Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Методическая разработка урока для 4 класса по УМК "Перспектива".
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений
Цель урока: обобщить знания об имени прилагательном, как части речи;
Задачи: Образовательные:
совершенствование навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных, вырабатывание умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
Развивающие:
развитие коммуникативных навыков, навыков контроля; взаимоконтроля и самоконтроля в учебной деятельности;
развитие устной и письменной речи;
Воспитательные:
воспитание любви к своей Родине;
воспитание стремления детей к успеху в учебе;
воспитание чувства дружбы и товарищества.
Форма урока: урок-путешествие по малой Родине.
Технологии: сотрудничества, здоровьесберегающая.
Методы обучения: интерактивные обучающие структуры: Сигнал готовности, СОРТ КАРДС, словесный, наглядно-образный, частично-поисковый, системно-деятельностный.
Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, смайлики, словарь Ожегова, записи мордовских песен, карточки, песочные часы.
Формирование универсальных учебных действий:
- Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
- Регулятивные УУД: формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
- Познавательные УУД: формирование знаний об имени прилагательном, как части речи, его морфологических признаках;
осуществление поиска и умение выделять конкретную информацию.
- Коммуникативные УУД: формирование культуры межличностного общения через организации групповой, парной и индивидуальной работы.
Структура урока
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний
- Учебные действия по реализации плана. Обобщение и систематизация знаний и умений: теоретический и практический блок.
- Физкультпауза
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_zanyatie.docx | 53.07 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по русскому языку
Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном»
Автор: Долгова Людмила Николаевна
Место работы: МБОУ «Кильдюшевская средняя общеобразовательная школа»
Должность: Учитель начальных классов
Стаж: 25 лет
Категория: Высшая
Преподаваемый предмет: Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир
Адрес: Республика Татарстан Тетюшский район село Кильдюшево ул.Лесная, д.28.
Телефон: 89600357821, 8(84373)52202
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Кильдюшевской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу. Методическая разработка урока учитывает состав места проживания школьников и включает материал по этнической истории и культуре, а также природы, дополняя национально-региональный компонент.
Урок разработан в рамках реализации проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан». В него включены обучающие структуры Сингапурской методики, способствующие обучению детей навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также овладения навыками критического и креативного мышления для решения предлагаемых заданий.
Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений
Цель урока: обобщить знания об имени прилагательном, как части речи;
Задачи: Образовательные:
совершенствование навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных, вырабатывание умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
Развивающие:
развитие коммуникативных навыков, навыков контроля; взаимоконтроля и самоконтроля в учебной деятельности;
развитие устной и письменной речи;
Воспитательные:
воспитание любви к своей Родине;
воспитание стремления детей к успеху в учебе;
воспитание чувства дружбы и товарищества.
Форма урока: урок-путешествие по малой Родине.
Технологии: сотрудничества, здоровьесберегающая.
Методы обучения: интерактивные обучающие структуры: Сигнал готовности, СОРТ КАРДС, словесный, наглядно-образный, частично-поисковый, системно-деятельностный.
Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, смайлики, словарь Ожегова, записи мордовских песен, карточки, песочные часы.
Формирование универсальных учебных действий:
- Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
- Регулятивные УУД: формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
- Познавательные УУД: формирование знаний об имени прилагательном, как части речи, его морфологических признаках;
осуществление поиска и умение выделять конкретную информацию.
- Коммуникативные УУД: формирование культуры межличностного общения через организации групповой, парной и индивидуальной работы.
Структура урока
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний
- Учебные действия по реализации плана. Обобщение и систематизация знаний и умений: теоретический и практический блок.
