Конспект урока русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100" на тему "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Использованы технологии программы "Школа 2100": технология оценивания, деятельностный подход, проблемный диалог.
Во время актуализации знаний включена игра "Верно-неверно"из ТРИЗ-технологии. Данную игру можно включить при подведении итога урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ
ОС «Школа 2100»
Урок 42.
Тема: Образование сложных слов
Цель:
– введение в активный словарный запас учащихся сложных слов разных тематических групп;
– развитие умений образовывать сложные слова, подбирать слова с одинаковыми корнями, правильно писать их и объяснять выбор буквы соединительного гласного о или е.
Этапы урока | Ход урока | Деятельность обучающихся |
Ι. Актуализация знаний. | -Доброе утро. Урок русского языка. Я рада встрече с вами! – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».
- Верны ли высказывания? а) Слова, у которых два корня, называются сложными. б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных о, е, и. в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква о. г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква е. д) После букв ж и ш пишется и. Проверка. 2. Самодиктант. На основе материла домашних упр. 1, 2 запишите два сложных слова с разной буквой соединительного гласного. Подчеркните орфограмму. Взаимопроверка. | Записывают в тетради число и слова «Классная работа». Обучающиеся фиксируют ответы на вопросы «+» и «-« Обучающиеся записывают сложные слова и обмениваются тетрадями с соседом по парте. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | – Как вы считаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Вы правы. Сегодня на уроке продолжим работу над сложными словами. Посмотрите на доску и сформулируйте цель урока. На доске (слайде) представлен ряд примеров из упр. 128. Падать, листья Лёд, колоть Сосать, пыль Цель: образовывать сложные слова и правильно их писать, обозначать орфограммы. – Образуйте и запишите сложные слова с корнями каждой пары представленных слов. – Составим план урока. План (примерный) – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) | Дети формулируют тему урока и цель. Запись в тетради: Листопад, ледокол, пылесос. |
ΙV. Развитие умений – применение знания. | 1. Работа в учебнике. а) Упр. 128 – развивается умение образовывать сложные слова на базе двух простых, выделять корни, находить орфограмму-букву соединительного гласного и букву безударного гласного в корне. Выполняется под руководством учителя. – Составьте и запишите сложные слова из оставшихся пар слов. – Какие орфограммы есть в этих словах? б) Упр. 129 – развивается умение образовывать сложные слова от других сложных слов, выделять в них корни. Комментированная запись по образцу. в) Упр. 130 – развивается умение отличать сложные слова-названия людей по профессии от слов-названий предметов. Самостоятельная работа с коллективной проверкой. Лишние слова: самосвал, броненосец. 2. Игра «Перекрёсток». На слайде размещён кроссворд. – Задание: отгадайте и запишите слова по горизонтали. 1) Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез.) 2) Судно, приводимое в движение паровым двигателем / ходит под паром. (Пароход.) 3) В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи. (Самовар.) 4) Русская народная игра-пляска. (Хоровод.) 5) Лес, поваленный бурей. (Бурелом.) 6) Течение жидкости самостоятельно, по уклону. (Самотёк.) 7) Огнестрельное оружие. (Пулемёт.) – Что у вас оказалось записано в 4-м столбике? (Соединительные буквы гласных о, е.) – Сделайте вывод: какая буква соединительного гласного встречается чаще? (Буква о.) Упр. 131 – развивается умение образовывать сложные слова с корнем сам-, устанавливать общность их значений на основе значения корня. – Какие ещё слова с корнем сам- образовали? Придумайте сами сложные слова с таким корнем. (Самострел, самосвал, самозванец...) 3. Самостоятельная работа в группах (4 группы). – Подберите и запишите слова, выделите корни, установите, что в значении слов общего. Подготовьте маленькое сообщение для остальных групп. 1-я группа: упр. 132. Возможные варианты: паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз... – все предметы перевозят что-то. 2-я группа: упр. 133. Общий корень сам-. (Эти сказочные предметы всё делают сами.) – В каких сказках встречаются эти предметы? 3-я группа: упр. 135 – с корнем ход-. (Луноход, теплоход, скороход, пешеход, мореход… Все слова связаны со словом ходить.) 4-я группа: упр.135 – с корнем вод-. (Водокачка, водолаз, водопад, водопой, водопровод, водохранилище… – всё связано с водой.) 4. Работа по учебнику. Упр. 134 – развивается умение находить в тексте несуществующие, потенциальные сложные слова. – Мальчик-фантазёр придумал себе «профессию» – лужелаз. Он сам образовал сложное слово по типу слова водолаз. – Можно ли назвать слово подводник сложным? Почему? (В нём нет двух корней, а есть приставка.) 5. Запись под диктовку. – Прослушайте два предложения. Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения. – Составьте и запишите из них одно предложение, в котором будет сложное слово. Королевская примула – это цветок землетрясения. – Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Находят в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). |
ΙV. Итог урока. | – Что нового о сложных словах вы узнали? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Есть много сложных слов с одним и тем же корнем, сложные слова можно объединить в группы. |
V. Домашнее задание. | 1. Упр. 3, 4, с. 115– 116. Выполняется по выбору. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...
Конспект урока Русского языка, 2 класс, тема: "Роль суффиксов в слове"
Конспект урока построен по программе "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова
Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....
Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Это комбинированный урок русского языка по программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....
Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"
Тип урока - «открытие» нового знания; использование технологии проблемного обучения....
Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм». УМК " системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"
Цели деятельности учителя: совершенствование уровня овладения способами проверки орфограмм слабых позиций; развитие умения выделять значимые части слова и учитывать состав слова при проверке орфограмм...