Тема урока: "Парные согласные на конце слова".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2klass.docx | 78.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Парные согласные на конце слова".
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: формирование умения писать слова с парными согласными на конце слова.
Задачи:
1.Образовательные:
- формировать способность изменять форму слова;
- подбирать однокоренные слова;
- сравнивать произношение и написание корня;
- повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова;
- закрепить умение работать с текстом, находить слова на новую орфограмму;
- развивать орфографическую зоркость.
2.Развивающие:
- развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения;
- развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
- развитие культуры речи и эмоций учащихся.
3.Воспитательные:
- в целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма;
- развитию наблюдательности и любознательности;
- развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.
Оборудование:
- схема с основными вопросами урока;
- алгоритм проверки безударной гласной;
- алгоритм проверки парной согласной;
- карточки с заданиями;
- сигнальные карточки;
- карточки для самооценки.
I. Самоопределение к учебной деятельности (3 - 4 мин.) | Цели:
| 1. Прозвенел для нас звонок - Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание. Помоги нам потрудиться: Мы пришли сюда учиться. - На каком уроке мы продолжаем учиться? На уроке русского языка. -Какое значение у слова « старание»? Работа с толковым словарем. – Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по орфографическому царству, узнаем много нового, интересного и необычного. - Хотите? - Да. - Где есть желание, найдется путь. - Над какими орфограммами работали на предыдущих уроках? - Безударная гласная в корне слова. - Чему мы научились? - Мы умеем проверять безударную гласную в корне слова. 2.Минута чистописании. - Назовите гласные буквы, при помощи которых мы записываем гласные звуки. - а о и е я ы - Запишите их. | Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. |
II. Актуализация знаний и постановка проблемы в индивидуальной деятельности ( 5 - 6 мин.) III. Постановка учебной задачи: ( 2 - 3 мин.) IV. Строение проекта выхода из затруднения ( 10 - 11 мин.) ФИЗМИНУТКА. V. Первичное закрепление во внешней речи. ( 4 - 5 мин.) VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь) (4 - 5 мин.) ФИЗМИНУТКА. VII. Включение в систему знаний, повторение. (5-6 мин.) VIII. Рефлексия учебной деятельности ( 3 мин.) | Цели:
Цели:
Цели: 1. Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма проверки слов с парной согласной на конце слова. Цель: - зафиксировать способ проверки парной согласной на конце слова, в громкой речи. Цели: 1. Тренировать способность к самоконтролю, самооценке. Цели: 1. Тренировать способность к нахождению и проверке слов с парной согласной на конце слова. Цели: 1. Зафиксировать новый алгоритм проверки парных согласных на конце слова. | - Запись на доске: насос, рибг, навол, зньжи, никповши. - Прочитайте слова. - Чем похожи эти слова? - В словах есть орфограммы. - Разделите слова на группы, запишите в тетрадь, выделите орфограммы. * (Дети работают в тетрадях, один ученик на закрытой части доски.) - Что у вас получилось. Совместный анализ выполненного задания. Предполагаемые ответы детей. В первый столбик записали слова: жизнь, шиповник. Почему? Это слова с сочетанием жи – ши. Как правильно пишется сочетания жи – ши. Сочетания жи – ши пишутся с буквой И. На доске появляется правило в виде схемы: Ж И ! Ш Во второй столбик какие слова записали? Во второй столбик записали слова сосна, волна. Почему? Это слова с безударной гласной в корне слова. Как проверить безударный гласный в корне слова? Чтобы поверить безударный гласный в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударный. На доске появляется алгоритм проверки безударного гласного в корне. Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. надо: изменить … или подобрать … так, чтобы … - Молодцы, справились с заданием! А слово гриб вы в какой столбик записали? (Предполагаемые ответы детей). Можно это слово записать в третий столбик. - Почему? Докажите. В слове гриб есть буква, которая слышится не так как написана. Что с ним происходит? Оглушается. Согласный требует проверки. Почему? Произносится один звук, а обозначается другой буквой. Как можно назвать такой звук? Предполагаемые ответы детей: Сомнительный. Хитрый.
