Развитие орфографической зоркости у младших школьников
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3 класс) на тему

Лауженкова Инесса Владимировна

Одной из самых актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся начальной школы. Именно здесь, в начальной школе, закладываются основы грамотности, здесь впервые сталкиваются с понятиями «правильность речи», «литературная языковая норма».

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими навыками, для успешного применения правил.

Значит, эту способность у учащихся надо воспитывать. Вопрос заключается в том, как это следует сделать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                      Развитие орфографической зоркости

                                 у младших школьников

Мы так привыкли к словам - читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поём... Язык нам нужен, как воздух. Поэтому одной из самых актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии обучающихся начальной школы. Именно здесь, в начальной школе, закладываются основы грамотности, здесь впервые сталкиваются с понятиями «правильность речи», «литературная языковая норма».

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и реальная грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это одежда мысли, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.

Сегодняшний и завтрашний человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами национального языка, культурой национальной речи.

Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию утвердилось направление, учитывающее в первую очередь языковую природу орфографических единиц, опирающееся на принципы орфографии и на типы орфограмм.

В центр обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Такой метод логичен, он требует очень точного знания и самих правил, и грамматических условий их применения.

Однако методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правило, но и на всю систему языкового развития и на развитие орфографических навыков.

Грамотное письмо, как показал многолетний опыт, не может быть усвоено вне системы языковых знаний и умений. Механический путь обучения правописанию может дать видимость успеха лишь по отдельным видам орфографии. Поэтому учителю, обучающему детей основам орфографии, необходимо знать, во-первых, природу русской орфографии как предмета обучения и, во-вторых, основные пути, и способы усвоения орфографии учащимися. И то, и другое - это объективные явления, не зависящие от случайных обстоятельств. Закономерности действуют и в орфографической системе русского языка, и в процессе ее усвоения каждым учеником. Зная эти закономерности, природу орфографии, пути и способы овладения ею, учитель сможет сознательно руководить формированием соответствующих знаний и навыков у обучающихся.

Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданиями на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, то есть найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Сформировать орфографическую зоркость - значит научить детей видеть орфограммы. Что же такое «орфограмма»?

Термин «орфография» составлен на основе греческих слов orthos - «правильный» и grapho - «пишу» и буквально обозначает «правильное письмо». Поморфемньм переводом, калькой иноязычного по происхождению термина, служит собственно русское слово правописание (прав-о-писание). Эти термины считаются синонимами, и в словарях один какой-либо из них толкуется через другой: орфография - то же, что правописание, или наоборот: правописание - то же, что орфография. Но правописание часто понимается в более широком, чем орфография, значении: все «правильное письмо», включая пунктуацию, а также то, что устанавливается алфавитом (исходное значение букв) и графикой (обозначение сочетаний букв без учета конкретных слов). Орфография при этом понимается более узко - только часть правил письма, только часть науки о письме.

Впрочем, и орфография не всегда толкуется достаточно определенно. Очень часто ее определяют, например, как систему правил написания слов, но ведь написание слов определяется не только орфографией, но и графикой. Было бы точнее сказать так: орфография - это правописание слов в той части, которая не определена алфавитом и графикой. Что же это за часть? Ее можно определить так: если графика устанавливает свои написания с опорой на произношение, то к орфографической части написания слов относятся написания, не имеющие прямой основы в произношении.

Ценность русской орфографии - в строгом соблюдении орфографических правил. Известный отечественный языковед Л. В. Щерба писал: «Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо...»

Грамотное письмо - признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.

В русском письме есть такие случаи, когда трудно определить, какое написание является правильным. Выбрать такое написание можно только, опираясь на правило.

Такие написания, определяемые орфографией и требующие применения правил орфографии (притом любой ее части), называются орфограммами (греч. орфо - «правильный», грамма - «буква, знак»); так же называются и сами буквы, употребленные по правилам орфографии.

Орфограмма «работает» только в процессе письма в том случае, если пишущий ее моментально замечает. Орфографическая зоркость формируется стихийно, если не обучать целенаправленно нахождению орфограмм в словах, текстах с первых шагов письма в первом классе. Для проверки орфограммы требуется определенное пространство - так называемое орфографическое поле: например, правило написания чу - щу, то есть орфографическое поле в данном случае - это сочетание двух букв. Проверяя орфограммы, учащиеся постоянно пользуются орфографическим полем, не осознавая этого. Чтобы развивать орфографическую зоркость и орфографический навык, следует добиваться того, чтобы это действие стало осознанным. Для этого нужно формировать у учащихся умение обнаруживать орфограмму.

