Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устойчивые сочетания слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Щукина Людмила Ивановна

Урок позволит закрепить понятие о фразеологизмах. Учащиеся смогут раширить знания по теме урока. Материал урока научит включать в свою речь фразеологизмы, делая её меткой и острой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

                                                                   Подготовила и провела: Щукина Людмила Ивановна

                                                                   Круглинский филиал МБОУ Кочетовской СОШ

                                                                   Мичуринский район Тамбовской области

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: Устойчивые сочетания слов

Цель урока: Продолжить знакомство с устойчивым сочетанием слов, закрепить понятие – фразеологизмы, расширить знания по данной теме.

Планируемые результаты:

предметные: закрепить понятие о фразеологизмах, продолжить знакомство с устойчивым сочетанием слов.

личностные:находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать делать выводы, сравнивать, воспитывать интерес к предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях. 

Тип урока:Закрепление знаний

Оборудование: Русский язык.2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: УМК «Перспектива»

Компьютер, проектор, экран, презентация. Плакат с фразеологизмами, текст рассказа, тест.  Светофорчики, фишки, цветные карандаши.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

1мин

- Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов!
– А сейчас пора за работу. Сели красиво и правильно, записали дату в тетрадь

Готовить рабочее место, настроится на работу.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

2.

Актуализация знаний

4 мин

 Орфографическая минутка:

  1. Вв, Зз, Мм, Сс

 2)  Воробей, заяц, медведь, сорока, собака

Письмо с образца, запись под диктовку

3.

Сообщение темы урока и постановка учебной задачи

5 мин

- Наш урок я начну с шуточного стихотворения, но в тоже время оно поучительное.  А вы, ребята, внимательно послушайте это стихотворение и определите тему урока

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час как говорится

Готов сквозь землю провалиться

О чем же думал он вчера?

Когда баклуши бил с утра?

- О чем это стихотворение?

- Почему я назвала его поучительным?

- А кто уже догадался , какая тема нашего урока?

( Тема нашего урока – фразеологизмы).

- Вспомните, что вы знаете о фразеологизмах?

(В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов, которые называются фразеологизмами)

- Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Читать стихотворение

Отвечать на вопросы

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

4.

5.

Решение частных задач

Практич.: работа в группах

Практич.: работа над упражнением

Выборочное списывание. Работа с текстом.

 Физкультминутка

Тест

Творческая работа

Практич.:  работа над упражнением

Домашнее задание

30 мин

- Русский язык богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи.

- Если это лучшее украшение нашей речи, для чего нужны фразеологизмы?  (Они делают нашу речь более выразительной и богатой)

- Действительно, они необходимы для украшение нашей речи и делают нашу речь более выразительной и богатой.

- Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?

- А кто знает, что означают фразеологизмы из нашего стихотворения?

(Повесил нос - был в плохом настроении.)
Сквозь землю провалился – стыдно. Бил баклуши – бездельничал.)

- Сейчас объединитесь в группы: Мыслители и Мудрецы и вспомните, какие есть фразеологизмы со словом «нос». (За каждый ответ – фишка)

задирать нос – гордиться 
водить за нос – обманывать
клевать носом – спать
остаться с носом – потерпеть неудачу
встретиться нос к носу – близко
зарубить на носу – хорошо знать

- Вот мы с вами повторили, что такое фразеологизмы. Сейчас чтоб закрепить наши знания откройте страницу 37 и прочитайте правило профессора, где он нам расскажет о фразеологизмах.

- И так, повторим что такое фразеологизмы?

- Сейчас найдите упражнение 52.

- Что необходимо сделать?

- В синей рамке даны фразеологизмы, а в розовой - их значение, нужно соединить фразеологизмы с их верным значением.

- Запишите в тетрадь. Работа с учебником.

Многие фразеологизмы пришли к нам из прошлого. О том, что такое «баклуши» мы узнаем из учебника (выразительное чтение) с. 38

 Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

- Как вы поняли, что такое баклуши?

(Это чурбанчики из липового дерева.)

 -  Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши. Спишите предложение.

Весь день Глеб бездельничал.

• Назовите орфограммы.

• Переделайте предложение, включив в него устойчивые сочетания.

- Сравните записанные предложения. Какое из них ярче?

-  Фразеологизмы придали предложению особую меткость и остроту.

- А как приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

- Прочитаем рассказ: (чтение по ролям)

- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

А Саша стучит.

- Прекрати стук! - сказал папа.

А Саша стучит...

Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..

Стучит...

- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

- Я машину чиню...

А бабушка:

- Всему своё время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш - в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

-  Найдите 10 фразеологизмов.  Подчеркните  и выпишите их. Проверка.  

