Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Долгова Людмила Николаевна

Методическая разработка урока для 4 класса по УМК "Перспектива". 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Цель урока: обобщить знания об имени прилагательном, как части речи;
Задачи: Образовательные: 
совершенствование навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных, вырабатывание умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
Развивающие:
развитие коммуникативных навыков, навыков контроля; взаимоконтроля и самоконтроля в учебной деятельности;
развитие устной и письменной речи;
Воспитательные:
воспитание любви к своей Родине;
воспитание стремления детей к успеху в учебе;
воспитание чувства дружбы и товарищества.

Форма урока: урок-путешествие по малой Родине.

Технологии: сотрудничества, здоровьесберегающая.

Методы обучения: интерактивные обучающие структуры: Сигнал готовности, СОРТ КАРДС, словесный, наглядно-образный, частично-поисковый, системно-деятельностный.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, смайлики, словарь Ожегова, записи мордовских песен, карточки, песочные часы.

Формирование универсальных учебных действий:

  1. Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
  2. Регулятивные УУД: формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
  3. Познавательные УУД: формирование знаний об имени прилагательном, как части речи, его морфологических признаках;

           осуществление  поиска и умение выделять конкретную информацию.

  1. Коммуникативные УУД: формирование культуры межличностного общения через организации групповой, парной и индивидуальной работы.

 

Структура урока

  1.  Организационный этап.
  2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний
  4. Учебные действия по реализации плана. Обобщение и систематизация знаний и умений: теоретический и практический блок.
  5. Физкультпауза
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_zanyatie.docx53.07 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку

Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Автор: Долгова Людмила Николаевна

Место работы: МБОУ «Кильдюшевская средняя общеобразовательная школа»

Должность: Учитель начальных классов

Стаж: 25 лет

Категория: Высшая

Преподаваемый предмет: Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир

Адрес: Республика Татарстан Тетюшский район село Кильдюшево ул.Лесная, д.28.

Телефон: 89600357821, 8(84373)52202

Пояснительная записка

       В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к  Кильдюшевской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу. Методическая разработка урока учитывает состав места проживания школьников и включает материал по этнической истории и культуре, а также природы, дополняя национально-региональный компонент.

      Урок разработан в рамках реализации проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан». В него включены обучающие структуры Сингапурской методики, способствующие обучению детей навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также овладения навыками критического и креативного мышления для решения предлагаемых заданий.

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Цель урока: обобщить знания об имени прилагательном, как части речи;
Задачи: Образовательные: 
совершенствование навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных, вырабатывание умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
Развивающие:
развитие коммуникативных навыков, навыков контроля; взаимоконтроля и самоконтроля в учебной деятельности;
развитие устной и письменной речи;
Воспитательные:
воспитание любви к своей Родине;
воспитание стремления детей к успеху в учебе;
воспитание чувства дружбы и товарищества.

Форма урока: урок-путешествие по малой Родине.

Технологии: сотрудничества, здоровьесберегающая.

Методы обучения: интерактивные обучающие структуры: Сигнал готовности, СОРТ КАРДС, словесный, наглядно-образный, частично-поисковый, системно-деятельностный. 

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, смайлики, словарь Ожегова, записи мордовских песен, карточки, песочные часы.

Формирование универсальных учебных действий:

  1. Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
  2. Регулятивные УУД: формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
  3. Познавательные УУД: формирование знаний об имени прилагательном, как части речи, его морфологических признаках;

           осуществление  поиска и умение выделять конкретную информацию.

  1. Коммуникативные УУД: формирование культуры межличностного общения через организации групповой, парной и индивидуальной работы.

Структура урока

  1.  Организационный этап.
  2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний
  4. Учебные действия по реализации плана. Обобщение и систематизация знаний и умений: теоретический и практический блок. 
  5. Физкультпауза
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Технологическая карта учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Психологический настрой

- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

- слушают

 Регулятивные УУД: выражение положительного отношения к процессу познания, проявлять внимание.