Как же может быть построено такое обучение? Прежде всего, необходимо уже в первом классе вооружать детей знанием тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.

Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил.

Покажем, как может быть проведена такая работа.

РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ

Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения.

Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться лишь на основе уровня владения фонетикой, грамматическим, словообразовательным материалом, а также развитым и активизированным словарем.

По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня овладения грамматическим и фонетическим материалом.

Поэтому в начальных классах принят такой порядок изучения орфографических правил, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории.

Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим.

Тем самым они избавляют пишущего от необходимости запоминать образ каждого слова и создают возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в соответствии с установленными языковыми нормами.

Под правилом, - по словам Д. Н. Богоявленского, - понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых факторов. Основное назначение правила - обобщать однородные орфограммы.

Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. В начальных классах используются в орфографической работе правила следующих типов.

1.        Правило-указание или запрещение.

Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила - «Правописание гласных после шипящих в словосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щy». Это правило опирается на развитый речевой слух учащихся, то есть на практическое значение фонетики и грамматики. Данное правило не имеет своего алгоритма, точнее, его алгоритм состоит из одного действия -«шага».

Примеры правил-указаний:

  • в сочетании чк-чн мягкий знак не пишется: почка, сочный;
  • одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить
    на другую;
  • буква й при переносе не отделяется от гласной: май-ка,
    мой-ся;
  • при переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится: кас-са, длин-ный.

2.        Правило-указание для  выбора  написания  из двух предлагаемых написаний (реже из нескольких вариантов).

Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на значение слова (словосочетания), либо на разбор слова, грамматический или фонетический анализ. Правило данного типа имеет алгоритм - не менее двух действий - «шагов».

Алгоритм правила «Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы»:

1-й шаг: прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится?

2-й шаг: назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? Отчестве? Фамилии?

3.        Правила - результат наблюдения над языком.

Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое написания.

Пример.

Общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково.

В этом правиле отражено самое первое знакомство с написанием безударных гласных и звонких/глухих согласных в корне слова.

4.        Грамматические правила (определения).

Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них даются орфографические правила.

Примеры грамматических правил:

  • Правила склонения имен существительных (создают основу правописания безударных падежных окончаний, главным образом существительных, -е, -и).
  • Правила согласования имен прилагательных с именами существительными, правила склонения имен прилагательных (создают основу правописания безударных падежных окончаний прилагательных) и др.

Характерно, что орфографическое правило без грамматических определений и правил просто «не срабатывает». Поэтому грамматические правила лучше всего включать в типологию правил орфографических.

Грамматические правила имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные - из 3-5 шагов. Эти алгоритмы играют роль распознавания (иногда их так и называют: алгоритмы распознавания).

Пример алгоритма распознавания приставки с целью ее правильного написания:

1-й шаг: найти в слове корень.

2-й шаг: определить, есть ли в слове приставка, назвать ее,

3-й шаг: определить, какое слово образовано с помощью приставки. От какого слова образовано?

4-й шаг: проговорить приставку отчетливо - по буквам. Запомнить: она всегда пишется одинаково (4-й шаг - орфографический).

5. Правило-предписание к выполнению действий.

Это правило только подсказывает прием проверки.

Примеры правила проверки безударных гласных и звонких / глухих согласных в корне слова, правописание безударных окончаний имен существительных, прилагательных, личных окончаний глагола и т. п.

Алгоритмы правил 5-й группы наиболее сложны, например, по проверке безударной гласной в корне:

1-й шаг: проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква.

2-й шаг: еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударный слог).

3-й шаг: подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова.

Подбирать до тех пор, тюка безударная гласная не окажется под ударением.

4-й шаг: сравнить проверяемое слово и проверочное.

5-й шаг: написать слово, проверить написанное (вслух или проговорить про себя).

Естественно, что правило с более усложненными алгоритмами усваивается труднее, а с простыми - легче.

