строчной письменной буквы «п»" (1 класс)

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «п»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урокаПланируемы...