Русский язык 3 класс - Закрепление и обобщение по теме "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Андреяшина Яна Вячеславовна

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Закрепление и обобщение по теме "Состав слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_sostav_slova.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку,  3 класс

Обобщение и закрепление изученного по теме  «Состав слова».

Цели урока:

  • обобщить знания об изученных орфограммах;
  • закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
  • закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова;
  • учить детей наблюдать, сравнивать и делать выводы, развивать речь;
  • развивать навыки индивидуальной работы;
  • прививать любовь к русскому  языку.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

  • Однокоренные слова, корень, суффикс, приставка, основа, орфограмма.

Оборудование урока:

  • карточки с дифференцированным заданием;
  • карточки с творческим заданием;
  • кроссворд для работы со словарными словами;
  • учебник, компьютер, мульмедийная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

2. Минутка чистописания.

Физминутка для рук. (Скалка – с карандашом)

- Ребята, догадайтесь какую букву мы будем сегодня прописывать на минутке чистописания.

- Эта буква обозначает согласный звук, шипящий, всегда твердый, в словах может чередоваться со звуком г.

Правильно, это буква ж.

3. Объявление темы урока.

 Работа в группах.

- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/519156/img1.jpg

1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. 
(Пальто)
3. Корм для лошади. 
(Овес)
4. Защитник Отечества. 
(Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. 
(Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. 
(Морковь)
7. Из чего состоит предложение? 
(Слова).

- Кто может назвать тему урока?

- Сформулируйте цель нашего урока.

4. Работа по теме урока.

Коллективное составление кластера

- Из каких частей может состоять слово? (Корень, приставка, суффикс, окончание, основа).

- Что называется корнем слова?

- Что называется приставкой?

- Как пишутся приставки со словами? А предлоги?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

-Что называется основой слова?

Условные обозначения частей слова.

- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.

- Вернемся к нашей букве. На что она похожа? (Ответы детей).

- Действительно эта буква похожа на снежинку. Как называются осадки выпадающие в виде снежинок?

- Послушайте четверостишье И.Кравченко:

И стало вдруг белым-бело,
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло,
Снег выпал. Чудо совершилось!

- Что можно слепить из снега?

- К нам в гости сегодня пришел Снеговичок. Он приготовил для вас много интересных заданий.

Орфографическая работа.

Снеговичок состоит из снега, а вы должны образовать от корня снег однокоренные слова и записать их. Но задание он усложняет- на карточках записаны части слова при помощи которых вы должны образовать новое слово.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/519156/img2.jpg

- Проверьте, правильно ли вы записали слова: снегурочка, снеговик, подснежник, снежный, снежинка, заснежил, снеговики. (на слайде) - Взаимопроверка

- С помощью каких частей слова образовались новые слова? Какое слово “лишнее”? Почему?

- Правильно. Снеговики- это форма слова снеговик.

Задание (2 человека у доски):

I-й вариант

Разобрать по составу имена существительные женского рода.

II-й вариант

Разобрать по составу имена существительные мужского рода.

Выполнение разноуровневых заданий.

На парте лежат листы разного цвета (разноуровневое задание).

-Выберите то задание, с которым вы справитесь.

1-й уровень

Запиши, устранив в каждом ряду “лишнее” слово. Разбери слова по составу.

А) нос, носильщик, носик, носатый

Б) гусь, гусята, гусеница, гусыня

В) циркуль, цирк, цирковой, циркач

2-й уровень

Суффиксы и приставки перепутали свои места и получились неизвестные слова. Помоги всем частям слова найти свои места. Подбери каждому слово однокоренное.

клеспрои, прискморий, ушкизба

Физкультминутка.

- Внимательно читайте слова, которые я буду показывать, если в слове есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу и обмениваетесь хлопками. А если в слове нет приставки- вы разводите руки в стороны.

подписать, писать, делать, зделать, вез, вывез, занес, перенес, нес

- Если вы были внимательными, то заметили ошибку. Какую? (Зделать - сделать)

Работа с текстом.

Ребята, какой сейчас месяц? А вы знаете, что ноябрь – месяц "полузимник”. Пора холодных ветров и первого льда. В старину ноябрь величали “груднем” потому, что в этом месяце, смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах. Есть у ноября и другие прозвища – “листогной”, “предзимник”. Но у ноября есть и свои приметы.

- Снеговичок хочет поделиться своими секретами.

На доске записан текст с пропущенными орфограммами.

– Ё. (на)опушке (у)строил н.рку –
Будет з.ма очен. тёплой (в)бору.
Если же (в)ч.ще н.ра, (в)глубине,
Будут м.розы тр.щат. (по)в.сне.

– Объяснить орфограммы, записать текст.

– Найдите в тексте слово, которое соответствует схеме. Коллективная проверка. СХЕМЫ НА ДОСКЕ!

Физминутка для глаз.

Работа в парах. с. 98 упр. 188.- Расшифруй пословицы. Запиши составленные пословицы.

Коллективная проверка.

5. Итог урока.

Составьте слово по подсказкам:

А) в слове есть окончание и основа. Основа состоит из 3-х частей. Каких? http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/519156/img3.jpg

Б) корень, тот же, что и в слове обмен, в приставке есть 2 звука [э], которые обозначены буквой е, суффикс тот же, что в слове травка.

В) окончание - первая буква алфавита. Что это за слово?

- Молодцы, ребята!!! Мы выполнили все задания, которые приготовил нам Снеговичок и слепили для него друга. Потому что дружба - это замечательные и добрые отношения между людьми.

6. Рефлексия. (По слайду)

7. Домашнее задание.- Сочинить сказку о частях речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные задания по русскому языку на закрепление темы "Правописание слов с удвоенными согласными" 3 класс

Индивидуальные задания по русскому языку на закрепление темы "Правописание слов с удвоенными согласными" 3 класс...

Русский язык 3 кл. УМК "Школа России" "Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова"

Цели деятельности учителя:способствовать закреплению представлений об однокоренных словах; развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.Планируемые результа...

урок в 4 класс Русский язык . Закрепление о обобщение темы "Состав Слова"

Урок повторения, закрепления и обобщения. Проверка ЗУН по разделу "Состав слова" УМК "Школа России""Путешествие по городу "Состав слова"...

урок в 4 класс Русский язык . Закрепление о обобщение темы "Состав Слова"

Урок повторения, закрепления и обобщения. Проверка ЗУН по разделу "Состав слова" УМК "Школа России""Путешествие по городу "Состав слова"...