2.Самоопределение к деятельности. Мотивация учебного занятия.

- Я часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною надо дорожить!

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

(О.Головко)

- Какая часть речи может так себя характеризовать?

- Почему у этой части речи такое название? К чему оно прилагается?

 - С какой частью речи оно дружит?

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

- слушают

- отвечают

- рассуждают

- имя прилагательное

-  к имени существительному

- дружит с именем существительным

«Имя прилагательное»

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование;

извлечение необходимой информации из текста

3. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

- Сегодня у нас обобщающий урок по теме имя прилагательное. Слайд 1

- Сформулируйте цели нашего урока. Слайд 2

- сегодня на уроке мы повторим то, что знаем об имени прилагательном. И закрепим умение правильно их писать и употреблять в своей речи, обобщим полученные знания.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; определение последовательности действий;

Личностные УУД: смыслообразование

4.Словарная работа

-  Сегодня мы с вами, обобщая свои знания об имени прилагательном, отправимся в удивительное путешествие по родному селу Кильдюшево и постараемся получить самые яркие впечатления от той красоты, что нас окружает.

 - От какого слова образовано прилагательное «родное»

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Вам было предложено найти этимологию слова Родина.

- Какая может быть родина?

- от слова «родина»

- работа по словарю Ожегова

- Слово «родина» произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из них – потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени Россов назывался Родень (родня). Он был назван в честь бога Рода.

- думают и называют прилагательные (милая, красивая, любимая и т.д.)

Регулятивные УУД: анализ собственной работы, принятие учебно-познавательной задачи и сохранность ее до конца учебных действий;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и

письменной речи, слушать и понимать речь других;

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения,

осознают личное отношение к малой родине

4.Обобщение и систематизация знаний

1 остановка «Строки о селе»  Слайд 3

(звучит мелодия песни «Велезе Кеджвеле

           (село Кильдюшево)»

- Стихотворение про село Кильдюшево

       (перевод с мордовского)

На пригорке, где солнце встает,

Село построил мордовский народ.

Кильдюшево – по- русски зовут.

Кильдеш – веле –мордовочки поют.

Семьей единой дружно живем.

Вместе мы трудимся, песни поем.

Родник Кереметь нас веками хранит.

Святая вода от невзгод исцелит.

-  В этом стихотворении найдите имена прилагательные. Докажите.

 Запишите в тетрадь и укажите падеж имен прилагательных.

- От чего зависит падеж имени прилагательного?

2 остановка «Объекты и достопримечательности села» Слайд 4.

- Подумайте и назовите, какие  объекты и достопримечательности есть на территории нашего села?

Запишите эти слова, подобрав к ним прилагательные. Укажите род имен прилагательных.

- В каком случае мы не можем определить род имени прилагательного?

- Рассортируйте полученные словосочетания по родам.

3 остановка «Жемчужина села»

Работа по книге «В веренице времен» Слайд 5

- Какую достопримечательность называют «Жемчужиной нашего села?

Что обозначает слово «Кереметь?»

- Издавна в нашем селе существует обычай. Если летом в жаркую пору долго не бывает дождя, то бабушки приходят к роднику, поднимаются к полю и просят бога, чтобы пошел дождь.

- А когда еще люди собираются у родника?

- Какая книга рассказывает про нашу малую родину?

- На стр.27 найдите статью про родник. Прочитайте 1 абзац, найдите прилагательные, поставьте вопрос к ним. Определите род, падеж и число, где это возможно.

- Какие правила мы должны соблюдать у родника.

- Ребята, давайте проследим движение воды из родника Кереметь. Слайд 6

- Как вы знаете, 2016 год объявлен Годом водоохранных зон в Республике Татарстан, а именно Волги и Камы. Значит, наш родник – это часть великой и могучей реки Волги. Мы должны сохранить нашу достопримечательность. Слайд 7

4 остановка «Физкультминутка)

Звучит мордовская песня «Марлюня»

5 остановка «Символ родины» Слайд 8.

