Русский язык 3 класс - Закрепление и обобщение по теме "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Закрепление и обобщение по теме "Состав слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_sostav_slova.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку, 3 класс
Обобщение и закрепление изученного по теме «Состав слова».
Цели урока:
- обобщить знания об изученных орфограммах;
- закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
- закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова;
- учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь;
- развивать навыки индивидуальной работы;
- прививать любовь к русскому языку.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия
- Однокоренные слова, корень, суффикс, приставка, основа, орфограмма.
Оборудование урока:
- карточки с дифференцированным заданием;
- карточки с творческим заданием;
- кроссворд для работы со словарными словами;
- учебник, компьютер, мульмедийная презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
2. Минутка чистописания.
Физминутка для рук. (Скалка – с карандашом)
- Ребята, догадайтесь какую букву мы будем сегодня прописывать на минутке чистописания.
- Эта буква обозначает согласный звук, шипящий, всегда твердый, в словах может чередоваться со звуком г.
Правильно, это буква ж.
3. Объявление темы урока.
Работа в группах.
- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).
- Кто может назвать тему урока?
- Сформулируйте цель нашего урока.
4. Работа по теме урока.
Коллективное составление кластера
- Из каких частей может состоять слово? (Корень, приставка, суффикс, окончание, основа).
- Что называется корнем слова?
- Что называется приставкой?
- Как пишутся приставки со словами? А предлоги?
- Что называется суффиксом?
- Что называется окончанием?
-Что называется основой слова?
Условные обозначения частей слова.
- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.
- Вернемся к нашей букве. На что она похожа? (Ответы детей).
- Действительно эта буква похожа на снежинку. Как называются осадки выпадающие в виде снежинок?
- Послушайте четверостишье И.Кравченко:
И стало вдруг белым-бело,
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло,
Снег выпал. Чудо совершилось!
- Что можно слепить из снега?
- К нам в гости сегодня пришел Снеговичок. Он приготовил для вас много интересных заданий.
Орфографическая работа.
Снеговичок состоит из снега, а вы должны образовать от корня снег однокоренные слова и записать их. Но задание он усложняет- на карточках записаны части слова при помощи которых вы должны образовать новое слово.
- Проверьте, правильно ли вы записали слова: снегурочка, снеговик, подснежник, снежный, снежинка, заснежил, снеговики. (на слайде) - Взаимопроверка
- С помощью каких частей слова образовались новые слова? Какое слово “лишнее”? Почему?
- Правильно. Снеговики- это форма слова снеговик.
Задание (2 человека у доски):
I-й вариант
Разобрать по составу имена существительные женского рода.
II-й вариант
Разобрать по составу имена существительные мужского рода.
Выполнение разноуровневых заданий.
На парте лежат листы разного цвета (разноуровневое задание).
-Выберите то задание, с которым вы справитесь.
1-й уровень Запиши, устранив в каждом ряду “лишнее” слово. Разбери слова по составу. А) нос, носильщик, носик, носатый Б) гусь, гусята, гусеница, гусыня В) циркуль, цирк, цирковой, циркач |
2-й уровень Суффиксы и приставки перепутали свои места и получились неизвестные слова. Помоги всем частям слова найти свои места. Подбери каждому слово однокоренное. клеспрои, прискморий, ушкизба |
Физкультминутка.
- Внимательно читайте слова, которые я буду показывать, если в слове есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу и обмениваетесь хлопками. А если в слове нет приставки- вы разводите руки в стороны.
подписать, писать, делать, зделать, вез, вывез, занес, перенес, нес
- Если вы были внимательными, то заметили ошибку. Какую? (Зделать - сделать)
Работа с текстом.
Ребята, какой сейчас месяц? А вы знаете, что ноябрь – месяц "полузимник”. Пора холодных ветров и первого льда. В старину ноябрь величали “груднем” потому, что в этом месяце, смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах. Есть у ноября и другие прозвища – “листогной”, “предзимник”. Но у ноября есть и свои приметы.
- Снеговичок хочет поделиться своими секретами.
На доске записан текст с пропущенными орфограммами.
– Ё. (на)опушке (у)строил н.рку –
Будет з.ма очен. тёплой (в)бору.
Если же (в)ч.ще н.ра, (в)глубине,
Будут м.розы тр.щат. (по)в.сне.
– Объяснить орфограммы, записать текст.
– Найдите в тексте слово, которое соответствует схеме. Коллективная проверка. СХЕМЫ НА ДОСКЕ!
Физминутка для глаз.
Работа в парах. с. 98 упр. 188.- Расшифруй пословицы. Запиши составленные пословицы.
Коллективная проверка.
5. Итог урока.
Составьте слово по подсказкам:
А) в слове есть окончание и основа. Основа состоит из 3-х частей. Каких?
Б) корень, тот же, что и в слове обмен, в приставке есть 2 звука [э], которые обозначены буквой е, суффикс тот же, что в слове травка.
В) окончание - первая буква алфавита. Что это за слово?
- Молодцы, ребята!!! Мы выполнили все задания, которые приготовил нам Снеговичок и слепили для него друга. Потому что дружба - это замечательные и добрые отношения между людьми.
6. Рефлексия. (По слайду)
7. Домашнее задание.- Сочинить сказку о частях речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Безударные гласные в корне слова. Закрепление" 2 класс
Урок-сказка, русский язык, 2 класс...
Методическое описание интерактивного электронного образовательного ресур-са по предмету русский язык (УМК «Школа 2100»), при изучении темы «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?». Урок закрепления знаний. Тема: «Вопросы кто? что? к словам»
содержит материал, который поможет подготовиться к уроку русского языка во 2 классе по теме "Вопросы Кто? и Что? к словам"...
Индивидуальные задания по русскому языку на закрепление темы "Правописание слов с удвоенными согласными" 3 класс
Индивидуальные задания по русскому языку на закрепление темы "Правописание слов с удвоенными согласными" 3 класс...
Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"
Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...
Урок русского языка. Урок - путешествие. Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? (Закрепление)
Урок построен в виде игры, путешествие на воздушном шаре....
урок в 4 класс Русский язык . Закрепление о обобщение темы "Состав Слова"
Урок повторения, закрепления и обобщения. Проверка ЗУН по разделу "Состав слова" УМК "Школа России""Путешествие по городу "Состав слова"...
урок в 4 класс Русский язык . Закрепление о обобщение темы "Состав Слова"
Урок повторения, закрепления и обобщения. Проверка ЗУН по разделу "Состав слова" УМК "Школа России""Путешествие по городу "Состав слова"...