Урок русского языка во 2 классе на тему: "Правописание парных согласных на конце слов" (программа "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Мусихина Ирина Федоровна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Основная цель урока - получить возможность продолжить осваивать логическое действие сравнение через

установление противоречий между проверяемыми и проверочными словами, тем самым получить возможность научиться подбирать проверочные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_posledniy.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по ФГОС во 2 классе по программе «Перспектива»

Тема урока: «Правописание парных согласных на конце слов»

Цели:

  1. метапредметная – получить возможность продолжить осваивать логическое действие сравнение;
  2. регулятивная – получить возможность ставить учебную задачу, способы решения её, самому оценивать свои результаты, планировать деятельность;
  3. коммуникативная – получить возможность участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свое мнение, освоение жанра доклада на основе схематической записи;
  4. личностная – получить возможность задаться вопросом для чего мне нужна эта тема и уметь на него ответить;
  5. предметная – помочь через понимание различий проверяемых и проверочных слов получить возможность научиться подбирать проверочные слова.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности.

- Поздоровайтесь.

- Давайте вспомним, какими качествами должен обладать успешный ученик?

2. Актуализация знаний.

-Лида написала на доске: «Шил-пыл у папужги зереньгий гослиг». Найдите ключ-шифр к решению этой задачи. Для этого нужно знать только одно свойство согласных русского языка.

Нашли разгадку. Молодцы! Объясните, как решили эту задачу.

- Вспомнили парные согласные, звуки [р],[н],[л],[й] не имеют пары по глухости-звонкости.

Работа в парах.

- Расскажите друг другу, какие парные согласные вы знаете.

- Представьте, однажды мне передали такую записку: «Ирина Федоровна, В школу не приду. Я заболел. У меня – гриб». (записка показывается через документ-камеру) Вы все поняли? Я не сразу! Что не понятно, что увидели? Почему я не смогла понять? (Объяснения детей)

Как вы думаете, почему так случилось? (Не знал правил орфографии)

Какое противоречие заметили?

- Значение слова – болезнь, а написание – то, что едим, то, что растет в лесу. Произносится [п], нужно написать «пп», можно написать «б». Парные согласные звуки могут обозначаться на письме разными буквами. Буквы парных согласных могут обозначать разные звуки.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Тема: Правописание парных согласных на конце слов.

- Назовите проблему сегодняшнего урока. Какую задачу перед собой ставите?

- Как правильно писать слова с парными согласными на конце слов.

- Как будем решать эту задачу? Как решили задачу со словом «гриб» в записке?

- Я знаю, что болезнь пишется – «грипп».

- Я знаю, что парные согласные в конце слов пишутся по-разному. Надо выполнить задание, чтобы разобраться.

- Я вам предлагаю задание, которое поможет разобраться в проблеме, решить нашу задачу.

3.Построение проекта выхода из затруднения.

На доске: За деревней – [лук]

                 А на грядке – [лук]

                           А на речке – [плот]

                 А на груше - [плот]

- Запишите стихотворение, заменяя звуки буквами. Что у вас получилось?    Давайте запишем на доске (3 человека записывают свои варианты на доске).

Сравните. Получились разные варианты. Как удобнее записать результаты сравнения?

- В таблицу.

Признаки

- Что будет в первой колонке?

- Признаки

- Какие слова будем сравнивать?

- Луг – лук, плот – плод

- Что значит сравнить?

- Найти сходство и различие

- Предлагаю самостоятельно поработать в парах, заполнить таблицу.

После работы в парах заполняем таблицу на доске.

Признаки

Лук

Луг

плот

плод

Звук

[к]

[к]

[т]

[т]

Буква

К

Г

т

д

Место в слове

в конце

в конце

в конце

в конце

Проверочные

луковый

луга

плотик

плоды

Ход рассуждения детей:

В слове лук – слышится звук [к] и пишется буква ка.

В слове луг – слышится звук [к], а пишется буква гэ.

В слове плот – слышится звук [т] и пишется буква тэ.

В слове плод – слышится звук [т], а пишется буква дэ.

- Давайте произнесем все четыре слова. Сделайте вывод.

- В конце всех слов слышим глухой парный согласный.

- Такое явление в русском языке называется – оглушение. Когда происходит оглушение?

- Когда парные согласные стоят в конце слов.

- Какая возникла проблема у вас, как у учеников?

- Какую букву парного согласного писать в конце слова?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать слова?

- Правило.

- Что сейчас нам нужно сделать?

- Сформулировать правило.

- Подумайте, для чего в общей таблице пятая строка?

- Кто может доказать, почему в слове луг пишем букву гэ?

- В слове луг пишем гэ, потому что есть слово луга.

- Докажите правильность написания парных согласных в других словах.

- Как вы думаете, как называются слова - доказательства.

- Проверочные.

- А как называются те слова, которые мы проверяли?

- Проверяемые.

- Посмотрите внимательно в таблицу и дайте определение, какие слова называются проверочными?

- Слова, в которых после согласных стоят гласные, называются проверочными.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

- Мы проблему решили?

- Да.

- Что сделали для этого?

- Вывели правило проверки парных согласных в конце слов.

- Кто готов узнать, это правило работает только в этих словах или другие слова тоже можно проверить по нашему правилу? Как это сделать?

- Выполнить задание.

5. Самостоятельная работа и самостоятельная проверка по эталону.

Страница 107, упражнение 162.

  1. Выполняют задание.
  2. Проверяют по эталону.
  3. Оценивают себя.
  4. Делают выводы

- Правило действует.

- Кто готов ещё раз рассказать нам правило проверки?

6. Рефлексия деятельности.

-  Вернемся к записке. Что посоветуете автору записки?

- Выучить правило.

- Какое правило?

- Правило проверки парных согласных в конце слов.

- Что вы открыли для себя на уроке?

- Кто помог вам сделать открытие?

- Кто успешный ученик? Докажите.

- Всем спасибо.

Комментарии к уроку:

К концу урока на доске появляется следующая запись:

1. Тема

- Правописание парных согласных на конце слов.

2. Задача

- Научиться проверять парные согласные на конце слов.

3. Проблема

- Оглушение

4. План решения задачи (алгоритм)

- Найти парную согласную на конце слов.

- Найти проверочное слово:

  1. Изменить форму слова;
  2. Подобрать однокоренное слово.

Эта запись является планом-конспектом урока, по которому дети могут решать учебные задачи на следующем уроке.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка 2 класс "Правописание слов с парными согласными на конце слова"

Развивать умение распознавать слова, которые нужно проверять, подбирать проверочные, сравнивать согласные буквы в проверяемом и проверочном словах....

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»

Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка (ФГОС) Тема: «Написание слов с парными согласными на конце» 1 класс ПНШ

Актуализировать и дополнить знания обучающихся о написании слов с парными согласными на конце....