Почему при записи слова гриб возникло затруднение? Мы не встречались с этой орфограммой на уроках русского языка. Мы не знаем способ проверки этой орфограммы. - Чему будем учится на уроке. Будем учится проверять слова с парной согласной на конце слова. - Сформулируйте тему урока: Правописание слов с парной согласной на конце слова. (открывается тема на доске) - Какая цель нашего урока? - Научиться проверять парную согласную в конце слова (открывается цель урока на доске) - Прокомментируйте орфограмму в слове Гриб. (Учитель пишет на доске, дети в тетрадях) В слове есть парная звонкая согласная буква, которая на конце слова оглушается. - Как проверить орфограмму? - Сможем ли мы применить известные алгоритмы проверки для слова гриб? (Предполагаемые ответы детей.) - В какой части слова находится орфограмма? - В корне слова. - Как мы умеем проверять орфограмму в корне слова? - Надо изменить форму слова гриб – грибы, грибок. - Нужный нам звук слышится? В этих словах согласный звук слышится звонко. - Смогли ли мы воспользоваться известным нам алгоритмом? Да. Чем отличается новый алгоритм от известных? В проверочном слове проверяемый согласный должен слышится ясно, после него стоит гласная. - Как проверить парный согласный на конце слова? - Сформулируйте правило. Чтобы проверить парную согласную букву на конце слова, надо изменить это слово или подобрать родственное так, чтобы после согласного звука появился гласный, и этот звук слышался ясно. - Откроем учебник и прочитаем правило. На доске появляется алгоритм проверки парного согласного в корне слова. надо: изменить … или подобрать … так, чтобы … - Повторите правило проверки по алгоритму. - Прочитайте 1 цепочку слов. Арбуз, арбузы, нет арбуза. - Какие это слова? Форма одного и того же слова. - Какое слово в цепочке требует проверки? Почему. В слове арбуз буква з, а звук с. - Какие слова будут проверочными и почему? В словах арбузы, нет арбуза согласный звук з произносится ясно. - Запишите в тетрадях сначала проверочные слова, а потом слово где согласная буква оглушается. Запись на доске и в тетрадях. - Как проверили парный согласный на конце слова? Ответы детей. - Поработаем в парах. Прочитайте следующую цепочку слов (на карточках). Дети проговаривают алгоритм проверки в парах, комментируют запись слов в громкой речи. Вот вам задание на выбор. - Вы самостоятельно сможете закончить это упражнение, применив алгоритм или поработать с текстом (карточка). Вставь слова подходящие по смыслу. Озаглавь текст. Выпал пушистый ______ . Слова для справок: но с/з, сне г/к, сугро б/п, моро з/с, са д/т, пру д/т, моро з/с. Желаю успеха! Дети работают в тетрадях, а один ученик на закрытой части доски. - Стоп! Закончим работу. Проверяем работу. Самопроверка по эталону (Правило в учебнике, запись на доске). – Кто выбрал 1 задание? Давайте сверим свои результаты. - Кто допустил ошибку при написании слов с парной согласной на конце слова? - Кто допустил ошибку в выборе проверочного слова? - Почему? - Над чем надо поработать? Запомнить алгоритм проверки парной согласной на конце слова и уметь применять его. - Молодцы, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «?» - У кого нет ошибок? Отлично! Умницы! Поставьте на полях «+». Повторное чтение правила проверки парной согласной на конце слова. Подсказки, как легче подобрать проверочное слово. - Это однокоренные слова? Нет. Изменили форму. – Кто выбрал 2 задание? –Когда вы сдадите работу, я проверю и узнаю, как вы с ней справились. Работа с доской. На доске текст. Постарайтесь списать весь текст и найти слова с новой орфограммой, в скобках написать проверочное слово. Образцом служит первое предложение. укутал деревья. Дуб в мохнатой шапке. На ветках берез белый шарф. Молодая елочка спряталась в сугроб. Не страшен деревьям холод и мороз. - Дети работают в тетрадях. - Стоп! Положите ручки. Кто сколько успел написать. - Прочитайте второе предложение. - Назовите слова с новой орфограммой. Проверочное слово. Молодцы! Вы сегодня прекрасно работали. Если успеем: Как вы думаете, а в словах обед и завтрак есть новая орфограмма? Почему? Докажите. (Подбирают