Творительный падеж имён существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку по теме "Творительный падеж" 3 класс УМК ПНШ с использованием SMART доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Творительный падеж»
ФИО (полностью) | Батяева Ирина Васильевна | |
Место работы | МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск Республика Мордовия | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Русский язык (УМК «Перспективная начальная школа») | |
Класс | 3 | |
Тема и номер урока в теме | Творительный падеж. № 1 | |
Базовый учебник | Чуракова Н. А. Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./ Н. А. Чуракова; под ред. М. Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2013. |
8. Цель урока: способствовать формированию представлений об особенностях имени существительного в форме творительного падежа.
9. Задачи:
-обучающие - актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных, дать представление о значении творительного падежа в процессе работы с текстом и словом;
-развивающие – развивать мышление, умение обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
-воспитательные – создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, чувства уважения, взаимопомощи.
- Тип урока изложение нового материала
- Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, в парах
- Необходимое техническое оборудование компьютер, проектор, SMART доска.
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Слайд | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организацион-ный момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку | Проверяют рабочие места, настраиваются на работу. Оформление тетрадей: запись числа, классная работа. | |
2. | Словарная работа | Слайд № 2 | Просит списать слова, вставить пропущенные буквы. Просит одного ученика выйти к доске и вписать пропущенные буквы. - Какое слово лишнее и почему? (Футбол, потому что пропущен парный согласный, а в остальных безударный гласный). Обращает внимание на новое словарное слово – шофёр. - Что можете сказать о словах: шофёр – водитель? - Какую ассоциацию запомнить предлагают авторы учебника при написании слова шофёр? (ТПО с.58) -Что ещё можно представить на месте буквы «о»? | Списывают слова со слайда, вставляют пропущенные буквы. Дети сверяют свои работы с работой на слайде (если допущены ошибки, исправляют) Анализируют самостоятельно, высказывают предположения и доказательство, какое слово лишнее и почему. Дети знакомятся со значением слова – шофёр. Дети дают ответы: слова синонимы. - «О» – это руль. - «О» – это колесо, фара. |
3. | Актуализация знаний. | Слайд № 3. Слайд № 4. Слайд № 5. | Учитель просит вспомнить тему прошлых уроков. - Сколько падежей в русском языке? Вызывает к доске двух учеников для работы по слайду: один ученик вспоминает и расставляет падежи по порядку, второй вспоминает и расставляет падежные вопросы к соответствующим падежам. Учитель просит вспомнить предлоги Р.п. и В. п., выполнив работу по слайду. Учитель предлагает устную работу по слайду: определить падеж имён существительных. | Дети вспоминают тему прошлых уроков (Падежи имён существительных). - В русском языке шесть падежей. Двое учащихся работают по слайду, остальные в парах повторяют падежи и падежные вопросы. Динамический момент. Дети цепочкой выходят к доске и по одному предлогу соотносят с падежом. Д.М.Фронтальная работа: дети задают устно вопрос и определяют падеж имён существительных, нажимают на шарик и проверяют свой ответ. |
4. | Определение темы и цели урока | Учитель просит назвать тему урока и цели. | Дети вспоминают тему прошлого урока и читают название урока из содержания, определяют цели урока. | |
5. | Введение новых знаний | Учитель предлагает прочитать правило на стр. 86 учебника и выполнить упр. 72 на стр. 87 - 88. | Дети самостоятельно читают правило на стр. 86 и выполняют упр. 72 на стр. 87 – 88. 1) Устно фронтально отвечают на вопросы с 87. 2)Самостоятельно выполняют задание на стр. 88 (выписывают 3 словосочетания по образцу и определяют падеж) Д. М. Проверка у консультантов. | |
6. | Физкульт-минутка | Показывает упражнения для глаз. | Дети, стоя, повторяют за учителем упражнения для глаз. | |
7. | Первичное закрепление | Слайд № 6 | Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу по слайду по заданию: составьте и запишите словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу. - Чтобы открыть скобки, в форме какого падежа нужно было употребить имя существительное? - С какими предлогами могут употребляться имена существительные в форме творительного падежа? | Дети самостоятельно читают словосочетания, устно задают вопрос и записывают получившиеся словосочетания. (Проверка: один ученик открывает правильные словосочетания, вытащив правильный вариант за галочку) - В форме творительного падежа. - С предлогами: с, за, над, под. |
8. | Закрепление пройденного материала | 1.Учитель просит прочитать стихотворение из упр. № 73 с. 88. Организует фронтальную устную работу по вопросам упражнения. 2.Учитель предлагает выполнить задания из ТПО С. 58 упр. 59. | Дети читают стихотворение, затем устно отвечают на вопросы Дети работают индивидуально в ТПО, записывают слово, вставляют пропущенные буквы, определяют падеж существительных, организуют взаимопроверку. | |
9. | Обобщение | Слайд № 7. | Учитель предлагает ответить на вопросы, выбрав правильный ответ (тест). | Ученик выходит к доске, читает задание и выбирает ответ. (Можно повторить 2 -3 раза). |
10. | Рефлексия | Постановка вопроса о достижении цели урока, оценка работы учащихся. | Дети делают выводы, обсуждают результаты работы. | |
11. | Домашнее задание | Учитель комментирует домашнее задание. | Записывают задание в дневники: ТПО стр.59 упр. 61. |
Таблица № 2.
№ слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Слайд № 1 | На слайде представлены данные. | |
Слайд № 2 | Учитель предлагает словарную работу: списать слова, вставить пропущенные буквы: б.лото, п.года, фу.бол, ш.ссе, т.пор, к.мпьютер, ог.род, тр.ллейбус, в.кзал, ш.фёр. Затем вызывает одного ученика, для проверки. Просит прочитать объяснение слова шофёр. Задаёт вопрос: - Какое значение имеет слово «шофёр»? - Какими словами являются слова шофёр – водитель? | Дети списывают слова в тетрадь, вставляют пропущенные буквы. Один ученик выходит к доске и делает проверку, записав буквы в пропущенные окошки. Все сверяют со своими работами, если допущены ошибки, исправляют (или в своих тетрадях, или на доске, в зависимости от того, где они допущены). Дети самостоятельно объясняют значение слова, затем читают объяснение слова шофёр, вытянув объяснение за галочку, и отвечают на вопрос: - Это синонимы. |
Слайд № 3 | Учитель просит распределить в два столбика: падежи по порядку и падежные вопросы. | Два ученика работают у доски: один распределяет карточки с падежами по порядку, второй – карточки с падежными вопросами. Затем проверка по кнопке Reset. Если выполнено неправильно, среди зелёных галочек есть красные крестики, то задание выполняют повторно другие ученики. |
Слайд № 4 | Учитель просит вспомнить предлоги Р.п. и В. п., выполнив работу по слайду: распределить предлоги в нужный падеж. | Дети цепочкой, по одному, выходят к доске и по одному предлогу соотносят с падежом, перенося карточку с предлогом в круговорот с падежом (если выбор, неправильный и карточка не пропала, то можно исправить ответ, отправив карточку в правильный круговорот). |
Слайд № 5 | Учитель предлагает устную работу по слайду: определить падеж имён существительных. Тихо шепчется с ветлой( ) Старая берёза.( ) Ходит по двору ( ) с метлой ( ) Дедушка Серёжа.( ) | Дети, по одному, задают устно вопрос и определяют падеж имён существительных, нажимают на шарик и проверяют свой ответ. |
Слайд № 6 | Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу по слайду по заданию: составьте и запишите словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу. | Дети самостоятельно читают словосочетания, устно задают вопрос и записывают получившиеся словосочетания. (Проверка: один ученик открывает правильные словосочетания, вытянув их за галочку.) |
Слайд № 7 | Учитель предлагает ответить на вопросы, выбрав правильный ответ (тест). 1. На какие вопросы отвечают существительные, стоящие в форме творительного падежа? А) кем? чем? Б) кого? чего? В) кому? чему? Г) кто? что? 2. С какими предлогами употребляются существительные, стоящие в форме творительного падежа? А) в, на, за, про Б) к, по В) с, за, д, под Г) без, у, о, до, с, из, для 3. Каким членом предложения является существительное в форме творительного падежа? А) подлежащим Б) сказуемым В) второстепенным членом Г) главным членом | Ученик выходит к доске, читает задание и выбирает ответ: А, В, Б, Г. Если ответ правильный, то появляется зелёная галочка. Если ответ неправильный, то появляется красный крестик и ученик имеет возможность исправить ответ. (Выполнив задание, получает сразу оценку своей деятельности по компьютеру) (Можно повторить 2 - 3 раза). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 4 классе: «Творительный падеж имён существительных»
Цели:1. Учить правильному написанию окончаний имён существительных Т. п. в ударном и безударном положении.2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.3. Воспитывать любознательность, интерес ...
Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе
Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж имён существительных"
Данная презентация поможет провести урок по теме, по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных.
Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"...
"Творительный падеж имён существительных"
Разработка урока русского языка соответствует программе русског языка 3 класс УМК "Школа России".Составлена с учётом требований ФГОС. Образовательная цель: познакомитьс особенностями творительно...
Презентация к уроку "Творительный падеж имён существительных"
презентация к уроку...