Рабочая программа по курсу «Русский язык» в 4 классе
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Русский язык» адресована учащимся 4 класса МКОУ «Рогачевская СОШ».
Рабочая программа курса разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Рогачёвская СОШ», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
- Канакина В. П. Русский язык: учебник для 4 класса - М.: Просвещение, 2016
- Канакина В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь для 4 класса - М.: Просвещение, 2016
- Русский язык. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П. «Русский язык» (CD)
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Рабочие программы 1-4 классы - М. Просвещение, 2014
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся:
• развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Данный предмет входит в образовательную область «Филология», рассчитан на 5 часов в неделю, 170 часов в год. (34 недели).
Срок реализации программы- 1 год.
Формы контроля и оценочной деятельности: портфолио, стартовая диагностика, тестирование, проектная, исследовательская деятельность, анкетирование, наблюдение, итоговая работа. Предметные результаты - текущее и тематическое оценивание проводится в форме проверочных работ, проверочных диктантов, тестовых заданий.
Основные технологии: проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Методы обучения: словесные методы (беседа), наглядные, практические, поисковые; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; методы контроля и самоконтроля; поисковый, исследовательский методы.
Форма обучения - классно-урочная.
Основной инструментарий для оценивания результатов: проверочное списывание, диктант, проверочные работы, свободный диктант, контрольная работа, контрольный диктант, обучающее сочинение, административная контрольная работа, творческие работы, итоговая комплексная работа, проекты.
Планируемые результаты изучения
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
- первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
- понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
- овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
- овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
- овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
- составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
- письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
- различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
- создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
- анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
- оформлять результаты исследовательской работы;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Обучающийся научится:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
- пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
- различать звуки и буквы;
- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
ЛЕКСИКА
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
- распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
- понимать этимологию мотивированных слов-названий;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
- работать с разными словарями;
- приобретать опыт редактирования предложения (текста).
СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
- находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
- образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
- разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
МОРФОЛОГИЯ
Обучающийся научится:
- определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
- пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
- выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
- определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
- распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
- иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
- различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
- понимать роль союзов и частицы не в речи;
- подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
- различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
- склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
- различать родовые и личные окончания глагола;
- наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
СИНТАКСИС
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
- выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
- распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
- находить в предложении обращение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | ||
Контрольные диктанты | Изложения | Сочинения | |||
1. | Наша речь и наш язык | 1 | |||
2. | Текст. | 3 | |||
3. | Предложение и словосочетание. | 4 | 1 | ||
4. | Обращение | 1 | |||
5. | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | 2 | |||
6. | Словосочетание. | 1 | |||
7. | Предложение | 8 | 1 | 1 | |
8. | Лексическое значение слова | 4 | |||
9. | Состав слова. | 8 | 1 | ||
10. | Правописание Ъ И Ь разделительных знаков | 2 | 1 | ||
11. | Повторение и углубление представлений о частях речи | 3 | |||
12. | Наречие (общее представление) | 4 | 1 | 1 | |
13. | Имя существительное | 44 | 3 | 2 | 1 |
14. | Имя прилагательное | 31 | 1 | 1 | |
15. | Местоимение | 7 | 1 | ||
16. | Глагол | 35 | 2 | 3 | 1 |
17. | Повторение | 12 | 1 | 1 | |
ИТОГО: |
| 170 | 11 | 9 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Наша речь и наш язык. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение и словосочетание. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Предложение. Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Лексическое значение слова. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Правописание Ъ И Ь разделительных знаков. Упражнение в правописании разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков.
Повторение и углубление представлений о частях речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, имя числительное, местоимение, предлог).