- Физкультпауза
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Технологическая карта учебного занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Психологический настрой | - Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. | - слушают | Регулятивные УУД: выражение положительного отношения к процессу познания, проявлять внимание. |
2.Самоопределение к деятельности. Мотивация учебного занятия. | - Я часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною надо дорожить! Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь. (О.Головко) - Какая часть речи может так себя характеризовать? - Почему у этой части речи такое название? К чему оно прилагается? - С какой частью речи оно дружит? - Давайте сформулируем тему нашего урока. | - слушают - отвечают - рассуждают - имя прилагательное - к имени существительному - дружит с именем существительным «Имя прилагательное» | Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; извлечение необходимой информации из текста |
3. Постановка учебной задачи. Целеполагание. | - Сегодня у нас обобщающий урок по теме имя прилагательное. Слайд 1 - Сформулируйте цели нашего урока. Слайд 2 | - сегодня на уроке мы повторим то, что знаем об имени прилагательном. И закрепим умение правильно их писать и употреблять в своей речи, обобщим полученные знания. | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; определение последовательности действий; Личностные УУД: смыслообразование |
4.Словарная работа | - Сегодня мы с вами, обобщая свои знания об имени прилагательном, отправимся в удивительное путешествие по родному селу Кильдюшево и постараемся получить самые яркие впечатления от той красоты, что нас окружает. - От какого слова образовано прилагательное «родное» - Как вы понимаете значение этого слова? - Вам было предложено найти этимологию слова Родина. - Какая может быть родина? | - от слова «родина» - работа по словарю Ожегова - Слово «родина» произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из них – потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени Россов назывался Родень (родня). Он был назван в честь бога Рода. - думают и называют прилагательные (милая, красивая, любимая и т.д.) | Регулятивные УУД: анализ собственной работы, принятие учебно-познавательной задачи и сохранность ее до конца учебных действий; Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения, осознают личное отношение к малой родине |
4.Обобщение и систематизация знаний | 1 остановка «Строки о селе» Слайд 3 (звучит мелодия песни «Велезе Кеджвеле (село Кильдюшево)» - Стихотворение про село Кильдюшево (перевод с мордовского) На пригорке, где солнце встает, Село построил мордовский народ. Кильдюшево – по- русски зовут. Кильдеш – веле –мордовочки поют. Семьей единой дружно живем. Вместе мы трудимся, песни поем. Родник Кереметь нас веками хранит. Святая вода от невзгод исцелит. - В этом стихотворении найдите имена прилагательные. Докажите. Запишите в тетрадь и укажите падеж имен прилагательных. - От чего зависит падеж имени прилагательного? 2 остановка «Объекты и достопримечательности села» Слайд 4. - Подумайте и назовите, какие объекты и достопримечательности есть на территории нашего села? Запишите эти слова, подобрав к ним прилагательные. Укажите род имен прилагательных. - В каком случае мы не можем определить род имени прилагательного? - Рассортируйте полученные словосочетания по родам. 3 остановка «Жемчужина села» Работа по книге «В веренице времен» Слайд 5 - Какую достопримечательность называют «Жемчужиной нашего села? Что обозначает слово «Кереметь?» - Издавна в нашем селе существует обычай. Если летом в жаркую пору долго не бывает дождя, то бабушки приходят к роднику, поднимаются к полю и просят бога, чтобы пошел дождь. - А когда еще люди собираются у родника? - Какая книга рассказывает про нашу малую родину? - На стр.27 найдите статью про родник. Прочитайте 1 абзац, найдите прилагательные, поставьте вопрос к ним. Определите род, падеж и число, где это возможно. - Какие правила мы должны соблюдать у родника. - Ребята, давайте проследим движение воды из родника Кереметь. Слайд 6 - Как вы знаете, 2016 год объявлен Годом водоохранных зон в Республике Татарстан, а именно Волги и Камы. Значит, наш родник – это часть великой и могучей реки Волги. Мы должны сохранить нашу достопримечательность. Слайд 7 4 остановка «Физкультминутка) Звучит мордовская песня «Марлюня» 5 остановка «Символ родины» Слайд 8. -Эта песня называется «Марлюня» в переводе с мордовского «Яблонька». Что вам известно об этом дереве? - Вспомните занятие по краеведению в музее. Какие предметы быта изготовлялись из яблони? - Составьте и запишите предложение со словом со словом яблоня, не забудьте использовать имена прилагательные. Далее разберите предложение по частям речи и членам предложения. Покажите сигнал готовности. Проверка 6 остановка «Весна в моем селе» Слайд 9. Работа по учебнику - Сегодня первый мартовский урок. Но весна наступила только по календарю, кругом еще лежит снег. Но сердце человека чувствует это время года, и весна просится сама в душу. - А сейчас откройте учебники на с.68-69. Прочитайте задание и запишите в тетради те словосочетания, в которых говорится о весне. Будьте внимательны при написании окончаний. Проверка выполнения. 