-Эта песня  называется «Марлюня» в переводе с мордовского «Яблонька». Что вам известно об этом дереве?

- Вспомните занятие по краеведению в музее. Какие предметы быта изготовлялись из яблони?

- Составьте и запишите предложение со словом со словом яблоня, не забудьте использовать имена прилагательные. Далее разберите предложение по частям речи и членам предложения. Покажите сигнал готовности. Проверка

6 остановка «Весна в моем селе» Слайд 9.

            Работа по учебнику

- Сегодня первый мартовский урок. Но весна наступила только по календарю, кругом еще лежит снег. Но сердце человека чувствует это время года, и весна просится сама в душу.

- А сейчас откройте учебники на с.68-69.

Прочитайте задание и запишите в тетради те словосочетания, в которых говорится о весне.

Будьте внимательны при написании окончаний.

Проверка выполнения.

7 остановка «Разгадай слово».

- Участник №1 достает зеленые листочки и раздает их всем членам команды, причем каждый участник получает листок со своим номером. Далее на большом листе в клеточки вы должны записать букву вашего ответа. В конце задания у вас должно получиться слово.

По окончании работы покажите сигнал готовности.

- слушают.

- они отвечают на вопросы: народ (какой?) мордовский, семьей (какой?)

единой, вода(какая?) святая

- запись в тетрадь:

Мордовский народ (И. п.), единой семьей (Т.п.), святая вода (И.п.).

- от падежа имени прилагательного

Структура СОРТ КАРДС

(У каждого ученика по 3 листочка. По заданной теме за 1 минуту дети размышляют над прилагательными к достопримечательностями и объектам села, после окончания времени за следующую 1 минуту записывают словосочетания сущ.+прил. На листочках, которые потом ложат в центр стола словом верх.

- когда имя прилагательное стоит во множественном числе.

- родник Кереметь

- Кереметь – это место для моления.

- В ночь на Крещение-19 января.

- «В веренице времен»

- читают текст

-находят прилагательные

-записывают в тетради

Роднику (какому?) святому, источник (какой?) святой, по поверьям (каким?) народным, курган (какой?) могильный.

- думают, называют.

- работа по карте

(Родник Кереметь - овраг Лепэ – пруд Бабий –речка Кильна – река Свияга – река Волга)

- выполнение движений, используя элементы мордовского танца.

- это самое любимое и почитаемое дерево мордовского народа. А еще это дерево – символ чистоты.

- Повседневные и праздничные ложки.

- индивидуальная работа: составление и разбор предложений

- выборочное письмо, определение окончаний прилагательных

- взаимопроверка

- индивидуальная работа: думают, выбирают, записывают.

1.  Выбери правильный ответ: «Что такое имя прилагательное»?
а) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?
к) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
м) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
р) Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. В какой строке записаны окончания имени прилагательного мужского рода?
о) –ой, -ий, -ый н) –ой, -ей, -ий в) – ой, -ая, -яя т) – ой, -ее, -ое
3. В какой строке записаны прилагательные – синонимы?
а) смелый – трусливый л) ласковый — нежный
к) мягкий – твёрдый м) глупый — светлый
4. Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании ВЕСЕНН… НАСТРОЕНИЕ?
т) – яя д) – ие о) – ее у) — ии
5. В каком предложении есть прилагательное среднего рода?
н) Быстро кружат в воздухе весёлые ласточки.
д) Луч золотого солнца пробился в окно.
р) Шарики клевера сливались в красный ковёр.
т) Луна освещала ровную гладь озера.
6. В какой пословице слово ТРУД употреблено в винительном падеже?
в) Труд кормит, а лень портит. д) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
к) Суди о человеке по его труду. ц) Труд и чужой цени, как свой
7. Какая буква пишется в окончании имен прилагательных в словосочетаниях?
Кружился в син-м небе, растворить в горяч-м молоке
ы) е и) и

(получится слово «Молодцы»)

Познавательные УУД:

- анализ с целью выделения главных признаков;

- умение структурировать знания

УУД познавательные- осуществляют поиск и выделяют конкретную информации

УУД коммуникативные- взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение.