Наречие (общее представление). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся. Язык и речь. Текст, типы текстов. Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Слово и его лексическое значение. Значимые части слова. Словообразование. Правописание гласных и согласных в корне слов. Части речи. Морфологические признаки частей речи. Фонетико – графические упражнения. Звукобуквенный и звуковой разбор слов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | |
План | Факт | ||
Наша речь и наш язык. | |||
| Наша речь и наш язык. | ||
Текст. | |||
| Текст. План текста. | ||
| Текст. План текста. | ||
| Текст. Типы текстов. | ||
Предложение и словосочетание. | |||
| Входная административная контрольная работа | ||
| Предложение как единица речи | ||
| Виды предложений по цели высказывания и по интонации | ||
| Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. | ||
Обращение. | |||
| Обращение. | ||
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | |||
| Главные и второстепенные члены предложения. | ||
| Основа предложения. | ||
Словосочетание. | |||
| Словосочетания. Проверочная работа по теме: «Основа предложения» | ||
Предложение | |||
| Однородные члены предложения (общее понятие) | ||
| Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. | ||
| Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
| Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» | ||
| Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного. | ||
| Сложное предложение и предложение с однородными членами. | ||
| Контрольный диктант по теме «Предложение». | ||
Лексическое значение слова | |||
| Слово и его лексическое значение | ||
| Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. | ||
| Синонимы, антонимы, омонимы. | ||
| Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | ||
Состав слова | |||
| Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова. | ||
| Состав слова. | ||
27. | Состав слова. Суффиксы и приставки. | ||
28. | Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста. | ||
29. | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | ||
30. | Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов, двойных согласных в словах. | ||
31. | Упражнение в написании приставок и суффиксов. | ||
Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. | |||
Правописание Ъ И Ь разделительных знаков | |||
Разделительные Ь И Ъ знаки. | |||
Контрольный диктант по теме «Состав слова» | |||
Повторение и углубление представлений о частях речи | |||
Части речи. Морфологические признаки частей речи. Имя существительное | |||
Части речи. Имя прилагательное. Склонение имен существительных и имен прилагательных. | |||
Имя числительное. Глагол как часть речи. | |||
Наречие (общее представление) | |||
Наречие как часть речи. | |||
Наречие. | |||
Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». | |||
Контрольный диктант по теме: «Повторение и углубление представлений о частях речи». | |||
Имя существительное | |||
Повторение сведений об имени существительном. Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. | |||
Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | |||
Упражнение в распознавании именительного, родительного винительного падежей имен существительных. | |||
Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном, винительном и дательном падежах имен существительных. | |||
Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложных падежах. | |||
Три типа склонения имен существительных.1-е скл .имен существительных. | |||
Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. | |||
Подробное изложение описательного текста по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег». | |||
2-е склонение имен существительных | |||
Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. | |||
3-е склонение имен существительных | |||
Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонений. | |||
Контрольное списывание по теме «Имя существительное» | |||
Падежные окончания имён существительных единственного числа 1,2 и 3 склонения. | |||
Именительный и винительный падежи. | |||
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. | |||
Упражнение в правописании имён существительных в родительном падеже. | |||
Родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | |||
Сочинение-отзыв по репродукции художника И.Е. Репина «Стрекоза» | |||
Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже | |||
Упражнения в правописании имён существительных в дательном и родительном падежах. | |||
Упражнение в распознавании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. | |||
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. | |||
Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже. | |||
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | |||
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | |||
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | |||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | |||
Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | |||
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | |||
Подробное изложение повествовательного текста с продолжением. | |||
Работа над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в правописании существительных с изученными орфограммами. | |||
Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен существительных» | |||
Множественное число имен существительных. | |||
Именительный падеж имен существительных во множественном числе. | |||
Родительный падеж имен существительных множественного числа. | |||
Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. | |||
Итоговая административная контрольная работа за I полугодие | |||
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. | |||
Свободный диктант по теме «Имя существительное» | |||
Анализ результатов свободного диктанта и работа над ошибками. | |||
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |||
Обобщение знаний о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен существительных. | |||
Обобщение знаний об имени существительном. | |||
Имя прилагательное | |||
86. | Имя прилагательное как часть речи. | ||
87 | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | ||
88 | Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имён прилагательных. | ||
89 | Склонение имён прилагательных. | ||
90 | Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. | ||
91 | Именительный падеж имён прилагательных единственного числа мужского рода и среднего рода. | ||
92 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | ||
93 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | ||
94 | Упражнение в различении имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном и винительном падежах и правописании их падежных окончаниях. | ||
