"Путь к слову"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.: Захарова Анна Модестовна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МОБУ "Руэмская СОШ",
Медведевского района Республики Марий Эл
Класс: 3 "А" класс
Предмет: русский язык
Тема: Путь к слову
Тип урока: урок-исследование, урок повторения и обобщение изученного
Дидактическая цель: создание условий для осознания, осмысления и закрепления информации средствами ИКТ, творческих заданий, формирование языкового и общего развития обучающихся путем проникновения в сущность изучаемого предмета, в богатство его связей со всеми родственными знаниями.
Задачи:
- систематизировать полученные знания обучающихся по теме «Имя существительное»;
- способствовать развитию связной устной и письменной речи, мыслительных операций, внимания, памяти, познавательных интересов, творческих способностей;
- воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.
Основные дидактические методы:
- частично — поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся;
- принцип целостности содержания образования;
- принцип ориентированной функции знаний;
- принцип развития;
- принцип комфортности.
Объектом исследования было слово доброта, которое рассматривалось с разных сторон науки о русском языке.
Основные виды деятельности обучающихся, ориентированные на достижение личностных результатов:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг»,
-развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку,
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.),
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;
Основные виды деятельности обучающихся, ориентированные на достижение метапредметных результатов:
познавательные:
-отвечать на простые и сложные вопросы учителя,
- находить необходимую информацию в словарях,
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
коммуникативные:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих жизненных речевых ситуаций,
- работать в команде разного наполнения (паре, целым классом), вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов, активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке, участвовать в обсуждениях. работая в паре, ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
регулятивные:
-самостоятельно организовывать свое рабочее место,
-следовать режиму организации учебной деятельности,
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
- определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя,
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
- корректировать выполнение задания в дальнейшем,
- оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении, т.е. оценивать правильность работы.
Основные виды деятельности обучающихся, ориентированные на достижение предметных результатов:
-находить в словах изученные орфограммы,
-систематизировать изученный материал по фонетике, морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису, лексике, использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
На этапе актуализации знаний формировались коммуникативные УУД: учет позиции других людей, умение слушать, вступать в диалог.
При работе в парах - регулятивные УУД: самостоятельное формирование нового и коррекция полученной формулировки на основе правила в учебнике.
В системе актуализации знаний было проведено повторение ранее изученного материала, имела место связь ранее изученного материала с новым.
При постановке цели урока формировались регулятивные УУД: целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.
Во время открытия нового знания формировались следующие УУД:
коммуникативные: контролировать действия партнера, учет позиции других людей, умение слушать, вступать в диалог;
регулятивные: умение контролировать свою деятельность по результату;
познавательные: общеучебные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы.
При создании презентации для урока анимации на слайды накладывала с той целью, что если ребята будут затрудняться в разрешении проблемной ситуации, то текст слайда будет подсказкой, а если проблемная ситуация будет разрешаться легко, то текст слайда будет подтверждением сделанных выводов.
На уроке использовались разные виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, как на доске, так и в тетрадях, чтение, слушание, рассказ, просмотр слайдов презентации, ответы на вопросы.
Присутствовали следующие виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа.
Для активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию были применены такие методы, как метод свободного выбора (свобода творчества – сочинение), активные методы (обучение действием, обсуждение в паре, ученики как исследователи), методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки).
Ход урока
Слайд 1-2
- Мотивация к деятельности. Организационный момент.
Подготовка рабочего места. Снятие психологического напряжения.
- Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Я думаю, что сегодня урок принесет нам радость общения друг с другом.
- Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, нашим гостям.
В добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание «В добрый час!» употреблялось не только при прощании и напутствии на какое-нибудь важное дело, но и в других ситуациях, требующих «сбережения» от злых сил и духов? Так, поговорка «В добрый час будь сказано!» основана на поверье, что «в добрый час» можно говорить все, что хочешь, а в «худой час» лучше всего отмолчаться. Надеюсь, что сейчас у нас с вами час добрый и мы можем не бояться и говорить все, что думаем.