Как об стенку горох

Ему хоть кол на голове теши

Сказано – сделано

Не видать тебе как своих ушей

Всему своё время

Ему про Ерёму, а он про Фому

Да ты как с Луны свалился

Русским языком сказано

Ну, хватит воду в ступе толочь

Кашу маслом не испортишь

– А теперь пришло время отдохнуть.

Фразеологизмы нам также помогут и провести зарядку.

  • Его вешают, приходя в уныние (дети показывают нос)
  • Ее можно ломать, сильно думая над чем-то (голова)
  • Они чешутся, если очень хочется что-то сделать (руки)
  • Ими хлопают, если что-то не понимают (уши)
  • Его проглатывают, когда человек молчалив (язык)
  • Их можно держать на макушке (уши)
  • В ней может быть ветер (голова)
  • В него набирают воды, когда молчат (рот)
  • Его задирают те, кто зазнался (нос)
  • Его держат за зубами, если хранят секрет (язык)
  • Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)

 “О каком человеке говорят?..”

У него денег куры не клюют:

а) бедный;        

б) богатый.

Он сухим выйдет из воды:

а) ловкий;        

б) робкий.

Он звёзд с неба не хватает:

а) умный;        

б) глупый.

У него семь пятниц на неделе:

а) ненадёжный;        

б) надёжный.

Он перебивается с хлеба на квас:

а) богатый;        

б) бедный.

-Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма.

Обведите нужную букву.

- Часто фразеологические обороты связаны с названием животных. Вот послушайте стихотворение.

Ученик:

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу) 

- Искреннюю, но неумелую услугу, которая принесёт вред. 

- Сейчас мы отправимся во фразеологический зверинец

•Болтлива как...

•Нем как...

•Хитёр как...

•Труслив как...

•Надут как...

•Изворотлив как...

•Упрям как...

•Колючий как...

Проверка

Вывод: Такие фразеологизмы дают характеристику человеку, его поведению.

- В нашей школе есть мальчик Боба. Его зовут Боба – Зоопарк. Почему? А потому, что он на переменах задирается и дерётся как петух. А на уроках молчит как рыба. Зато на бабушку рычит как лев. Перед папой дрожит как заяц. А перед мамой ходит как лис. Вы не знакомы с ним?

- Посмотрите на рисунок в учебнике с. 38

- Ну, а этот фразеологизм с пониманием добра “наоборот” достался нам от

охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте

на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное

пожелание добра. 

Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

- И я желаю вам удачи в изучении русского языка. “Ни пуха, ни пера” 

- Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что,

научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы

будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет

 для вас, ребята, верным другом.

И наш урок русского языка мы закончим минуткой красивого письма.

http://rudocs.exdat.com/data/395/394651/394651_html_1f8bc4ac.jpg 

- Сделать карточку, на которой записать фразеологизм, объяснить значение фразеологизма и нарисовать к нему рисунок.

Работать в группах

Работать над упражнением

Выполнять упражнение

П:извлекают необходимую информацию из собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р:осмысляют учебный  материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

6.

Итог урока. Рефлексия

(предметная)

Слово учителя, ответы на вопросы.

Выявление группы: победителя, знатоков русского языка

5 мин

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Что такое фразеологизмы?

- Приведите пример любого фразеологизма.

- Для чего они нужны в нашей речи

- У кого были затруднения сегодня на уроке?

- Кто был активным на уроке?

- Кто считает, что он хорошо поработал?

- Если вы хорошо усвоили эту тему, поднимите зеленый карандаш, если сомневаетесь, то желтый, если плохо усвоили эту тему, то поднимите красный карандаш или ручку

Оцените себя, как вы работали на уроке.

На доске написаны столбиком фразеологизмы:

- засучив рукава

- держа ушки на макушке

- бил баклуши

- работал до седьмого пота

- мотал на ус

- считал ворон

- смотрел во все глаза

- ловил мух

Прочитали, подумали, каждый выйдет к доске и поставит фишку около того фразеологизма, который описывает его работу.

Подводят итоги своей работы на уроке.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Технологическая карта урока русского языка по теме Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России". Тема "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов  в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...

Технологическая карта урока русского языка в 1классе "Правописание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ"

Предмет Русский языкУМК«Школа России»Класс1 классТип урокаУрок закрепления знаний и формирования УУДТехнология построения урока ИгроваяТемаПравописание слов с сочетаниями ЖИ &nda...

Технологическая карта урока русского языка «Учимся писать сочетания чу-щу» (2 класс), УМК «Начальная школа 21 века»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся навыка написания слов с сочетаниями чу/ щуЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающих...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...