95 | Упражнение в различении имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном и винительном падежах и правописании их падежных окончаниях | ||
96 | Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | ||
97 | Упражнение в правописании имён прилагательных мужского и среднего рода. | ||
98 | Выборочное изложение описательного текста по рассказу Ю.Коваля «Капитан Клюквин» | ||
99 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | ||
100 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе. | ||
101 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных в именительном и винительном падежах. | ||
102 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. | ||
103 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | ||
104 | Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. | ||
105 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. | ||
106 | Свободный диктант описательного текста. | ||
107 | Склонение имён прилагательных множественного числа. | ||
108 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах. | ||
109 | Правописание окончаний имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. | ||
110 | Правописание окончаний имён прилагательных в дательном и творительном падежах. | ||
111 | Подробное изложение повествовательно - описательного текста. | ||
112 | Анализ изложения и работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных. | ||
113 | Упражнение в распознавании безударных падежных окончаний имён прилагательных и имён существительных. | ||
114 | Анализ текста типа сравнительного описания. Составление описательного текста по аналогии с образцом. | ||
115 | Рецензирование сочинений. Обобщение знаний о роли имени прилагательного в тексте. | ||
116 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | ||
Местоимения | |||
117 | Местоимение как часть речи. | ||
118 | Личные местоимения 1, 2 и 3–го лицо. | ||
119 | Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица в косвенных формах и местоимений с предлогами. | ||
120 | Склонение личных местоимений 3-го лица. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями. | ||
121 | Употребление правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. | ||
122 | Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста. | ||
123 | Анализ изложений и работа над ошибками. Упражнение в правильном написании местоимений. | ||
Глагол | |||
124 | Глагол как часть речи (повторение) | ||
125 | Изменение глаголов по временам. | ||
126 | Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам. | ||
127 | Письменное сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Март» | ||
128 | Неопределённая форма глагола. Анализ ошибок, допущенных учащимися в сочинении .Почему эти глаголы так названы? | ||
129 | Неопределённая форма глагола Образование временных форм от глагола в неопределённой форме. | ||
130 | Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами. | ||
131 | Возвратные глаголы (общее представление). | ||
132 | Изложение повествовательного текста по опорным словам. | ||
133 | Спряжение глаголов (общее понятие) | ||
134 | Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глагола. | ||
135 | Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа. | ||
136 | Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописание НЕ с глаголами. | ||
137 | 1 и 2 спряжение глаголов. | ||
138 | Окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | ||
139 | Составление текста по сюжетным рисункам И.И. Левитана « Весна. Большая вода». | ||
140 | Упражнение в написании личных форм глагола с ударными окончаниями. | ||
141 | Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени. | ||
142 | Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме и в написании безударных личных окончаний глаголов. | ||
143 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | ||
144 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | ||
145 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | ||
146 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||
147 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание –тся и –ться в глаголах (общее представление) | ||
148 | Упражнение в правописании безударных личных окончаний –тся и ться в возвратных глаголах. | ||
149 | Подробное изложение деформированного текста по плану и опорным словам. | ||
150 | Анализ изложения и работа над ошибками, допущенными в изложении. | ||
151 | Повторение знаний о глаголах настоящего и прошедшего времени. | ||
152 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | ||
153 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | ||
154 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. | ||
155 | Краткое изложение повествовательного текста. | ||
156 | Анализ изложений. Работа над ошибками. Упражнение в правописании глагольных форм. | ||
157 | Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола. | ||
158 | Итоговый контрольный диктант. | ||
Повторение | |||
159 | Язык и речь. Текст, типы текстов. | ||
160 | Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. | ||
161 | Виды предложений по цели высказывания и интонации. | ||
162 | Слово и его лексическое значение. Составление текста по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь». | ||
163 | Значимые части слова. Словообразование. | ||
164 | Подробное изложение повествовательного текста. | ||
165 | Правописание гласных и согласных в корне слов. | ||
166 | Итоговая административная контрольная работа. | ||
167 | Части речи. Морфологические признаки частей речи. | ||
168 | Упражнение в правописании частей речи. | ||
169 | Контрольное списывание по теме: «Повторение» | ||
170 | Фонетико – графические упражнения. Звукобуквенный и звуковой разбор слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Русский язык" 3 класс
Рабочая программа составлена к учебнику Т. Г. Рамзаевой 3 класс....
Рабочая программа по курсу "Русский язык" 1 класс
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Русский язык Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др./ «Школа России» Сборник рабочих программ.1-...
Рабочая программа по курсу "Русский язык" 2 класс. Школа России
Рабочая программа по курсу "Русский язык" 2 класс. Школа России...
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Русский язык» в соответствии с основными положениями Федеральн...
Рабочая программа по курсу "Русский язык" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Рабочая программа по предмету "Русский язык".Пояснительная записка.Учебно-тематический план.Содержание программы.Требования к уровню подготовки учащихся.Планируемые результаты освоения программы.Систе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по курсу русский язык 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. Используемый УМК:Учебник: Э.В. Якубовская, Я.В Коршунова «Русский язык». 2 класс. Учебник для общеобразовательных орган...