7 остановка «Разгадай слово». - Участник №1 достает зеленые листочки и раздает их всем членам команды, причем каждый участник получает листок со своим номером. Далее на большом листе в клеточки вы должны записать букву вашего ответа. В конце задания у вас должно получиться слово. По окончании работы покажите сигнал готовности. | - слушают. - они отвечают на вопросы: народ (какой?) мордовский, семьей (какой?) единой, вода(какая?) святая - запись в тетрадь: Мордовский народ (И. п.), единой семьей (Т.п.), святая вода (И.п.). - от падежа имени прилагательного Структура СОРТ КАРДС (У каждого ученика по 3 листочка. По заданной теме за 1 минуту дети размышляют над прилагательными к достопримечательностями и объектам села, после окончания времени за следующую 1 минуту записывают словосочетания сущ.+прил. На листочках, которые потом ложат в центр стола словом верх. - когда имя прилагательное стоит во множественном числе. - родник Кереметь - Кереметь – это место для моления. - В ночь на Крещение-19 января. - «В веренице времен» - читают текст -находят прилагательные -записывают в тетради Роднику (какому?) святому, источник (какой?) святой, по поверьям (каким?) народным, курган (какой?) могильный. - думают, называют. - работа по карте (Родник Кереметь - овраг Лепэ – пруд Бабий –речка Кильна – река Свияга – река Волга) - выполнение движений, используя элементы мордовского танца. - это самое любимое и почитаемое дерево мордовского народа. А еще это дерево – символ чистоты. - Повседневные и праздничные ложки. - индивидуальная работа: составление и разбор предложений - выборочное письмо, определение окончаний прилагательных - взаимопроверка - индивидуальная работа: думают, выбирают, записывают. 1. Выбери правильный ответ: «Что такое имя прилагательное»? (получится слово «Молодцы») | Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение структурировать знания УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя |
5.Итог урока Рефлексия | Вернемся к схеме: - Обобщили мы свои знания об имени прилагательном? - Покажите свое настроение с помощью смайликов. | - Сегодня на уроке мы обобщили свои знания об имени прилагательном. | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |
Д/задание | Написать мини-сочинение о родном крае | Записывают д/з |
Список литературы и Интернет-источников
2. http://newfound.ru/shkolniku/3-klass-tekhnologicheskaia-karta-uroka-obobshchenie-znanii-ob-imeni-prilagatelnom/?singlepage=1
4. В веренице времен. О.Н. Евсеев, Тетюши, 2013
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Второе марта. Классная работа. М м
Цели урока:
1 остановка « Строки о селе» На пригорке, где солнце встает, Село построил мордовский народ. Кильдюшево – по- русски зовут. Кильдеш – веле –мордовочки поют. Семьей единой дружно живем. Вместе мы трудимся, песни поем. Родник Кереметь нас веками хранит. Святая вода от невзгод исцелит.
2 остановка «Объекты и достопримечательности села»
3 остановка «Жемчужина села»
Схема движения родника Кереметь. Родник Кереметь - овраг Лепэ – пруд Бабий –речка Кильна – река Свияга – река Волга
2016 год объявлен Годом водоохранных зон Волги и Камы в Республике Татарстан
5 остановка «Символ Родины»
6 остановка «Весна в моем селе»
7 остановка «Разгадай слово» Выбери правильный ответ: 1.«Что такое имя прилагательное »? 2. В какой строке записаны окончания имени прилагательного мужского рода ? 3 . В какой строке записаны прилагательные – синонимы ? 4. Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании ВЕСЕНН… НАСТРОЕНИЕ? 5 . В каком предложении есть прилагательное среднего рода? 6. В какой пословице слово ТРУД употреблено в винительном падеже? 7. Какая буква пишется в окончании имен прилагательных в словосочетаниях?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Организовывать повторение и обобщение сведений о грамматических признаках имён прилагательных и имён существительных.Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена...
Учебно-методическая разработка по русскому языку 2 класс по теме:" Обобщение знаний об имени существительном"
Технологическая карта урока...
Методическая разработка Урок русского язык в 3 классе "Падежи имен существительных"
Урок демонстрирует реализацию современных образовательных технологий, направленных на развитие познавательных способностей обучающихся на уроках русского языка. Цель урока: создание условий для формир...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Падежные окончания имен существительных 1 спряжения".
Урок русского языка в 4 классе по теме"Падежные окончания имен существительных 1 спряжения".Тип урока: урок открытия нового знанияЗадачи урока:Образовательные: создать содержательные и орган...
Методическая разработка. Урок русского языка в 3 классе: "Склонение имен существительных в косвенных падежах"
Технологическая карта урока русского языка Предмет: Русский языкКласс: 3УМК: начальная школа XXI века Тема: Склонение имен существительных в косвенных падежах.Тип урока: Объяснение нового ма...
Конспект урока по русскому языку «1 Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; закрепление лексико – грамматических признаков прилагательных.Планируемые результаты:Предметные:знать, что так...
Конспект урока по русскому языку « 2 Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; закрепление лексико – грамматических признаков прилагательных.Планируемые результаты:Предметные:знать, что так...