"Творительный падеж имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Разработка урока русского языка соответствует программе русског языка 3 класс УМК "Школа России".Составлена с учётом требований ФГОС. Образовательная цель: познакомитьс особенностями творительного падежа имён существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка 3 класс "Творительный падеж имён существительных" | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Творительный падеж имён существительных»
Организационная информация | |
Тема урока | Творительный падеж имён существительных. |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Автор урока | Баталова Юлия Николаевна |
Образовательная учреждение | г.о.Тольятти МБУ СОШ №43 |
Методическая информация | |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цели урока | Познакомить с особенностями творительного падежа. |
Задачи урока |
|
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедийная презентация к уроку, карточки для работы в группе и парах, учебник русского языка В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 3 класс, 2 часть. |
Планируемые метапредметные результаты | Личностные: положительное отношение к учению, произвольному поведению, уважительное отношение к собеседнику. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию |
№ п/п | Этапы урока | Длительность | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД |
I. | Организация начала урока | 2 мин. | -Кто с работой дружен. Нам сегодня нужен? -Нужен! - Кто с учёбой дружен, Нам сегодня нужен? -Нужен! -Кто с языком русским дружен, Нам сегодня нужен? -Нужен! - Таким ребятам хвала и честь! - Такие дети в классе есть? - Есть! Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Дети хором отвечают на вопросы учителя. Настраиваются на рабочий лад. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
II. | Проверка домашнего задания | 2 мин. | -Прочитайте стихотворение. -Назовите имена существительные в винительном падеже. -Какие предметы вы смогли сравнить между собой и по какому признаку? | Проговаривают задание домашнего упражнения. Делят на группы слова, сравнивают их между собой. Доказывают свой выбор. ( На ремешок, на глаз, на кран, на пижаму). | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - умение слушать, вступать в диалог; |
III. | Актуализация знаний | 10 мин | 1.Прочитайте (работа по вариантам) Вот идёт молва правдива: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. -Из какого произведения эти строки? Назовите автора. Объясните смысл выделенных цветом слов. Какими словами их можно заменить? -Какие орфограммы встретились в тексте? Задание по рядам . 1 вариант - объяснит правописание выделенных букв. 2 вариант - определить падеж выделенных имён существительных. Слайд 2,3 2. Работа с иллюстрациями к отрывку. Царевну разные художники представляют по своему. Посмотрите на созданный образ царевны М.Врубелем. 2.Работа в группах. Слайд 4 - Признаки каких падежей мы знаем? 4 группы И.п., Р.п., Д.п., В.п. -Как вы думаете, что вам нужно сделать? Восстановить опорную схему. И.п. Р.п. Д.п. В.п. Кто? Кого? Кому? Кого? Что? Чего? Чему? Что? А как распознать Р.п. и В.п. одушевлённых имён сущ. М.р. Замена сущ. Девочка (ж.р) Карточки с предлогами, вопросами и вспомогательными словами. 3.Работа с заданием на интерактивной доске. (учебный диск) | Дети читают слова. -Из сказки «Сказка о царе Салтане…», А.С.Пушкин Выполняют задание, добавляют, формулируют правила Безударный проверяемый гласный в корне слова Молва – молвит Правдива – правда За морем – море- Царевна – царь Затмевает - затмение Освещает – свет Блестит – блеск Звезда – звёзды Косой – косы Безударный непроверяемый гласный в корне слова месяц Разделительный мягкий знак Ночью Показатель мягкости Есть Парный проверяемый согласный на конце. Глаз-глаза Правописание приставок Осещает Сочетание -жи божий Сравнивают работы художников. И.п. есть, кто? что? Р.п. нет, кого? чего? У,около.от,без,из,до.для,вокруг,с,после Д.п. дать, кому? чему? к, по В.п. вижу, кого, что? через, про, на, за, под, в, во,о -Замена сущ. Девочка (ж.р)
Распределяют имена существительные, в зависимости от падежа в корзины воздушных шаров. Объясняют свой выбор. | Коммуникативные- умение слушать и говорить, - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные-самоопределение, оценивание Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; |
