Творительный падеж имён существительных
методическая разработка по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 4классе
Стригина Светлана Владимировна
МБОУ «Усть – Бюрская СОШ»
Тема: Творительный падеж имён существительных.
Урок № 7 в разделе «Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: ознакомление с особенностями имён существительных в творительном падеже.
Задачи:
- познакомить учащихся с признаками творительного падежа имён существительных; формировать умение правильно употреблять существительные в творительном падеже;
- развивать умение определять падеж имени существительного.
- способствовать развитию устной речи, внимания, интеллектуальных способностей детей;
- способствовать воспитанию познавательного интереса к русскому языку, трудолюбия и любознательности.
Формирование УУД
Познавательные УУД
- Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Умение работать в паре.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
Оборудование и материалы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина»Русский язык» Учебник для 4-го класса.- М.: «Баласс», 2012, презентация, дифференцированный тренажёр «Приключения коротышек», листы с напечатанными словосочетаниями, карточки – тесты,
мультимедийный проектор, ноутбуки.
Этапы урока | Ход урока |
Ι. Актуализация знаний. | Слайд № 1 Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять
1 ученик у доски заполняет по плану таблицу (Д.п) Падеж дательный Вопросы кому? чему? Вспомогательное слово дать Предлоги к, по Член предложения второстепенный член предложения Проверка. Самооценка. 2. Откройте тетрадь. - Запись числа. – Напишите «Классная работа». - Сколько в русском языке падежей? (6) - Все ли они стоят по порядку? (нет) Расставьте падежи по порядку. - Повторим вопросы падежей. (ответ хором) - Давайте проверим, как вы научились определять изученные падежи. Каждый ряд получает свои словосочетания, необходимо в паре, группе определить падеж. 1 ряд 2 ряд 3 ряд плыл по реке играю с сестрой вышел из комнаты рюкзак за плечами услышал по радио сижу без дела подошёл к лесу солнце над головой дом у дороги Слайд № 2 Проверка. Какой падеж вызвал затруднение? Творительный. |
II. Формулирование проблемы. |
1. Мотивирующий приём. Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже творительном. (Т. Рик) – Назовите тему урока. 2. – Составим план, по которому мы узнаем о творительном падеже. Слайд № 3 План. 1) Почему падеж получил такое название? 2) Вопросы падежа. 3) Вспомогательное слово. 4) Предлоги. 5) Член предложения. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
|
III. Открытие новых знаний. | 1. Реализация плана деятельности. 1) – Почему падеж получил такое название? С. 128 Упр. 148 содержит сведения о значении творительного падежа. – Почему этот падеж назвали «работягой»? Как он работает? (Называет орудие, которым что-то делают, творят.) – Приведите из текста примеры «орудийного, творительного» значения. (Неводом, голосом, топорами – значит, с помощью этих предметов, «орудий» производится действие.) Действительно творительный падеж трудяга. (Слайд № 4) 2) Актуализация. Беседа. – На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? 3) Назовите вспомогательное слово. 4) – Какие предлоги употребляются с сущ. в творительном падеже? Наблюдение над предлогами, с которыми употребляется творительный падеж. На доске написаны словосочетания, но в них потерялись предлоги. Помогите их найти в этой путанице. разговаривал с сестрой живёт под лестницей пролетать над полем мелькает перед глазами забивать молотком – Сделайте вывод об употреблении предлогов с Т.п. 5) Каким членом предложения являются существительные в Т.п.? Составьте предложение с одним из словосочетания. Миша разговаривал с сестрой. - Сделайте вывод. Каким членом предложения является существительное в творительном падеже? 2. Обобщение и систематизация полученных знаний. Все ответы найдены? Давайте сравним, совпадают ли наши ответы с учебником с. 130. Стихотворение о творительном падеже. Слайд № 5 Домашнее задание с. 130 упр. 150.
|
IV. Развитие умений.
| Контроль полученных знаний. Выполнение теста. Н 1.Имена существительные в Т. п. отвечают на вопросы: а) кто? что? б) кого? чего? в) кем? чем? 2. Предлоги творительного падежа а) к, по б) у, от в) над, с 3. Имя существительное в творительном падеже является членом предложения а) подлежащим б) второстепенным П Подчеркни существительные в Т.п. Поехал за рыбой, растёт у дома, пришёл к бабушке, пилит пилой, жужжит над головой. М Напиши 3 существительных в Т.п. _____________________________________________________________________________________________________________________________________ Закрепление знаний. Работа на ноутбуках. Дифференцированный тренажёр «Приключения коротышек» |
V. Итог урока. | Рефлексия. Слайд № 6 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? Работа с сигнальными карточками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 4 классе: «Творительный падеж имён существительных»
Цели:1. Учить правильному написанию окончаний имён существительных Т. п. в ударном и безударном положении.2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.3. Воспитывать любознательность, интерес ...
Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе
Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....
Творительный падеж имён существительных
Разработка урока по русскому языку по теме "Творительный падеж" 3 класс УМК ПНШ с использованием SMART доски....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж имён существительных"
Данная презентация поможет провести урок по теме, по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных.
Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"...
"Творительный падеж имён существительных"
Разработка урока русского языка соответствует программе русског языка 3 класс УМК "Школа России".Составлена с учётом требований ФГОС. Образовательная цель: познакомитьс особенностями творительно...