УУД регулятивные – планируют свои действия в соответствии с заданием учителя

5.Итог урока

Рефлексия

Вернемся к схеме:

- Обобщили мы свои знания об имени прилагательном?

- Покажите свое настроение с помощью смайликов.

- Сегодня на уроке мы обобщили  свои знания об имени прилагательном.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.

Д/задание

Написать мини-сочинение о родном крае

Записывают д/з

Список литературы и Интернет-источников

1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/04/09/russkiy-yazyk-3-klass-shkola-rosii-obobshchenie-znaniy-ob

2. http://newfound.ru/shkolniku/3-klass-tekhnologicheskaia-karta-uroka-obobshchenie-znanii-ob-imeni-prilagatelnom/?singlepage=1

3. http://planetadetstva.net/uchitelyam/chetvertyj-klass/urok-russkogo-yazyka-obobshhenie-znanij-ob-imeni-prilagatelnom.html

4. В веренице времен. О.Н. Евсеев, Тетюши, 2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение знаний об и мени прилагательном Долгова Людмила Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Кильдюшевская СОШ» Тетюшского муниципального района РТ Заочный республиканский конкурс технологических карт учебных занятий

Слайд 2

Второе марта. Классная работа. М м

Слайд 3

Цели урока:

Слайд 4

1 остановка « Строки о селе» На пригорке, где солнце встает, Село построил мордовский народ. Кильдюшево – по- русски зовут. Кильдеш – веле –мордовочки поют. Семьей единой дружно живем. Вместе мы трудимся, песни поем. Родник Кереметь нас веками хранит. Святая вода от невзгод исцелит.

Слайд 5

2 остановка «Объекты и достопримечательности села»

Слайд 6

3 остановка «Жемчужина села»

Слайд 7

Схема движения родника Кереметь. Родник Кереметь - овраг Лепэ – пруд Бабий –речка Кильна – река Свияга – река Волга

Слайд 8

2016 год объявлен Годом водоохранных зон Волги и Камы в Республике Татарстан

Слайд 9

5 остановка «Символ Родины»

Слайд 10

6 остановка «Весна в моем селе»

Слайд 11

7 остановка «Разгадай слово» Выбери правильный ответ: 1.«Что такое имя прилагательное »? 2. В какой строке записаны окончания имени прилагательного мужского рода ? 3 . В какой строке записаны прилагательные – синонимы ? 4. Какое окончание у имени прилагательного в словосочетании ВЕСЕНН… НАСТРОЕНИЕ? 5 . В каком предложении есть прилагательное среднего рода? 6. В какой пословице слово ТРУД употреблено в винительном падеже? 7. Какая буква пишется в окончании имен прилагательных в словосочетаниях?

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка на тему: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Организовывать повторение и обобщение сведений о грамматических признаках имён прилагательных и имён существительных.Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена...

Методическая разработка Урок русского язык в 3 классе "Падежи имен существительных"

Урок демонстрирует реализацию современных образовательных технологий, направленных на развитие познавательных способностей обучающихся на уроках русского языка. Цель урока: создание условий для формир...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Падежные окончания имен существительных 1 спряжения".

Урок русского языка в 4 классе по теме"Падежные окончания имен существительных 1 спряжения".Тип урока: урок открытия нового знанияЗадачи урока:Образовательные: создать содержательные и орган...

Методическая разработка. Урок русского языка в 3 классе: "Склонение имен существительных в косвенных падежах"

Технологическая карта урока русского языка Предмет: Русский языкКласс: 3УМК: начальная школа XXI века Тема: Склонение имен существительных в косвенных падежах.Тип урока: Объяснение нового ма...

Конспект урока по русскому языку «1 Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; закрепление лексико – грамматических признаков прилагательных.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что так...

Конспект урока по русскому языку « 2 Обобщение знаний об имени прилагательном» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном; закрепление лексико – грамматических признаков прилагательных.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что так...