IV. | Самоопределение к деятельности. Наблюдение и постановка проблемы. Формулирование темы и цели урока | 2 мин. | - А теперь прочитайте словосочетания. -Определите падеж имён существительных. Слайд 5 Наблюдал за птицей, сидел под берёзой, летал над облаком. -Сравните имена существительные. Чем они похожи? -Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 6 | Задают вопросы, подставляют вспомогательные слова, смотрят на предлоги. Делают вывод. (Творительный падеж существительных) Формулируют тему урока. (Признаки творительного падежа имён существительных). | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
V. | Физминутка. | 1 мин. | |||
VI. | Работа по теме урока. Первичное восприятие | 10 мин. | 1. Работа по учебнику. Слайд7 Упр.94 (с.52) -Определи падеж выделенных имён существительных в каждом предложении. -Какие вопросы вы поставили? -К каким существительным поставили вопрос кем?, а к каким чем? -Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные. При написании окончаний имён существительных в Т.п. будь внимательным! Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка) Дополним нашу опорную схему. - Сделаем выводы. Слайд 8 В книге на стр.53 правило посмотрели. | Предположения детей. - Кем? Чем? Устанавливают связь существительных с другими слова. Пахнет (чем?) земляникой Начинается (за чем?) за городом Течёт (между чем?) между берёзками Пироги (с чем?) с черникой Кружили (над чем?) над болотом Был (кем?) космонавтом Дети отвечают, пользуясь правилом. Дополняют таблицу на доске предлогами, вспомогательным словом, вопросами – Т.п. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
VII. | Физминутка для глаз. | 1 мин. | |||
VIII. | Закрепление изученного материала. | 10 мин. | 1.Работа в парах. Слайд 9 -Составьте предложения, выбирая нужные слова из каждой группы (слова на карточках). 1.Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду. 2.Шьют, ловят, забивают, пилят, косят. 3.Неводом, иглой, косой, молотком, пилой. -У доски 5 учеников составляют свои предложения. Проверка. -Укажите падеж имён существительных. 2.Работа по учебнику. Упр.96 (с.53) -Прочитайте. -Найдите имена существительные, которые стоят в форме Т.п. -Найдите сравнения. Какой частью речи они выражены? В каком падеже употреблено сравнение?
| Траву(В.п.) косят косой(Т.п.). Доску(В.п.) пилят пилой(Т.п.). Рыбу(В.п.) ловят неводом(Т.п.). Гвоздь(В.п.) забивают молотком(Т.п.). Одежду(В.п.) шьют иглой(Т.п.). По очереди составляют предложения, доказывая правильность выполнения. Пользуясь правилом. Определяют имена существительные в Т.п. Под окном, снегом, серебром, ветках, каймой, бахромой. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IX. | Рефлексия | 5 мин. | -Прочитайте стихотворение. Слайд 10 Хорошо в лесу, ребята! Пахнет кашкой, пахнет мятой, Пахнет липой, и сосной, И малиною лесной. Мы сегодня в лес пойдём, Грибы, ягоды найдём, Наберём мы там черники И душистой земляники. -Выпишите имена существительные в форме творительного падежа. -Проверьте правильность выполнения. | Выписывают слова. Проверяют с доской. -Вопрос задали –чем? -В предложении – второстепенный член | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - проявлять активность в деятельности. |
X. | Подведение итогов. | 1 мин. | -С признаками какого падежа мы сегодня познакомились? -Назовите вопросы, которые помогают нам определить Т.п. -Какие предлоги употребляются с именами существительными в Т.п. -Какие вспомогательные слова нам помогают? | Делает выводы. Восстанавливает таблицу, проговаривая все признаки падежей. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
XI. | Информация о домашнем задании. | 1 мин. | Книга стр.53 учить, Р.т стр.39 упр.85 Слайд 11 | Дети записывают задание на дом. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 4 классе: «Творительный падеж имён существительных»
Цели:1. Учить правильному написанию окончаний имён существительных Т. п. в ударном и безударном положении.2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.3. Воспитывать любознательность, интерес ...
Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе
Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....
Творительный падеж имён существительных
Разработка урока по русскому языку по теме "Творительный падеж" 3 класс УМК ПНШ с использованием SMART доски....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж имён существительных"
Данная презентация поможет провести урок по теме, по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных.
Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"...
Презентация к уроку "Творительный падеж имён существительных"
презентация к уроку...