Запись числа в тетрадях.
- Актуализация знаний и формулирование темы урока.
Слайд 3
- Ребята, сегодня на уроке продолжим исследование объектов русского языка.
- Что значит исследовать? Как вы это себе представляете? Ответы
Тема нашего исследования: слово. Но это слово не простое, а очень важное.
На уроках изобразительного искусства вы узнали, что цвета бывают теплыми и холодными. Посмотрите на доску и уберите только те буквы, которые написаны холодными цветами, у вас останутся теплые цвета. Составьте и прочитайте заданное слово.
Доброта - это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке.
Тема нашего исследования – слово ДОБРОТА
(Записывают в тетрадь)
Активизируем наше внимание:
-разотрем уши;
- разотрем ладони.
Итак, в добрый путь по разделам русского языка!
Посмотрим на слово «доброта» с разных сторон науки о языке.
(работа в листах самопроверки)
Слайд 4
- Обратимся к лексике.
Лексика - раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Минимальной единицей речи является - слово. Слово имеет внешнюю форму - звуковую оболочку.
Слайд 5
Угадайте слово [ й, о л к а], [ м, а ч,], [ п, а т, ], [ н, а н, а], [ л, и с а].
Слайд 6
Послушайте известное стихотворение Ирины Токмаковой:
А я придумал слово, простое слово «плим»…
Вот прыгает и скачет плим, плим, плим.
И ничего не значит - плим, плим, плим.
«Плим» - это слово? (Нет)
Не любые звуки, взятые вместе, бывают словом. Кроме внешней формы, слово должно иметь внутреннее содержание. Это его лексическое значение.
Слайд 7
Что же обозначение слово «доброта»? У него несколько значение (многозначное).
Слайд 8
Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру как качество человека. (В.И. Даль)
- Делающий добро, отзывчивый, с мягким характером - добрый человек; добрая душа
- И что самое интересное, к каждому значению как бы тянутся слова - единомышленники - синонимы, и слова - антонимы.
Синонимы? Антонимы?
Давайте попробуем найти синонимы и антонимы к словосочетаниям:
Слайд 9
- Добрый человек (добродушный, добросердечный, гуманный, злой)
- Добрый совет (хороший, полезный, плохой, глупый)
- Добрые дела (полезные, скверные, страшные)
Слайд 10
А можно ли изобразить доброту? (Нет)
А я все-таки попробовала. Посмотрите на эти рисунки. Посмотрите внимательно, можно ли определить где добрый, где сердитый человек?
(Человек, испытывающий злобу, некрасив, неприятен.)
Слайд 11-12
Обратимся к фонетике.
Фонетика- раздел языка, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги.
- Выполним фонетический разбор слова «доброта»
Произнесите слово - доброта -. Сколько звуков [ о] вы слышите?
У вас получились разные ответы. Давайте сделаем анализ слова и выясним, кто из вас прав? [ д а б р а т а]
Сколько же звуков [ о ] ? ( Ни одного)
(работа в листах самопроверки)
-Тогда почему мы не слышим [ о], а пишем букву О в двух случаях? Что есть в этом слове? (орфограмма).
Слайд13
Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил правописания.
Слайд 14-15
Как проверить написание слова? (Запись в тетрадях)
Слайд 16
Самостоятельная работа в парах конверт №1
- Попробуйте и вы решить некоторые орфографические задачи на карточках, вставьте в окошки пропущенные буквы, если выполните верно, то сможете прочесть слово. А потом из 3 слов - составьте высказывание:
Доброта лучше красоты. (Запись в тетрадях)
физминутка "Доброта"
Добрым быть совсем, совсем не просто (качаем головой)
Не зависит доброта от роста (приседаем)
Так подарим людям радость эту (разводим руки)
Пусть шагает доброта по свету (шагаем)
Слайд 17
Обратимся к морфологии.