Правила могут быть усвоены учащимися в готовом виде, по учебнику, но могут быть выведены самими учащимися индуктивным путем, на основе наблюдения и логики. Например, перед учащимися ставится проблема: «У Коли собачка, она такая круглая, он ее назвал Шарик». Как надо написать слово Шарик, кличку собаки, чтобы сразу отличать от слова шарик - игрушка? Первоклассники догадываются: «Пишется с большой буквы!» «Что пишется с большой буквы?» - «Клички животных» имена людей». Затем правило «выверяют» по учебнику и запоминают.

Усвоение правила идет значительно успешнее, если учащиеся выполняют задания, характер которых помогает выделить существенные положения правила.

Умственная активность учащихся поддерживается тем, что им постепенно приходится сопоставлять или сравнивать написание и произношение слова, части слова и т. п. В процессе сравнения выделяется существенное и отбрасывается несущественное. Важно и запись сделать так, чтобы выделяемый признак четко воспринимался.

Выделить основное - то, что должно быть отражено в правиле, - помогают вопросы, которые одновременно являются и планом формирования правила.

При изучении орфографического правила и его применении необходимо руководствоваться следующими вопросами:

а) Область применения правила: написанием какой части слова, части речи или грамматической формы управляет данное правило.

б)        Какие грамматические (словообразовательные, фонетические) сведения служат опорой, без чего правило применять невозможно?

в)        Какие сходные (сложные) случаи написания возможны, как их различить, разделить и противопоставить один другому?

г)        Какие ошибки учащихся наиболее вероятны в использовании изученного правила (прогнозирование), как их предупредить?

В процессе усвоения правила и его применения школьники осознают его структуру. Наиболее сложные орфографические правила имеют следующую структуру:

А) - цель проверки. Например: проверить написание имени существительного: е, и;

Б) - выделение грамматической основы слова. Например, для того чтобы определить склонение проверяемого имени существительного и его падеж;

В) - решение (выбор написания).

Например: окончание  пишется в Д. п. 1-го скл., в П. п. 1-го и 2-го скл,, окончание  пишется в Р. п. 1-го скл., в Р. п., Д. п. и П. п. 3-го скл.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими навыками, для успешного применения правил.

Значит, эту способность у учащихся надо воспитывать. Вопрос заключается в том, как это следует сделать.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза - выделения звуков и букв, морфем, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями и т. д.

Все эти занятия, упражнения по степени сложности и самостоятельности можно расположить в определенной последовательности;

1.        Звукобуквенный анализ слов

Этому приему работы должно уделяться большое внимание, так как самоконтроль при изучении звуков и букв опирается прежде всего на слух и произношение. Ученики должны научиться правильно произносить звуки, различать их и «переводить» звуки в буквы. Пишущий всегда отправляется от слышимого слова. Поэтому важно, чтобы ученики еще до письма умели определить, что их может затруднить, какая это трудность, и решить вопрос о правильном написании.

Письмо таких слов, в которых написание не расходится с фонетическим звучанием, не затрудняет учеников (дом, шар, стул), и все внимание их в этот период направлено на то, чтобы не допускать пропуска, замены, перестановки и т. п.

Необходимы и крайне важны наблюдения над особенностями звуков речи при анализе тех слов, написание которых расходится с произношением.

Например, перед записью слова мороз (1 класс) следует предложить детям такие вопросы: «Какой звук слышится на конце слова?», «Какую букву нужно написать?».

2.        Письмо с проговариванием

В основе этого письма - проговаривание по слогам.

Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее, например:

За - пишу з с гласной а и т. д.

Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «Пишу н, пишу ра [р] с гласной а...»

Такое письмо исключает пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шепотом, постепенно переходя на мысленное проговаривание. Проговаривание может быть как хоровое, так и индивидуальное.

3.        Списывание

Этот вид упражнений предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, можно пользоваться полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т. д. до конца упражнения.

4.        Комментированное письмо

Учащиеся не просто проговаривают по слогам предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.

5.        Письмо под диктовку с предварительной подготовкой

Развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается организованность, ответственность, самоконтроль, объективная самооценка.

6.        Письмо под диктовку

Сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо».

Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы учителю было слышно. Если кто-то «скопировал» неправильно (исказил окончание слова, безударную гласную в корне, парную согласную и т. п.), то предлагается еще раз повторить это слово всем, а затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и записывают слово по слогам.

7.        Письмо по памяти

Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается аккуратность, честность, дисциплинированность, самоконтроль.

