"Путь к слову"
рабочая программа (4 класс) на тему
программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок "Путь к слову"
Рабочая программа по кружку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 26.11.2010 г. № 1241 (далее ФГОС НОО), соответствует планируемым результатам обучения по русскому языку, литературному чтению в начальной школе.
Рабочая программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 4-го класса.
Всего: 34 учебных часа (1 час в неделю)
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.
Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;
4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Методическое обеспечение программы
Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
Это могут быть и конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, олимпиады, интернет-олимпиады, Неделя русского языка и литературы.
Формы подведения итогов реализации программы
Проводится олимпиада, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Олимпиада выявляет лучшего знатока русского языка.
Планируемые результаты освоения кружка "Путь к слову":
-находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём, давать лексическое толкование слова;
- различать простое предложение и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в предложениях;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова;
- писать мини-сочинения на предложенную тему, исправлять речевые ошибки в сочинениях;
- читать учебно-научные тексты, владеть правильным типом читательской деятельности;
- делить текст на части, составлять его план;
- характеризовать морфологические признаки частей речи;
- давать краткий и подробный ответ на грамматическую тему.
На занятия в кружке отводится 34 часа (1 час в неделю)
-на проведение виктории "Умники и умницы"- 4-ч.
- марафон знаний – 1ч
- творческие работы – 3ч.
- конкурсы – 1 ч.
Тематическое содержание
№ п/п | Название раздела | Кол. часов |
1. | Вводное занятие | 1 ч |
2. | раздел ФОНЕТИКА | 7 ч |
3. | раздел ЛЕКСИКА | 7 ч |
4. | раздел МОРФОЛОГИЯ | 6 ч |
5. | раздел ОРФОГРАФИЯ | 7 ч |
6. | раздел СИНТАКСИС | 6 ч |
Итого: | 34 ч |
Календарно- тематическое планирование кружка "Путь к слову"
№ | дата | Тема занятия | Характеристика учебной деятельности | |
1. | Вводное занятие | Дать представлении о том, чем мы будем заниматься на кружке. | ||
1. Раздел ФОНЕТИКА (7 часов) | ||||
2. | Меня зовут Фонема. Буквы, звуки, ударение. | Познакомить с понятием- фонема, которая изучает звуки речи. Повторить что такое транскрипция. Через самонаблюдения сформировать правила: в русском языке 6 основных гласных звуков, букв же 10, все согласные бывают звонкие, глухие, мягкие, твёрдые. Есть 5 звонких непарных согласных (СОНОРНЫЕ). Х,Ц,Ч,Щ звучат глухо, Ж, Ш, Ц, - всегда твёрдые, Ч,Щ,Й – всегда мягкие. Ь,Ъ – звуков не образуют. Повторить правила переноса. И через дидактический материал просмотреть правильность выполнения задания. | ||
3. | Фонетика. Метаграммы. | |||
4. | Тайны Фонемы. Ключ к тайнам фонемы. | |||
5. | Фонетический чайнворд | |||
6. | Звуки живут по закону. Слог. Перенос. | |||
7. | Его величество ударение. | |||
8. | Викторина по разделу «Умники и умницы» 1 | |||
2. Раздел ЛЕКСИКА (7 часов) | ||||
9. | Синонимы « Слова - братья» | Дать понятие синонимов, антонимов, фразеологизмы. Уметь подбирать к словам синонимы, антонимы. Подбирать особые обороты, устойчивые выражения. | ||
10. | Антонимы | |||
11. | Фразеологизмы | |||
12. | Слова, пришедшие в русский язык из других языков | |||
13. | Тайна имени | |||
14. | От собственных имен к нарицательным | |||
15. | Викторина по разделу «Умники и умницы» 2 | |||
3. Раздел МОРФОЛОГИЯ(6 часов) | ||||
16. | Словообразование | Дать понятия морфемы. Повторить этапы разбора слова по составу. Уметь находить слова по схеме. Подбирать однокоренные слова. | ||
17. | Трудные случаи правописания корней | |||
18. | Чередование согласных в корне. | |||
19. | Сложные слова | |||
20. | Викторина «Умники и умницы» 3 | |||
21. | Творческая работа. Что такое анаграммы? (1 | |||
4. Раздел ОРФОГРАФИЯ(7 часов) | ||||
22. | Удвоенные согласные. | Повторить правила правописания: безударных гласных, парные согласные. Вспомнить о роли Ь, Ъ знаков. О словах, в которых пишутся удвоенные согласные. Проверить знания. Повторить правила письма слов с непроизносимыми согласными. Познакомить с шарадами | ||
23. | Мягкий знак. Твёрдый знак. | |||
24. | Двойная роль букв Е Ё Ю Я | |||
25. | Парные звонкие и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. | |||
26. | Непроизносимые согласные. | |||
27. | Творческая работа . Что такое шарады? (2) | |||
28. | Марафон знаний (1) | |||
5. Раздел СИНТАКСИС (6 часов) | ||||
29. | Предложение . История слов | Понятие о синтаксисе. Уметь выделять существительные, прилагательные, глаголы, предлоги , частицы, союзы. По схеме составлять предложения Знакомство с логорифмами, метаграммами, палиндромами, анаграммами | ||
30. | Части речи. Предлоги и приставки. | |||
31. | Творческая работа. Ребусы (3) | |||
32. | Викторина «Умники и умницы» (4) | |||
33. | Дидактические игры, упражнения, головоломки. | |||
34. | Лингвистический конкурс: логогрифы, метаграммы, палиндромы, анаграммы |
Литература :
- «Материалы по занимательной грамматике» А.Т.Арсирий – М. 1991г.
- «Подготовка к олимпиадам по русскому языку» Т.В. Ходова – М. : «АЙРИС- пресс» 2007г.
- «Школьные олимпиады» Н.Г.Белицкая А.О. Орг- М.: «АЙРИС- пресс» 2007г.
- Дидактический материал по русскому языку «Юным умникам и умницам» Л.И. Тикунова. М.Н. Корепанова.
- Книга «Весёлая грамматика»В. В.Волина– М. : издательство «Знание», 1995г.
- Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» О. Холодова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных гласных. Подбор проверочных слов путем изменения формы слова.
Наряду с образовательной задачей большое место отвожу на уроке коррекционной и развивающей работе. Чтобы заинтересовать детей, подбираю интересный, занимательный материал. Вовлекаются сказ...
Рабочая программа предметного кружка "Путь к слову" (Русский язык, начальная школа).
Рабочая программа предметного кружка разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Данная программа позволит расширить и углубить знания учащихся по русскому языку, будет способство...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-328906-1382965301.jpg)
"Пути работы над усвоением правописания словарных слов"
Представленный опыт работы над правописанием словарных слов поможет учителям начальных классов найти пути решения этой проблемы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-283837-1424966758.jpg)
Рабочая программа предметного кружка « Путь к слову»
Данная программа рассчитана на детей 9-10лет . Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/19/picture-792292-1463675449.jpg)
групповое логопедическое занятие: "Изменение смысла слов, путем замены в словах гласной ы на и." (2 класс)
Цель: уточнить умения различать парные звуки И и Ы по их акустическим и артикуляционным признакам...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-179114-1360337829.jpg)
Пособие по развитию речи "Путь к слову"
ООП НОО определены требования ФГОС к речевой деятельности младших школьниковЧто же мы видим сегодня?Речь современной молодежи вызывает беспокойство учителей, родителей, представителей старшего поколен...