Рабочая программа предметного кружка « Путь к слову»
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Данная программа рассчитана на детей 9-10лет . Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_slovu_ruskiy_yazyk.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа предметного кружка « Путь к слову» (русский язык)
Пояснительная записка.
В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Рабочая программа кружка «Путь к слову» - управляющий документ, определяющий цели и задачи курса, его содержание, требования к подготовке обучающихся, а также учитывая особенности общеобразовательного учреждения. Настоящая рабочая программа является основой для организации деятельности учителя и обучающегося, так как содержание образования определяет отбор материала, видов деятельности, форм, методов и средств обучения, характер деятельности учащихся по освоению знаний и умений.
Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития способностей младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно развитие этих качеств у ребёнка. Чтобы учебная деятельность стимулировала развитие созидательных способностей ребёнка, её следует специальным образом организовать.
Цель и задачи программы.
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Данная программа рассчитана на детей 9-10лет . Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Ожидаемые результаты учащихся
- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
- Участие в школьных и районных олимпиадах.
Методическое обеспечение программы
Методы и формы организации
Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся параллельных классов. Основу составляют школьники, мотивированные на изучение русского языка.
Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
Это могут быть и конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, олимпиады, интернет-олимпиады, Неделя русского языка и литературы.
Формы подведения итогов реализации программы
Проводится олимпиада, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Олимпиада выявляет лучшего знатока русского языка.
На занятия в кружке отводится 35 часов (1 час в неделю)
-на проведение викторин «Умники и умницы»- 4-ч.
- марафон знаний – 1ч
- творческие работы – 3ч.
- конкурсы – 1 ч.
Тематическое содержание.
№ п/п | Название раздела | Кол. часов |
Вводное занятие | 1 час | |
раздел ФОНЕТИКА | 7 часов | |
раздел ЛЕКСИКА | 8 часа | |
раздел МОРФОЛОГИЯ | 6 часа | |
раздел ОРФОГРАФИЯ | 7 часов | |
раздел СИНТАКСИС | 6 часов | |
Итого: | 35 часов |
Календарно- тематическое планирование кружка «Путь к слову»
№ п/п | дата | Тема занятия | ЗУН | Коррекция программы | |
1. | Вводное занятие | Познакомиться с детьми, дать представлении о том, чем мы будем заниматься на кружке. | |||
| |||||
2 | Меня зовут Фонема. Буквы, звуки, ударение. | Познакомить с понятием- фонема, которая изучает звуки речи. Повторить что такое транскрипция. Через самонаблюдения сформировать правила: в русском языке 6 основных гласных звуков, букв же 10, все согласные бывают звонкие, глухие, мягкие, твёрдые. Есть 5 звонких непарных согласных (СОНОРНЫЕ). Х,Ц,Ч,Щ звучат глухо, Ж, Ш, Ц, - всегда твёрдые, Ч,Щ,Й – всегда мягкие. Ь,Ъ – звуков не образуют. Повторить правила переноса. И через дидактический материал просмотреть правильность выполнения задания. | |||
3 | Фонетика. Метаграммы. | ||||
4 | Тайны Фонемы. Ключ к тайнам фонемы. | ||||
5 | Фонетический чайнворд | ||||
6 | Звуки живут по закону. Слог. Перенос. | ||||
7 | Его величество ударение. | ||||
8 | Викторина по разделу «Умники и умницы» 1 | ||||
| |||||
9 | Синонимы « Слова - братья» | Дать понятие синонимов, антонимов, фразеологизмы. Уметь подбирать к словам синонимы, антонимы. Подбирать особые обороты, устойчивые выражения. | |||
10 | Антонимы | ||||
11 | Фразеологизмы | ||||
12 | Слова, пришедшие в русский язык из других языков | ||||
13 | Тайна имени | ||||
14 | От собственных имен к нарицательным | ||||
