статья "Формирование орфографической грамотности у учеников 1 класса ЗПР.
статья по русскому языку (1 класс) на тему
Проблема, над которой я работаю на уроках со своими учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_orfograficheskoy_gramotnosti.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Гермашева Инесса Вячеславовна, учитель начальных классов НЧОУ «Гелиос»
Г.Мытищи, Московская область.
Формирование орфографической грамотности у учеников 1 класса с ЗПР.
Объектом моей статьи является процесс обучения первоклассников грамотному
письму.
Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную
школу, но именно в первом классе в процессе обучения грамоте и на последующих уроках
русского языка закладываются основы всех лингвистических знаний и умений.
Актуальность исследуемой проблемы определяется необходимостью дальнейшего
совершенствования работы учителя по повышению грамотного письма первоклассников.
В данном случае, предметом исследования являются такие методы и приемы работы учителя над орфографической зоркостью учащихся, которые бы позволили первоклассникам легко и непринужденно, с интересом и увлечением овладеть основными орфографическими умениями и навыками, как составной частью языкового развития в целом.
Поэтому основной целью моей работы является подбор и систематизация эффективных
методов и приемов развития орфографической эффективности на I этапе обучения.
В соответствии с этим я в своей работе пытаюсь найти нетрадиционные методы, приемы и упражнения для развития грамотного письма, а также установить связи с уже известными методическими приемами, найти их место в системе уроков обучения грамоте и уроков русского языка в первом классе.
Чтобы добиться результатов в формировании навыков грамотного письма мною проводиться постоянная работа в определенной системе:
I этап. Подготовительный (начинается в период обучения грамоте).
II этап. Работа с орфографическим правилом (учитель должен научить ученика видеть и
узнавать орфограммы).
III этап. Повторение правила - но не механическое.
(В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с другими языковыми явлениями).
IV этап. Запоминание непроверенных написаний.
Трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно. Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит уже необходимо формировать орфографическую грамотность.
В процессе обучения грамоте у ребенка возникает необходимость произнести звук
речи не в слове, а отдельно, причем в его чистом виде, т.е. овладение грамотой ставит
ребенка перед новой задачей - выделить из общего речевого потока отдельные слова и
фонемы, их составляющие.
Усвоение грамоты сложный процесс, успешное протекание которого зависит от
многих условий. Однако, важнейшим среди них несомненно является готовность к
анализу звукового состава речи.
Овладение грамотой, в сущности, и предполагает умение выделять звуки речи и объединять их в слоги и слова, узнавать их в словах и сочетаниях.
Переход от устной речи к чтению и письму представляет собой переход к новым формам
языкового развития. Психология хорошо знает, что процесс письма - любой, будет ли это
письмо под диктовку, свободное письменное изложение или списывание с текста, -
является сложным психологическим актом, в котором участвуют четыре анализатора:
речедвигательный, зрительный, речеслуховой, кинестетический. Т.е. овладение
письменной речью представляет собой установление новых связей между словом
слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым. В процессе обучения
грамоте формируются стойкие автоматизированные связи между этими анализаторами, на
основе чего создается навык грамотного письма.процесс формирования навыков фонетического анализа основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звуков, определение места звуков в слове, а далее предполагается не только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала, повышение фонетической трудности слов.
Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку и с каждым годом это число увеличивается.
Этой проблемой в нашей стране занимается ряд ученых. А.Р. Лурия описал с научной точки зрения психофизиологию письма («Очерки психофизиологии письма»).
Л.В. Ястребова в своем пособии «Коррекция недостатков речи у учащихся» представила характеристики проявления неполноценного развития устной и письменной речи, вскрыла причины трудностей усвоения родного языка детьми с речевой патологией. Она занимается разработкой методов коррекционно-развивающего обучения детей.
Р.И. Лалаева в работе «Логопедическая работа в коррекционных классах» предложила основные принципы коррекционного обучения для детей с интеллектуальными отклонениями. Нарушения речи у детей с ЗПР являются более распространенными, сложными и имеют стойкий характер, отрицательно сказываются на развитии устной и письменной речи младших школьников. Постановка проблемы формирования навыков грамотной письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике. Так как орфографические ошибки, переплетаясь с дисграфическими, приобретают стойкий характер. Затем они сохраняются в старших классах, где письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимся. Своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения проблемы определяют содержание и практическую значимость работы. Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил выявить противоречие между значительной распространенностью школьных нарушений письма и недостаточной разработанностью педагогических технологий коррекции этих нарушений у младших школьников с ЗПР.
По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте, а дети с задержкой психического развития – от 3 до 22% орфограмм.
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок у детей с ЗПР. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Первостепенной задачей считаю необходимость научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные; надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове: приучить к самоконтролю.
Виды упражнений на различных этапах усвоения навыков:
- Подготовительные упражнения (Актуализация опорных знаний и навыков);
- Вводные упражнения (Усвоение знаний (правил, понятий));
- Пробные упражнения (Первичное применение знаний);
- Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию)- Овладение навыками в стандартных условиях;
- Творческие упражнения (Творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение умений));
- Контрольные упражнения (Контроль, коррекция навыков и умений).
Дадим краткую характеристику каждому из видов упражнений. Подготовительные упражнения имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Такие упражнения имеют в основном репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.
Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего правила (алгоритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой для усвоения навыков.
Пробные упражнения – это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен ещё непрочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении.
Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От проблемных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложностью, и трудность выполнения которых нарастает.
Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков.
Контрольные задания носят главным образом обучающий характер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные и творческие элементы. Контрольные задания должны быть средней трудности и состоять из типовых ситуаций без особого усложнения содержания.
Отметим далее, что важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.
Учитель, формируя орфографический навык, должен всегда стремиться к тому, чтобы учащиеся умели ставить перед собой конкретную учебную задачу, решать эту учебную задачу рациональным способом, контролировать себя. В таком случае учитель будет осуществлять воспитание культуры умственного труда, что является составной частью умственного и трудового воспитания. Учебный труд при умелой его организации способствует не только формированию навыков рационального умственного труда, но и воспитанию трудолюбия, привычки работать добросовестно, в полную силу, доводя начатое дело до конца. А всё это вместе успешно готовит школьников к самостоятельной трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфографическая зоркость - важнейшее условие орфографической грамотности обучающихся.
Вопросы развития у младших школьников орфографической зоркости и воспитания орфографического самоконтроля являются актуальными для практики изучения русского языка....
Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка при использовании орфографических словарей
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПИСАНИЮ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА...
Справка "Проверка орфографической грамотности во 2–4 классах"
Справка по анализу практической грамотности обучающихся по русскому языку во 2-4 классах....
Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка при использовании орфографических словарей
обобщение педагогического опыта...
Использование орфографических сказок для развития орфографической грамотности
Методика применения орфографических сказок на уроках русского языка....
Сборник разноуровневых заданий для уроков русского языка в 3 классе как средство развития орфографической грамотности обучающихся
В данном сборнике представлены разноуровневые задания направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса. Данный сборник адресован педагогам образовательного учреждения, а так ж...
Сборник коррекционно-развивающих заданий для развития орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития на уроках русского языка
В данном сборнике представлены коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития. Данный сборник адресован п...