проверочные слова) - Кто объяснит значение этих слов? В чем их сходство? В чем различие? Завтрак и обед – это приёмы пищи. Завтрак – это утренняя еда, обед – еда в середине дня. - Обед означает не только прием пищи в определенное время. Какое значение имеет обед в следующих предложениях. Сегодня у нас вкусный обед. (пища) Отец приехал в самый обед. (время) Магазин сейчас закрыт: обед. (перерыв в работе) У слова обед несколько значений, а у слова завтрак интересное происхождение. (Рассказ учителя). У слова обед несколько значений, а у слова завтрак интересное происхождение. Слово завтрак тесно связано со словом завтра. Чтобы приготовить еду, древним людям требовалось много времени. Для этого надо было обработать тушу убитого животного, зажечь огонь, приготовить еду. Пища готовилась на другое утро, на завтра, и поэтому называлась завтраком. С рассветом надо было идти на поиски новой пищи: ягод, корешков, растений. Некогда было ждать, пока приготовится еда. И в этом не было необходимости: завтрак был готов уже с вечера. В современных условиях можно приготовить завтрак за десять – пятнадцать минут и быстро его съесть. Но все равно он называется завтраком. - Запишите слова завтрак и обед. Поставьте ударение, выделите безударные гласные, запомните их написание. (Словарные слова) - Сколько здесь орфограмм? (по 2) - Назовите тему сегодняшнего урока? - Какие цели мы ставили перед собой? - Достигли ли мы этих целей? - Что нам помогло? Нарисуйте орфографическую горку в тетрадях на полях. - У кого были затруднения в работе? Дети поднимают рук. Вы стоите у подножия орфографической горки. Поставьте знак «?» - Вы хорошо усвоили алгоритм проверки парных согласных, на конце слова, но вам нужна помощь учителя. Вы стоите на склоне горы. Поставьте знак «+». Как вы думаете, следует ли нам потренироваться в нахождении и проверке слов с парной согласной на конце слова. Ответы детей. Д/з: Кто поднялся на вершину горы – дома придумать 5 предложений, в каждом должно быть слово с новой орфограммой. Кому было трудно, выполнить упражнение 227. Спасибо за работу. | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра. Регулятивные УУД: самостоятельно сформулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; вносить необходимые действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; владеть общим приёмом решения задач. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивные УУД: анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащихся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как на ходу его реализации, так и в конце действия. Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 2-й класс Тема: "Правописание парных согласных в конце слов"
Урок дает представление о способах проверки правописания согласных на конце слова;- учит различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами, сопостав...
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова
Цели: 1. Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...
Урок русского языка во 2 классе на тему: "Правописание парных согласных на конце слов" (программа "Перспектива")
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Основная цель урока - получить возможность продолжить осваивать логическое действие сравнение через установление противоречий между проверяемыми и ...
Открытый урок по русскому языку на тему "Правописание парных согласных на конце слова" - 2 класс, школа россии
Урок открытия новых знаний...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных на конце слова."
Материал содержит подробный план - конспект урока русского языка во 2 классе по теме : " Правописание парных соглассных на конце слова". Урок составлен по УМК "Начальная школа 21 века", но может быть ...
Урок-путешествие во 2 «Б» классе по теме "Правописание парных согласных на конце слова"
Урок-путешествие во 2 «Б» классе по русскому языку по теме "Правописание парных согласных на конце слова" Учитель начальных классо...
Конспект урока по теме: «Правописание парных согласных на конце слова»
Цель: развивать умение распознавать орфограмму,формировать навыки проверки парных согласных на конце слова....