Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" на тему "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Патракеева Галина Ильинична

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Использованы технологии программы "Школа 2100": технология оценивания, деятельностный подход, проблемный диалог.

Во время актуализации знаний включена игра "Верно-неверно"из ТРИЗ-технологии. Данную игру можно включить при подведении итога урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

                                                                                         И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ

ОС «Школа 2100»

Урок 42.

Тема: Образование сложных слов

Цель:

  – введение в активный словарный запас учащихся сложных слов разных тематических групп;

  –  развитие умений образовывать сложные слова, подбирать слова с одинаковыми корнями, правильно писать их и объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е.

Этапы урока

Ход урока

Деятельность обучающихся

Ι. Актуализация знаний.

-Доброе утро. Урок русского языка. Я рада встрече с вами!

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

  1. Игра «Верно-неверно»

- Верны ли высказывания?

а) Слова, у которых два корня, называются сложными.

 б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных о, е, и.

в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква о.

г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква е.

д) После букв ж и ш пишется и.

Проверка.

2. Самодиктант.

На основе материла домашних упр. 1, 2 запишите два сложных слова с разной буквой соединительного гласного. Подчеркните орфограмму.

Взаимопроверка.

Записывают в тетради число и слова «Классная работа».

Обучающиеся фиксируют ответы на вопросы «+» и  «-«

Обучающиеся записывают сложные слова и обмениваются тетрадями с соседом по парте.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Как вы считаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

 Вы правы. Сегодня на уроке продолжим работу над сложными словами.

Посмотрите на доску и сформулируйте цель урока. На доске (слайде) представлен ряд примеров из упр. 128.

Падать, листья

Лёд, колоть

Сосать, пыль

Цель: образовывать сложные слова и правильно их писать, обозначать орфограммы.

– Образуйте и запишите сложные слова с корнями каждой пары представленных слов.

– Составим план урока.

План (примерный)

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Дети формулируют тему урока и цель.

Запись в тетради:

Листопад, ледокол, пылесос.

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1. Работа в учебнике.

а) Упр. 128 – развивается умение образовывать сложные слова на базе двух простых, выделять корни, находить орфограмму-букву соединительного гласного и букву безударного гласного в корне.

Выполняется под руководством учителя.

– Составьте и запишите сложные слова из оставшихся пар слов.

– Какие орфограммы есть в этих словах?

б) Упр. 129 – развивается умение образовывать сложные слова от других сложных слов, выделять в них корни.

Комментированная запись по образцу.

в) Упр. 130 – развивается умение отличать сложные слова-названия людей по профессии от слов-названий предметов.

Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

Лишние слова: самосвал, броненосец.

2. Игра «Перекрёсток».

На слайде размещён кроссворд.

– Задание: отгадайте и запишите слова по горизонтали.

1) Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез.)

2) Судно, приводимое в движение паровым двигателем / ходит под паром. (Пароход.)

3) В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи. (Самовар.)

4) Русская народная игра-пляска. (Хоровод.)

5) Лес, поваленный бурей. (Бурелом.)

6) Течение жидкости самостоятельно, по уклону. (Самотёк.)

7) Огнестрельное оружие. (Пулемёт.)

– Что у вас оказалось записано в 4-м столбике? (Соединительные буквы гласных о, е.)

– Сделайте вывод: какая буква соединительного гласного встречается чаще? (Буква о.)

Упр. 131 – развивается умение образовывать сложные слова с корнем сам-, устанавливать общность их значений на основе значения корня.

– Какие ещё слова с корнем сам- образовали? Придумайте сами сложные слова с таким корнем. (Самострел, самосвал, самозванец...)

3. Самостоятельная работа в группах (4 группы).

– Подберите и запишите слова, выделите корни, установите, что в значении слов общего. Подготовьте маленькое сообщение для остальных групп.

1-я группа: упр. 132.

Возможные варианты: паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз... – все предметы перевозят что-то.

2-я группа: упр. 133.

Общий корень сам-. (Эти сказочные предметы всё делают сами.)

– В каких сказках встречаются эти предметы?

3-я группа: упр. 135 – с корнем ход-. (Луноход, теплоход, скороход, пешеход, мореход… Все слова связаны со словом ходить.)

4-я группа: упр.135 – с корнем вод-. (Водокачка, водолаз, водопад, водопой, водопровод, водохранилище… – всё связано с водой.)

4. Работа по учебнику.

Упр. 134 – развивается умение находить в тексте несуществующие, потенциальные сложные слова.

– Мальчик-фантазёр придумал себе «профессию» – лужелаз. Он сам образовал сложное слово по типу слова водолаз.

– Можно ли назвать слово подводник сложным? Почему? (В нём нет двух корней, а есть приставка.)

5. Запись под диктовку.

– Прослушайте два предложения.

Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения.

– Составьте и запишите из них одно предложение, в котором будет сложное слово.

Королевская примула – это цветок землетрясения.

– Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 Находят в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).

ΙV. Итог урока.

– Что нового о сложных словах вы узнали?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Есть много сложных слов с одним и тем же корнем, сложные слова можно объединить в группы.

V. Домашнее задание.

1. Упр. 3, 4, с. 115– 116. Выполняется  по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"

Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова

Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"

Тип урока - «открытие» нового знания; использование  технологии проблемного обучения....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм». УМК " системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"

Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм...