Урок русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени". Урок открытия новых знаний, на котором формируется представление о глаголах-исключениях, умение проверять безударные личные окончания глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: Русский язык
УМК: «Школа России»
Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс: 4
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ф.И.О учителя: _________________
Цель | Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление. Образовательная: Познакомить с глаголами-исключениями; со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. |
Задачи | -формировать представление о глаголах – исключениях; - формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение; -совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания; -способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности; - воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе; - прививать интерес к русскому языку |
Формируемые УУД | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные: Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний . Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Iспряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов, глаголы-исключения. |
Межпредметные связи | Литературное чтение |
Методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Ресурсы: - основные
- дополнительные | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко « Поурочные разработки по русскому языку», приложение на электронном носителе, диск (CD-ROM). Учебник с.94-95, упражнения 192, 193, тетрадь, раздаточный материал. |
Оборудование | Компьютер, проектор, экран |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
| - Ребята, начинаем урок русского языка. У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними (Добрый день!) - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - Ребята, прочитайте хором русскую народную пословицу: Грамоте учиться – всегда пригодится. - А теперь запишем ее в тетрадях, правильно выполняя соединения букв. | К – планируют учебное сотрудничество учителем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учится; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2. Актуализация знаний. Цели: - организовать повторение изученного; --актуализировать знания по теме глагол -активизировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний. | Организует повторение изученного. | Записывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы, объясняют написание орфограммы. Обобщают знания по теме глагол.
| - Прочитайте словосочетания Увидели в музее, смеялись от радости, сидим не скамейке, набрали много земляники, подъезжали к столице. - Какую орфограмму мы будем повторять? ( Безударные падежные окончания имен существительных.) - Спишите, вставьте пропущенные окончания имен сущ., укажите их падеж. Фронтальная проверка с объяснением. - А что вы знаете о глаголе? Блиц-опрос. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
3. Самоопределение к деятельности Цель: - Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы . | Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели урока. Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.
| Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения, делают выводы совместно с учителем.
| - Прочитайте предложения, называя пропущенные окончания глаголов. Звенят весёлые ручейки. Уже цветёт подснежник-хохлатка. Берёза распускает свои клейкие листочки. - А если глагол распускает я напишу с окончанием –ит? Кто из нас будет прав? - Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение? (Оно безударное. В безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку.) - Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Научиться их писать без ошибок.) | Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
4. Изучение нового материала | Организует изучение нового материала.
| Читают сведения о языке. Рассказывают сказку про царство «Глагол» Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют правило. | - А для того, чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями мы с вами изучаем спряжение глагола. - Откройте учебник на с. 94. - Прочитайте сведения о языке. - Как определить спряжение у безударных личных окончаний глаголов? ( По неопределенной форме.) - Какие глаголы относятся ко 2 спр.? - К 1 спр.? - Назовите глаголы –исключения. - Как Вы понимаете выражение глаголы-исключения? ( Это глаголы, которые не подчиняются правилу.) Сказку про страну Глаголов. Рассказывают учащиеся Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. -И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Вступление учителя. Но у этой сказки есть продолжение Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой: - Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам. - По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними. Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ. Я, царь Глагол , повелеваю: жителей своего царства – глаголы гнать, держать, дышать, слышат; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении, а глаголы брить, стелить - в 1 спряжении. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата |
5.Физминутка Цель: отдых
| Предлагает выполнить движения согласно физминутке. | Выполняют физминутку.
| ||
6. Первичное закрепление. Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях. | Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий. | Знакомятся с глаголами- искл., определяют спр. глаголов по неопределенной форме, распределяют их на группы (работа на интерактивной доске)
| Так и появились глаголы – исключения. Мы создали с вами схему – помощницу. Как вы думаете, почему она так называется? - Сколько глаголов – исключений на – ать? Назовите их. -Сколько на –еть? Назовите их. Сколько на –ить? Назовите их. ( 2 глагола – брить, стелить) -Давайте познакомимся с ними ближе. - Глаголы- исключения, приглашаем вас выйти к доске. - Представьтесь, пожалуйста! ( Я глагол гнать, ………….) - У вас на партах лежат рифмованные стихотворения. - Прочитайте. ( Читает один ученик.) - Давайте поможем нашим глаголам встать в том порядке, как они расположены в стихотворении. Мы называем глаголы, а ребята становятся в ряд. - А сейчас глаголы разойдитесь и перемешайтесь. - А теперь распределим их по спряжениям. Мне нужны помощники – 3 человека. Держать таблички и распределять. - Скажем спасибо нашим артистам ( рассаживайтесь по местам.) - Схема и стихотворение помогут вам запомнить глаголы-исключения. Работа по учебнику -Упр. 192 устно. - CD | Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схему для получения информации; Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. |
7. Закрепление изученного материала. Цели: -зафиксировать новое содержание урока; | Организует закрепление изученного материала. | Выполняют упр. 193.: выписывают глаголы, определяют спр., образуют форму глаголов 2 л., ед.ч., настоящего времени. | Вернемся к предложению Берёза распускает свои клейкие листочки. - распускает – распускать (на ать), значит в окончании глагола ставим безударную е, показатель 1 спр.
Работа по учебнику - Упр. 193. Прочитайте. - Какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица ед. ч.? ( ешь, ёшь, ишь) - Выполните задания самостоятельно. - Взаимопроверка, взаимооценка – оцените свою работу и работу соседа) | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь обобщать знания, учащиеся делают вывод о вежливых словах Личностные УУД: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания. Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, осуществляют пошаговый контроль своих действий. |
8. Итог урока. Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы. | Организует подведение итога урока. | Анализируют полученную информацию, делают выводы. Подводят итог урока | - Какая задача стояла перед нами в начале урока? ( научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов.) - Решили мы эту задачу? ( решили) - О чём надо помнить, когда пишешь безударное окончание глагола? (надо ставить глагол в неопределённую форму, определять спряжение, не забывая о глаголах- исключениях.) | Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные УУД: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные УУД: проявляют интерес к предмету. |
Домашнее задание.
| Инструктаж по выполнению домашнего задания | - Записывают в дневниках дом.задание: упр. 194 (с. 95), выучить правило ( с. 94). | - Как вы считаете, какое задание вам необходимо выполнить дома ? ( нам надо такое задание, которое помогло бы нам без ошибок писать безударные окончания. Дома мы должны потренироваться). | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения |
Оценка работы обучающихся на уроке. | Оценивает работу обучающихся | |||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Делают самооценку своей деятельности. | - Если вы поняли тему урока, нарисуйте знак ( улыбающееся солнышко), а если не поняли, то знак хмурого солнышка. Затем учитель вручает каждому учащемуся лист самооценки с заданием «Закончить фразу» Я вспомнил… Я закрепил… Я повторил… Я узнал новое… Несколько человек зачитывают свои ответы. | Личностные УУД: способность к самооценке Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени". 4класс.
Конспект урока русского языка, презентация к уроку, приложение....
Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".
Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...
Урок русского языка в 4 классе (УМК "Школа России" , Учебник Т.Г. Рамзаевой) на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
Урок посвящен дню космонавтики (50-летие первого полета человека в космос)...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .Планируемые результаты:Личностные:- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неу...