15 | Разгадывание детских кроссвордов | ||||
16 | Викторина по разделу «Умники и умницы» 2 | ||||
| |||||
17 | Словообразование | Дать понятия морфемы. Повторить этапы разбора слова по составу. Уметь находить слова по схеме. Подбирать однокоренные слова. | |||
18 | Трудные случаи правописания корней | ||||
19 | Чередование согласных в корне. | ||||
20 | Сложные слова | ||||
21 | Викторина «Умники и умницы» 3 | ||||
22 | Творческая работа. Что такое анаграммы? (1 | ||||
4 раздел ОРФОГРАФИЯ(7 часов) | |||||
23 | Удвоенные согласные. | Повторить правила правописания: безударных гласных, парные согласные. Вспомнить о роли Ь, Ъ знаков. О словах, в которых пишутся удвоенные согласные. Проверить знания детей. Повторить правила письма слов с непроизносимыми согласными. Познакомить с шарадами | |||
24 | Мягкий знак. Твёрдый знак. | ||||
25 | Двойная роль букв ЕЁЮЯ | ||||
26 | Парные звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. | ||||
27 | Непроизносимые согласные. | ||||
28 | Творческая работа . Что такое шарады? (2) | ||||
29 | Марафон знаний (1) | ||||
5 раздел СИНТАКСИС (6 часов) | |||||
30 | Предложение . История слов | ||||
31 | Части речи. Предлоги и приставки. | Дать понятие о синтаксисе. Уметь выделять существительные, прилагательные, глаголы, предлоги , частицы, союзы. Пол схеме составлять предложения | |||
32 | Творческая работа. Ребусы (3) | ||||
33 | Викторина «Умники и умницы» (4) | ||||
34 | Дидактические игры, упражнения, головоломки. | ||||
35 | Лингвистический конкурс: логогрифы, метаграммы, палиндромы, анаграммы | Познакомить детей с логорифмами, метаграммами, палиндромами, анаграммами. Учить детей разгадывать их. Самим составлять. |
Литература :
- «Материалы по занимательной грамматике» А.Т. Арсирий – М. 1991г.
- «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» Т.В. Ходова – М. : «АЙРИС- пресс» 2007г.
- «Школьные олимпиады» Н.Г. Белицкая А.О. Орг - М.: «АЙРИС- пресс» 2007г.
- Дидактический материал по русскому языку «Юным умникам и умницам» Л.И. Тикунова. М.Н. Корепанова.
- Книга «Весёлая грамматика»В. В.Волина– М. : издательство «Знание», 1995г.
- Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» О. Холодова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предметного кружка "Путь к слову" (Русский язык, начальная школа).
Рабочая программа предметного кружка разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Данная программа позволит расширить и углубить знания учащихся по русскому языку, будет способство...
Рабочая программа предметного кружка по окружающему миру "Я и мир"
Рабочая программа предметного кружка по окружающему миру "Я и мир". Основной целью кружка является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой родине - Югре....
Рабочая программа предметного кружка по окружающему миру "Я познаю мир"
Программа курса «Я познаю мир» разработана с целью расширения курса «Мир вокруг нас» для обучающихся 3-4 классов, предусмотренным фед...
Рабочая программа предметного кружка по русскому языку "Занимательная грамматика"
Программа предметного кружкапо русскому языку«Занимательная грамматика»(в соответствии с ФГОС)...
Рабочая программа по кружку "В мире слов " для 4 класса
Рабочая программа по кружку "В мире слов" для 4 класса включает в себя пояснительную записку и поурочное планирование на год по ФГОС и может быть подспорьем в работе учителю 4-х классов....
Рабочая программа предметного кружка "Юный астроном"
Астрономия – одна из прекрасных и увлекательных наук о природе. Она открывает картину мира, в котором мы живём. Её изучение возвышает человека и оказывает влияние на формирование его личности. Из мечт...
Рабочая программа предметного кружка "Занимательное языкознание"
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО, примерной программой по учебному предмету «Русский язык» для начального общего образования, включённой в содержательный раздел Основной обр...