(Морфология - раздел русского языка, в котором изучаются слова, как части речи.)
- Какой частью речи является слово доброта?
- Что обозначает имя существительное?
- Назовите постоянные и изменяемые морфологические признаки имени существительного.
Карточка-подсказка «Робот» у каждого на парте.
- Сейчас перенесите эти знания на наше слово, дайте ему полную характеристику. (Морфологический разбор - доброта)
(работа в листах самопроверки)
Слайд 18
Следующий раздел науки о языке, куда мы отправимся, чтобы дальше исследовать наше слово - это словообразование.
Словообразование - процесс образования новых слов.
-Вспомните, из чего может состоять слово?
-Может ли слово не иметь суффиксов? окончания? приставки?
-А без чего слово не может быть? (без корня)
-Проведем разбор слова. ( у доски)(доброта - корень- ДОБР, суффикс ОТ, окончание А).
(работа в листах самопроверки)
-Какие слова называются родственными или однокоренными? (Имеющие одинаковый корень и близкое по смыслу значение)
-Придумайте родственные слова к слову доброта. (Доброта - добро, добряк, добрая)
Слайд 19-23
- Существует в специальном словообразовательном словаре Тихонова - более 100 слов с корнем - добр-: добрейший, добренький, предобрый, добряк, добрячок, добреть, добро, задобрить - в них 1 корень.
- Но есть слова, состоящие из двух корней: добродушный, добросердечный, добросовестный, доброжелательный.
Слайд 24
3. Самостоятельная работа в парах. Работа с пословицами.
- Синтаксис – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.
- Посмотрим, как употребляется слово доброта в нашей речи.
В русском языке много пословиц о доброте.
конверт №2
- Составьте из рассыпанных слов- карточек пословицы, объяснить их смысл.
Доброго человека дела славят.
Добро помни, а зло забывай.
За добро добром платят.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Слайд 26
Выполним синтаксический разбор пословицы:
Доброго человека дела славят. (У доски и в тетрадях)
(работа в листах самопроверки)
- Итог урока. Рефлексия.
- Мы сегодня рассмотрели с вами слово "доброта" с разных точек зрения.
-Какие разделы науки о языке мы сегодня вспомнили?
Слайд (обобщение) 27
- Что для вас было просто выполнить?
- Что еще нужно повторить, закрепить?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Поднимите руки те, кто работал в полную силу?
- А теперь те, кто работал хорошо, но недостаточно?
-Посмотрите на свои листы само и взаимопроверки. Итог.
- Домашнее задание.
Написать мини-сочинение "Мой добрый поступок"
(в тетрадях для творческих работ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных гласных. Подбор проверочных слов путем изменения формы слова.
Наряду с образовательной задачей большое место отвожу на уроке коррекционной и развивающей работе. Чтобы заинтересовать детей, подбираю интересный, занимательный материал. Вовлекаются сказ...
Рабочая программа предметного кружка "Путь к слову" (Русский язык, начальная школа).
Рабочая программа предметного кружка разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Данная программа позволит расширить и углубить знания учащихся по русскому языку, будет способство...
"Пути работы над усвоением правописания словарных слов"
Представленный опыт работы над правописанием словарных слов поможет учителям начальных классов найти пути решения этой проблемы....
Рабочая программа предметного кружка « Путь к слову»
Данная программа рассчитана на детей 9-10лет . Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
групповое логопедическое занятие: "Изменение смысла слов, путем замены в словах гласной ы на и." (2 класс)
Цель: уточнить умения различать парные звуки И и Ы по их акустическим и артикуляционным признакам...
"Путь к слову"
программа внеурочной деятельности...
Пособие по развитию речи "Путь к слову"
ООП НОО определены требования ФГОС к речевой деятельности младших школьниковЧто же мы видим сегодня?Речь современной молодежи вызывает беспокойство учителей, родителей, представителей старшего поколен...