Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 1-4 класс
рабочая программа по русскому языку на тему

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 1-4 клсс (русский язык и литература). Перспективная начальная школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №24»

СОГЛАСОВАНО:

Педагогический совет школы

протокол № ____

«_____» _______________ 20_____ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

_________________

Т.В. Воробина

Приказ № _____

«_____» _______________ 20_____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Русский язык»

1 – 4 класс

(Русский язык и литература)

Составитель:

Шумайлова О.А.,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

Новокузнецк  2018

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский язык»

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

6) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

7) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

8) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

9) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

10) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Личностные результаты.

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использовать знаково-символические средства представления информации;
  • осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.
  • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  
  • проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

-уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

-  уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

-понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

-стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

-уметь задавать вопросы;

- овладеть начальными представлениями о нормах русского литературного языка и -правилах речевого этикета;

-уметь применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; уметь проверять написанное;

-находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

-уметь контролировать свои действия, проверять написанное.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить    выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
  • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
  • находить нужный текст упражнения, правило или таблицу;
  • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
  • свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление", быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах  нужную информацию;
  • работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных    типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.  

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
  • осуществлятьсотрудничество с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе
  • выполнения совместной деятельности на уроке;

В  рамках инициативного сотрудничества:

  • освоить разные формы учебной кооперации(работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

В рамках коммуникации  как взаимодействия:

  • понимать основание  разницы  заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано  высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
  • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

        Содержательная линия.

        Раздел «Фонетика и графика»

  • различать звуки и буквы;
  • характеризовать звуки русского языка;
  • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

        Раздел «Состав слова (морфемика)»

  • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

        Раздел «Лексика»

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

        Раздел «Морфология»

  • определять часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
  • определять три типа склонения существительных;
  • определять название падежей и способы их определения;
  • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

        Раздел «Синтаксис»

  • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
  • определять однородныечленыпредложения;
  • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

        Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

  • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
  • применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
  • использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);
  • определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
  • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.

        Содержательная линия «Развитие речи»

  • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
  • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
  • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
  • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
  • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
  • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

 Содержание учебного предмета

«Русский язык»

  1. Фонетика и орфография.

Правильное название букв.Различение звуков и букв: буква как знак звука.  Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Обозначение буквами звука [й'].  Построение звуковой схемы слова.

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды- в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а дру[к], ло[ж]ечкало[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Перенос слов.

Прописная  буква  в  начале  предложения,  в  именах собственных.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением.

Правописание сочетаний чк, чн, нч,чт,щн.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительныхь и ъ.

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь).

Непроизносимые согласные.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.

Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с, приставок на  -с, -з-

Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).

Правописание предлогов.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного.

Написание суффикса –ок- после шипящих.

Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).

Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).

Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного.

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.

Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»).

Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях.

Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.

Безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин );

Безударные окончания имен прилагательных.

Не с глаголами.

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лицаединственного числа (пишешь, учишь).

Мягкий знак в глаголах в сочетании –ться.

Безударные личные окончания глаголов.

Звукобуквенный разбор слова.

  1. Графика

Различение звуков и букв: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Правильное название букв.

Устанавливать последовательность звуков в слове и их количество.

Различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить.

Определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный.

Различать гласный звук [и] и согласный звук [й].

Различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.                                                                                                                

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.

Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса,абзац.Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

  1. Морфемика и словообразование

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Представление о значении суффиксов и приставок.

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

 Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых).

 Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно.

Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Сложные слова с соединительными гласными.

Разбор слова по составу.

  1. Морфология и лексика

Слова-названия предметов, признаков, действий.

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Одушевленные и неодушевленные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь).  Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь).

Морфологический разбор глаголов.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы   и, а, но, их роль в речи.

Частица  не, ее значение.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

IV.    Синтаксис и пунктуация  

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения.  Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Формирование умения составлять схему предложения.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Запятая между частями в сложном предложении.

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

  1. Развитие речис элементами культуры речи

Текст. Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом.

Последовательность предложений в тексте. Абзац.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1 класс

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Графика

101

2

Фонетика и орфография

28

3

Морфология и лексика

11

4

Синтаксис и пунктуация

14

5

Развитие речи  с элементами культуры речи

6

ИТОГО

160 часов

2 класс

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Фонетика и орфография

67

2

Морфемика и словообразование

6

3

Морфология и лексика

52

4

Синтаксис и пунктуация

15

5

Развитие речи  с элементами культуры речи

30

ИТОГО

170 часов

3 класс

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Фонетика и орфография

67

2

Морфемика и словообразование

6

3

Морфология и лексика

52

4

Синтаксис и пунктуация

15

5

Развитие речи  с элементами культуры речи

30

ИТОГО

170 часов

4 класс

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Фонетика и орфография

28

2

Морфемика и словообразование

14

3

Морфология и лексика

68

4

Синтаксис и пунктуация

25

5

Развитие речи с элементами культуры речи

35

ИТОГО:

170 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...