8.        Творческие работы

Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения сосредоточиться на составлении и на записи своих предложений (диктуется каждое слово по слогам) и на логике изложения.

Основные виды творческих работ: сочинения, изложения, творческие диктанты, составление предложений по опорным словам и т. п.

При проведении творческих работ можно предложить детям пользоваться такой Памяткой:

а)        Составь рассказ.

б)        Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.

в)        Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.

г)        Проверь по слогам каждое слово.

д)        Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

9.        Грамматические зарядки

Их можно включать в каждый урок. Учитель произносит слово, одновременно на доске изображает его схему (в виде прямоугольника). Дети вдумываются в смысл, определяют, с маленькой или с большой буквы писать и почему. Если с большой, то учитель пририсовывает к прямоугольнику вертикальную черту. «Какие еще правила «спрятались» в этом слове?» - спрашивает учитель. Дети перечисляют.

Вариант одной из грамматических зарядок: «Какие буквы «спорят», какие побеждают в словах сугро..., сне..., заво..., шка..., рука...»?

Формированию орфографической зоркости учащихся способствует также работа над ошибками с Памяткой. Эта Памятка заполняется детьми в классе под руководством учителя, с изучения первых орфограмм. Приведем один из возможных вариантов.

Памятка

1.        Перенос слов.

Лу-жайка, лужай-ка. Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.

2.        Жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн.

Машина, жил, шина; чудо, щука; чашка, щавель; елочка, ночной.

3.        Большая буква в именах собственных.

Москва - название города.

Иванов Сергей Петрович - фамилия, имя, отчество.

С Жучкой - кличка животного.

4.        Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Грозы - гроза, снег - снега, поле - полях.

5.        Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Грибы - гриб, шуба - шубка.

6.        Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнышко - солнце, но: опасен - опасный.

7.        Правописание приставки.
Из__садика, но: переход.

8.        Разделительные твердый и мягкий знаки.

Подъезд, обезьяна.

9.        Раздельное написание предлога со словом.

В        лес, в        густой лес.

10.        Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Ночь - ж. р., мяч -м. р.

11.        Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

Озером (каким?) глубоким; К лесу (какому?) густому.

12.        Безударные падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади - 3-е склонение; Д.п. (по степи). Читали (о чем?) об улице - 1-е склонение, П.п. (о земле). Мечтали (о чем?) о космосе - 2-е склонение, П.п. (о коне).

13.        Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на -ить не искл., I спр.) - пишет.

Строить (на -итъ, II спр.) - строят.

Смотреть (искл., II спр.) - смотришь.

14.        Глаголы 2-го лица единственного числа.

Играешь - 2-е л., ед. ч.

В данную Памятку могут быть включены другие пункты по усмотрению учителя («Точки в конце предложения»; «Разбор предложения»; «Состав слова» и др.).

И, наконец, последнее. Для того чтобы способность видеть орфограммы находилась у учащихся не на интуитивной, а на теоретической основе, необходимо вооружение их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в самом правиле. Например: «безударные гласные», «парные согласные на конце слов» и т. д.

Поэтому, работая над орфографическим правилом, целесообразно вместе с детьми выделять существенные отличительные признаки орфограмм, учить их обнаруживать орфограммы по данным признакам.

Приведем некоторые упражнения, направленные на отработку названных умений:

  • Прочитать стихотворение (предлагается текст). На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
  • Прочитать текст. На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.
  • Выпишите из текста все слова на изученные правила.
  • Спишите текст, подчеркните все буквы на изученные правила,
  • Можно ли применить данное правило (указывается, какое) к словам (перечисляются слова)?
  • Запишите (под диктовку) только те слова, к которым применимо данное правило (указывается правило, перечисляются слова).
  • Найдите «четвертое лишнее».

Предлагается четыре слова, среди которых три - на одно правило, а четвертое слово - на другое. Например: шишка, снежинка, группа, машина.

  • Запишите (под диктовку) слова. Какие правила вы использовали, чтобы написать эти слова без ошибок?
  • Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать слова (перечисляются)?

Выполняя данного рода упражнения, ученик обращается к Памятке, видит перед собой список изучаемых орфограмм, способ их исправления и поэтому невольно запоминает их. А это, в свою очередь, способствует формированию орфографической зоркости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...

Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в на...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Материал содержит описание приёмов работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников. Из опыта работы учителя....

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....