урок русского языка Канакина 4 класс тема Наречие
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ).
(4 КЛАСС)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Федий Марина Георгиевна
2018 год
Тема урока: Наречие как часть речи (общее представление).
Цель: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Формируемые УУД: познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Формы работы:
фронтальная
самостоятельная
групповая
Методы работы:
наглядный
диалог
Приемы ТРКМ: кластер, «Корзина идей», «Мозговой штурм»
Оборудование: Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 4 класс
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок мы наш начнём.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа
Минутка чистописания.
-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.
- Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!
В слове земля безударная гласная …е
Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается… с
В слове тонна удвоенная …н
Буква, похожая на окружность… о
У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …ь
- Давайте проверим себя и посмотрим на доску. Поднимите руку, у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз получится лучше.
( е с н о ь)
- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).
- Запишем красиво, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.
- А какая орфограмма есть в слове осень?
- Подберите проверочное слово
Актуализация знаний.
Каждый урок русского языка мы узнаём что-то новое. Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка. Но прежде, чем мы приступим к нашему исследованию, давайте вспомним, над какой темой мы работаем на последних уроках (части речи). На какие две группы мы делим части речи? Какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без труда умеете их различать?(слайд 2)
Для этого я предлагаю заполнить таблицу.
- Послушайте отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева.(слайд 3)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
- Назовите известные нам части речи? (ученики отвечают устно)
(что? – осень – существительное, что сделала? – наступила – глагол, кусты какие? голые - прилагательное)
- У всех ли слов мы смогли определить, какой частью речи они являются?
- Нет.
- Назовите слово – незнакомой нам части речи ? (уныло)
- Задайте вопрос (как ? уныло)
Постановка учебной задачи.
- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как?
Значит, эту тайну нам предстоит открыть, мы познакомимся с новой частью речи.
- Может быть, кто-то из вас знает, к какой части речи относятся эти слова,
либо попробуйте предположить.(слайд 4)
- И называется она…. – наречие (учитель вывешивает табличку, не называя слова, дети сами хором читают название темы урока). Значит, слово «уныло» – это …. (хором - наречия).
- Верно, тема нашего урока Наречие, как часть речи.
- Из каких источников вы можете узнать о наречии?
- А кто и что вам в этом поможет?
- А кластер нам может помочь? Давайте начнём его составлять на доске.
- Какую учебную цель мы перед собой поставим? (Исследовать новую часть речи). (слайд 5)
- Так как вы сегодня выступаете в роли исследователей. Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Чтобы вы хотели узнать об этой части речи? И эти вопросы мы поместим в нашу «Корзину идей» (слайд 6)
- Что обозначает наречие?
- На какие вопросы отвечает?
- Каким членом предложения является?
- С какими словами связано в предложении?
- Как изменяется?
- Какую роль наречие играет в речи?
- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.
Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)
- Для открытия нового знания я хочу предложить вам записать предложение.
В этой четверти у нас последняя учебная неделя, а потом?....
Скоро наступят каникулы! (памятки на столе у ученика) (слайд 7)
Разбор предложения.
Рассказ о наречии.
Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод).
-А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.)
-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол? (Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.)(добавляем в кластер)
- Чтобы найти наречие – найди глагол и поставь от него вопрос.
Физминутка.(слайд 8)
- Какие слова-наречия встретились в физминутке?
На какие вопросы они отвечают?
Подводим итог: наречие – часть речи. Отвечает на вопросы: когда? Как? куда? В предложении второстепенный член – обстоятельство. Связано с глаголом в предложении. (добавляем в кластер) (слайд 9,10)
Продолжаем наше исследование. Как же изменяется наречие? Я предлагаю выяснить это вам самим.
«Мозговой штурм»
(работа в группах по карточкам)
Карточка 1
Роза распускается как? Быстро
Розы распускаются как? …..
Изменяется ли наречие по числам?
Карточка 2
Очень высокое здание.
…… высокая стена.
…… высокий дом.
Изменяется ли наречие по родам?
Карточка 3
Спортсмен бежал быстро.
Спортсмен бежит …….
Спортсмен побежит ……
Изменяется ли наречие по временам?
Карточка 4
Я играю весело. Мы играем …….
Ты играешь ….. Вы играете ……
Он играет …… Они играют ……
Изменяется ли наречие по лицам?
Карточка 5
И.п. прогулка пешком
Р.п. у прогулки …..
Д.п. к прогулке ….
В.п. прогулку …..
Т.п. с прогулкой ….
П.п. о прогулке ….
Изменяется ли наречие по падежам?
Какой вывод можно сделать?
Наречие – неизменяемая часть речи. (добавляю в кластер)(слайд 11)
Какую роль выполняют наречия в нашей речи? Обратите внимание на
( слайд 12). Прочитайте предложения левого столбика и правого столбика. Чем они отличаются? Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.
- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)
Как сказал великий писатель Максим Горький о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) (слайд 13)
(украшают её, делают её более точной и выразительной).
Итог урока:(слайд 14)
- Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?
- Какие же открытия мы сегодня сделали?
Давайте подведём итог урока с помощью кластера.
Рефлексия
(Слайд 15)
Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: Я сегодня работал…
А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно! И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!
Домашнее задание.(слайд 17)
С.74 правило, упр.126
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Урок. Русский язык. 4 класс. Тема: Наречие
Система Л.В. ЗанковаУчебник: А.В. ПоляковаТема: НаречиеТип урока: изучение нового материала...
Урок русского языка, 4 класс, тема "Наречие"
УМК "Начальная школа XXIвека". Урок русского языка . С. Иванов, 4 класс. Тема "Наречие". Урок открытия новых знаний....
Урок русского языка, 4 класс, тема "Наречие"
УМК "Начальная школа XXIвека". Русский язык. С. Иванов. 4 класс Презентация к уроку по теме "Наречие" . Урок получения новых знаний....
Урок русского языка 4 класс Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих».
Русский язык.4 класс УМК"Начальная школа ХХI в"Тип урока - «Урок изучения и первичного закрепления новых знаний».Тема урока: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»....
Урок русского языка . 4 класс.Тема: Правописание суффиксов наречий.
Тема: Правописание суффиксов наречий. Урок 4 класс....
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...